Исландия

Исландия
25 июля - 10 августа 2010 г.

    Вступительное слово об Исландии я, с вашего позволения, пропущу. Много и цветасто говорить об этой уникальной стране большого смысла нет - всем и так прекрасно известны основные факты. Очень красиво, очень необычно и довольно дорого. И если вы поняли, что вам необходимо там побывать, то это, с моей точки зрения, одно из правильных решений в вашей жизни:)
    И тут возникает вопрос: а как же всё посмотреть, куда ехать и т.п. Надеюсь, что наш отчёт поможет в этом хотя бы отчасти.

    Из Москвы до Рейкъявика прямого авиасообщения нет, поэтому летели с пересадкой в Дюссельдорфе с небольшим ожиданием между рейсами. Билеты покупали примерно за 3 месяца перед поездкой, поэтому удалось купить билеты AirBerlin за 16500,0 руб.
    Опасения, связанные с задержкой рейса из-за вулканической активности Eyjafjallajokull, не оправдались - долетели практически по расписанию.
    Виза у одного из участников была мультишенгенская, остальные пятеро получали датскую (исландскую). Не без геморроя, но удачно.

25.07. Прилетели в Рейкъявик поздно вечером. Одна из машин у нас была заказана на следующий день, но по прилёту нам позвонили из прокатной конторы и сообщили, что мы можем забрать машину из их офиса прямо в аэропорте, что оказалось очень удобно. Вместо заказанной Гранд Витары нам предложили Jeep Patriot за ту же сумму. Хорошая машина, только расход не маленький, что, учитывая цены на бензин, несколько подпортили впечатление от неё.
    Заказывали машины и оплачивали их за два месяца до вылета, во-первых, потому, что ехали в самый сезон и нормальных автомобилей могло просто не быть в наличии, а, во-вторых, без этого нам бы просто не дали бы визу.
    Втиснулись в Jeep вшестером со всеми вещами и выдвинулись в сторону города. Без навигатора, особенно поначалу, да ещё и в темноте, ориентироваться было бы очень не просто. У нас был с собой автонавигатор Garmin, по которому и ориентировались. Карта очень порадовала и подробностью, и актуальностью. Источники указаны в Выводах.
    Изначально же наш план предполагал добирание от аэропорта до города на автобусе, а уже в городе поиск гостиницы.
    От аэропорта Кефлавик до Рейкъявика около 40 мин. езды.
    Приехали в г-цу, заказанную ещё в Москве.

26.07. Завтрак в гостинице.
    Часть группы отправилась осматривать город, остальные - за продуктами. Закупались в магазине Bonus в Т.Ц. Kringlan, расположенном на одноимённой улице, неподалёку от Perlan. Из круп есть рис, вермишель, чечевица. Нет конфет, тушёнки, колбасы. Рыбные консервы представлены только тунцом. В общем, о своём решении везти часть продуктов из Москвы мы не пожалели.
    По дороге заехали в Перлан - водораспределительная станция, являющаяся по совместительству музеем и смотровой площадкой. Вход бесплатный.
    После закупки продуктов выдвинулись всей группой в Голубую лагуну - знаменитый бассейн под открытым небом с тёплой термальной водой. От Рейкъявика сначала по дороге № 1, затем сворачиваем на 41-ю по направлению к Кефлавику и, не доезжая до него, поворачиваем на 43-ю по указателю Blue Lagun. От города около 40 минут езды. Вход в комплекс 28,6 евро/чел. Время не ограничено. С собой - купальный костюм и полотенце.
    Поплескавшись, вернулись в город и пошли искать место, где можно было бы поужинать. Кафешек не очень много и расположены они, в основном, на центральных улочках в районе ратуши. Для представления о ценах: мясной стейк стоит около 1 000 руб., самое дешёвое блюдо пицца - около 800 Isk (200 руб.).
    Температура днём +18С, вечером +13С, мелкий моросящий дождь.

27.07. Завтрак в гостинице.
    Забрали вторую машину (Jimny) в рейкъвиковском офисе компании. Пока загрузились и расселись, выехали около 12-00 и поехали мы по направлению к Долине гейзеров.
    Из города двигаемся сначала по дор. №1, затем сворачиваем на 35-ю по указателю.
    Перед входом в парк гейзеров АЗС - последняя на 35-й дороге. Поскольку наш путь лежал дальше, то заправили обе машины и залили канистры. Подавляющее большинство АЗС работают в автоматическом режиме, оплата карточками. Порядок заправки таков: скармливаем автомату карточку, вводим pin-код, вводим сумму в кронах, на которую планируем залить бензина (на июль 2010 года 1л.=193,0 - 193,4 isk), вынимаем карточку, снимаем заправочный "пистолет", заливаем оплаченное кол-во бензина, вешаем "пистолет" обратно, вставляем карточку, распечатываем чек. На заправках только два вида топлива: дизель и бензин.
    Вдп.Гульфосс расположен в 10 километрах дальше по 35-й дороге.
    После осмотра водопада выдвинулись дальше. Примерно через 10 км. асфальт заканчивается и начинается грунтовка. Пыль, "стиральная доска" (грунтовки почти все такие), скорость падает до 60 - 80 км./ч. (Кстати, официально разрешённая скорость передвижения по асфальтовым дорогам 90 км/ч, все едут максимум 100 км/ч).
    В 18-00 подъехали к перекрёстку с дорогой F347, ведущей к Kerlingarfjoll. Но мы поехали дальше, в Hveravellir. С 35-й дороге к нему ведёт дорога F735.
    По дороге на Jeep`е пробили колесо, оперативно поменяли на запаску, поехали дальше.
    Несмотря на поздний час, в купальне (запруда для горячей термальной воды под открытым небом) сидит толпа народа, поэтому купаться не полезли, погуляли вокруг и поехали обратно в Kerlingarfjoll, до которого добрались к 20-00, где и заночевали в кемпинге.
    Народу тоже не мало. Душ платный, работает несколько часов в день по расписанию (не уточняли). Готовили на кухне в домике (пользование кухней входит в стоимость проживания). Небольшое помещение на кучу народа. С утра - толчея, 4 газовых конфорки на всех.
    Стоимость проживания 1300 isk/чел.
    Дорога везде проезжая, без бродов.
    Весь день солнце, жарко. Под вечер похолодало до +11С, плотный туман.
    Пробег за день 262 км.

28.07. С утра облачность 8 баллов, тепло, туман рассеялся.
    От лагеря решили сходить к источнику "с водяным горбом". К источнику ведёт набитая тропа по левому (орографически) берегу ручья. Идти около 20 мин. Однако оказалось, что расход источника связан с количеством осадков, а т.к. дождей давно не было, то мощный источник превратился в небольшой ручеёк, причём не очень горячий. Зато на источнике почти никого нет.
    Но что надо обязательно посетить, так это расположенную неподалёку от кемпинга местную долину гейзеров. До неё около 10 мин. на машине далее вверх по дороге F347 (бродов нет). А дальше - гулять, восторгаться, удивляться, нюхать, при желании купаться. С нашей точки зрения это место одно из самых необычных во всей нашей поездке.
    После осмотра выдвинулись в обратный путь.
    Заправились опять на той же заправке около входа в Долину гейзеров.
    Оказалось, что шиномонтажи в Исландии не очень распространены. Для ремонта пришлось ехать в дер.Ida (расположена на 31-й дороге, в 2 км. от гор. Laugaras). Причём работает шиномонтаж/сервис до 18-00. Несмотря на то, что расположен сервис в глубинке, расплатились опять-таки карточкой.
    Ремонт колеса 4135 isk, ремонт за свой счёт.
    От шиномонтажа поехали дальше на Ю-В по 31-й дороге, с неё - на 32-ю, затем свернули на 26-ю и далее на F225.
    Через 6 километров от съезда на дорогу F225 повернули направо по указателю в сторону Гекклы. Дорога каменистая, довольно крутая. Местами уклон доходит до 15 - 20 град. Jimny взбирался без проблем, а вот Jeep регулярно буксовал и забирался с трудом. К счастью, дорога была сухая. Можно ли забраться наверх после дождя на стандартных машинах - вопрос.
    Дорога поднимается до высоты около 1000 м. и там заканчивается. Отсюда до вершины совсем немного, но при нашей погоде (сильный ветер, туман, видимость около 20 м.) подниматься на вершину не имело смысла, да и время было уже позднее - около 20-00.
    Мест для лагеря ни у подножья Гекклы, ни по дороге нет из-за отсутствия воды.
    Благополучно спустившись, выехали опять на F225, повернули в сторону Landmannalaugar и заночевали у дороги примерно в 12 км. от указателя на Гекклу. В этом месте ручей образует излучину с ровной площадкой, на которую можно съехать с дороги.
    Днём - солнце, тепло, под вечер низкая облачность, +14С, ветер.
    228 км.

29.07. Примерно через 3 км. от стоянки - неглубокий брод.
    Перед самим кемпингом Landmannalaugar тоже необходимо пересечь вброд реку. При нашем уровне воды брод совсем неглубокий, но, тем не менее, довольно много машин не решилось его преодолеть. Их оставляют на стоянке перед бродом и переходят реку по пешеходному мостику.
    Вокруг кемпинга много маркированных набитых троп. Маршруты самые разнообразные - продолжительностью от нескольких часов до нескольких дней. Походили по окрестностям, залезли на две доминирующие вершинки. Очень необычные пейзажи - лавовые поля, разноцветные склоны гор. Красиво.
    Гуляли около 5 часов.
    Искупались в геотермальном бассейне. Бассейн представляет из себя небольшую запруду на ручейке, текущем по заболоченной равнине. Расположен в 100 м. от административного здания кемпинга. Куча народу, поэтому в саму запруду не полезли, а курсировали по впадающему в неё ручейку. Температура воды такая же, глубина по колено. Много ила.
    Ночёвка в кемпинге стоит 4000 isk с палатки, пользование душем - 400 isk/5 мин.
    Поразмыслив, решили со всей толпой не стоять, а выдвинулись дальше в сторону Торсмёрка (хорошая карта дорог висит на стене в административном здании) по дороге № 224.
    Дорога постепенно набирает высоту. На 400-х метрах въехали в очень густое облако, видимость упала до 20 м., дождь. Много бродов, но, учитывая низкий уровень воды, проезжали их даже без промера глубины. Самый глубокий брод около 30 см.
    Мест для лагеря по пути нет.
    Поворот на 233-ю дорогу проехали мимо, т.к. в 2 км. далее расположен кемпинг. Стоянка в кемпинге 9000 isk с палатки. Уточнили на ресепшн, что ставить палатки можно не только на территории кемпинга, но и вокруг. Развернулись, отъехали около километра обратно по направлению к повороту на 233-ю дорогу и поставили палатки буквально на обочине, благо был уже поздний вечер, а по ночам трафик равен нулю. Воду брали из реки (Skafta ?), протекающей рядом вдоль дороги.
    С утра приехал какой-то мужик со словами, что земля, на которой мы ночевали, является муниципальной собственностью и стоять тут в принципе нельзя, хотя никаких указателей на этот счёт нет. Мы его вежливо выслушали, покивали головами, но, поскольку мы уже собирались к этому времени выезжать, то и спорить не стали, да и сам он ни на чём не настаивал. Поэтому вопрос кто же из нас был прав в этой ситуации остался открытым. А мы и дальше придерживались следующего правила: если нет ограждений (все частные территории обнесены заборами из проволоки) и запрещающих табличек, то смело можно ставить палатки. До конца путешествия это правило работало абсолютно чётко и никаких эксцессов не было ни разу.
    Весь день облачность 10 баллов, дождь от моросящего до сильного, +15С.
    80 км.

30.07. С утра всё так же дождь, пасмурно. Выдвинулись в сторону Торсмёрка. Доехали до поворота на дорогу №233, с неё повернули на 210-ю, затем на 261-ю. По дороге несколько бродов. Глубина до 50 см. Местами ехали просто по полям из чёрного песка, залитым водой. Направление определяется только по вешкам.
    Торсмёрк - местность около ледника Myrdalsjokull, вдоль подножия которого течёт река. Чувствуется близость недавно извергавшегося Eyjafjallajokull - местность засыпана тёмно-серым вулканическим песком, который в сочетании с сильным ветром даёт огромные шлейфы пыли, издалека принятые нами за испарения над геотермальными источниками.
    Путеводитель (книжка Н.Велигжанина) советует в этом месте гулять по окрестностям, что, видимо, правильно, особенно это интересно после извержения, но у нас на это, к сожалению, не было времени. Ночевать, судя по всему, можно в кемпинге или на ферме.
    Далее ехали по 261-й дороге, затем по 250-й, с которой свернули на 1-ю.
    Водопад Seljalandsfoss расположен слева от дороги №1 (по ходу нашего движения), виден с дороги. Заезд непосредственно к водопаду по 249-й дороге.
    Ещё через 1,5 км. по 1-й дороге - АЗС, расположена справа от дороги. Заправились.
    Ещё через 27 километров слева - водопад Skogarfoss. С дороги он не виден, но на него есть указатель.
    Ещё 20 километров по дороге №1 и мы доехали до указателя на скалы Dyrholaey. Скалы расположены справа от дороги. Сильно выдаются в море, благодаря чему издалека видны с дороги. Дорога поднимается на холм с маяком, с которого и начинается прогулка по скалам.
    После осмотра скал вернулись на дорогу №1, по которой доехали до поворота на 206-ю, ведущую к влк. Лаки (Lakagigar). Дорога местами очень неприятная - камни, скорость редко превышает 40 км/ч, но в целом несложная, с неглубокими бродами.
    Встали лагерем примерно в 20 км от дороги №1, на берегу реки у очередного брода.
    Погода переменная. Заметили закономерность - чем ближе к побережью, тем более солнечная, тёплая и малодождливая погода. При углублении к центру острова вероятность плохой погоды возрастает многократно.
    +15С.
    255 км.

31.07. С утра опять пасмурно, но дождя нет.
    Дорога приводит к стоянке, от которой начинается подъём на Лаки. Подъём занимает около 25 мин. Очень рекомендуем зайти в кальдеры у подножия горы, из которых, собственно, и происходило истекание лавы. К стоянке под Лаки подходит две дороги, образуя кольцо. Развилка примерно в 12 км. от горы. Имеет смысл проехать по обоим. Для подъезда к горе мы выбрали правую (по ходу движения) дорогу, а возвращались по другому маршруту, на котором посетили очень красивое озеро в кратере. Расположено оно примерно в 3 км. от горы.
    Выехали обратно на дорогу №1 и по ней до указателя на Skaftafell (поворот налево на дорогу №998, сразу за микро-аэродромом, расположенным справа от дороги). Машины оставляем внизу на стоянке и идём пешком до "Чёрного водопада". Смотрится неплохо, но лучше пройти ещё дальше по тропе, уходящей от смотровой площадки направо-вверх. По ней мы забрались на каменную гряду, обрывающуюся на язык ледника. Отсюда открывается замечательный вид и на ледник и, при хорошей погоде, на самую высокую гору Исландии. Нам с погодой повезло - было солнце. Обратно можно вернуться напрямик по тропе, идущей по-над языком ледника.
    Осмотр Skaftafell занял 2,5 часа.
    Далее по 1-й дороге до Jokulsarlon. Проехать мимо это озеро невозможно - айсберги прекрасно видны с дороги. Интересно пройтись вдоль протоки к морю и посмотреть как айсберги впадают в море. Видели резвящихся котиков.
    На осмотр Jokulsarlon требуется не менее 30 мин.
    Т.к. у части группы была заказана гостиница в 40 км. далее по дороге, рванули туда. На место приехали около 22-00, заселились, остальные ночевали в палатке недалеко от гостиницы.
    2-х местный номер 190 евро/сутки, завтрак включён в стоимость номера (как и во всех остальных гостиницах). Погода переменная, +15С.
    284 км.

1.08. Продолжили путь по дороге №1.
    У 4-х из нас на эту ночь тоже была заказана гостиница в городе Neskaupstadir, поэтому решили проехать по побережью, осматривая фьорды. С дороги №1 свернули на 96-ю, по которой через туннель попали в гор. Reydarfjordur.
    В городе посетили военный музей - указатели на него висят по всему городу. Посещение музея 350 isk/чел. и это единственное место за всю нашу поездку, где принимают только наличные.
    После музея решили попробовать рыбных блюд в кафешке. Суп 250 isk, рыба с гарниром 2500 isk. Здесь же можно и переночевать - сдаются комнаты, цены не узнавали.
    До Neskaupstadir доехали по дороге №92. 2-х местный номер в гостинице стоит 110 евро/чел. Оказалось, что сеголня день города. Улицы разукрашены, население в праздничном настроении, вечером концерт под открытым небом. Решили, что ночевать в гостинице будем все, в один из номеров поставили две дополнительные кровати (25 евро/чел.).
    Ужин готовили на горелках на заднем дворе гостиницы.
    Облачность 5 баллов, ветра нет, +15С.
    305 км.

2.08. Далее наш путь лежал в Kverkfjoll.
    Ехали через город Egilsstadir, где докупили продукты и заправились по полной, поскольку следующая заправка будет ещё не скоро. Продуктовые магазины, в т.ч. Bonus, расположены рядом с АЗС.
    С дороги №1 свернули на 923 (асфальт сразу кончился и началась грунтовка), затем направо (по ходу нашего движения) на 910-ю, с которой повернули на 903-ю, после чего - на 902-ю, которая и привела нас к кемпингу у подножья ледника.
    По дороге пересекли несколько бродов, но не глубоких - около 30 см.
    Дождь, ветер, прохладно.
    Поставили палатки, еду готовили в домике, одновременно являющимся и кухней, и гостиницей, и столовой. Домик очень уютный.
    За пользование кухней надо платить, причём платится не за количество человек в группе, а индивидуально. Поэтому на кухню мы "делегировали" двух человек. Ужинали в домике (оказалось, что это входит в оплату проживания). Поужинав и выйдя на улицу обнаружили, что ветер усилился до такой степени, что палатки практически лежат на земле, попытка загородить их автомобилями не увенчалась успехом. Но тут вышел смотритель кемпинга и предложил переместиться в домик, благо 2-й этаж, несмотря на обилие туристов, был свободен и это без всякой доплаты.
    Как мы поняли, ветер и дожди в данном месте явление обычное (возможно, сказывается близость ледника), но такой сильный случается редко.
    Стоимость проживания в Kverkfjoll: в палатке 1000 isk/чел., в домике 4200 isk/чел., пользование кухней 400 isk/чел., душ 400 isk/чел./5 мин.
    +15С, в Kverkfjoll +8С, очень сильный ветер и дождь.
    260 км.

3.08. Ночью ветер стих, утром не было даже дождя.
    От кемпинга до площадки, от которой начинается трек - около 5 км. по дороге. Доехали, поставили машину и далее отправились к леднику пешком.
    От площадки идёт маркированная тропа, пересекает реку по мостику. Ледяная пещера расположена чуть выше по течению этой речки, вытекающей из-под ледника, буквально в 100 метрах. От площадки до пещеры около 10 мин. пешком.
    Надо сказать, что даже при нашем низком уровне воды, добраться до входа в пещеру посуху не получилось - вода сильно подмыла берег. Можно было пройти вброд (очень не глубоко), но смысла в этом не было: своды пещеры обрушились. Остался только высокий ледяной мост, вход в саму пещеру завален глыбами льда, преодолеть которые без кошек очень затруднительно, да и сверху периодически падают куски льда. Сама пещера, насколько мы смогли увидеть с отрога ледника, не глубокая, хоть и высокая.
    Учитывая всё вышесказанное, даже при наличии доступа в пещеру, с нашей точки зрения, ехать в такую даль бессмысленно. Особых красот в этом районе нет, погода бОльшую. часть времени отвратительная. Другое дело, если приехать в Kverkfjoll специально для того, чтобы походить по леднику - из кемпинга организуются обзорные экскурсии, "кошки" можно взять в прокат на месте.
    В результате мы погуляли вдоль ледника и, несколько разочарованные, отправились дальше по маршруту - в центр пустоты - Askja. От кемпинга выехали обратно по дороге №902, затем свернули по указателю на 910, к началу треккинга приводит дорога F894. Дорога - уже привычная зубодробительная грунтовка, бродов нет. В Askja большой кемпинг (стоимость проживания не узнавали). Кемпинг расположен примерно в 7 км. от площадки для автомобилей, с которой начинается пешеходная тропа к озеру.
    Тропа проходит через огромные поля, засыпанные чёрным лавовым песком. Очень красиво и необычно. Заканчивается тропа у двух озёр: большого пресного и расположенного непосредственно рядом с ним маленького термального с бирюзовой водой. В маленьком озере можно купаться. Народу на порядок больше, чем в Kverkfjoll, но и виды тут несравнимо лучше.
    Осмотр занимает около 1,5 - 2 часов.
    От Askja поехали в сторону побережья, намереваясь попасть на вдп. Dettifoss - сначала по дороге №910, затем свернули на F88, выходящей на дорогу №1. Свернули направо (по ходу нашего движения) на 1-ю и почти сразу - на 864-ю к водопаду.
    Дорога F88 хоть и грунтовая, но лучшего качества, чем предыдущие. Однако на ней придётся преодолеть два глубоких брода. Они обозначены дополнительными табличками с рекомендуемой траекторией движения. Эти броды были самыми глубокими на нашем маршруте - 60 - 70 см. В одном из бродов чуть не засадили Jimny, забуксовав в мелких камушках, из которых сложено дно. Но выехали самостоятельно. К сожалению, оказалось, что двери у машины закрывались не герметично и мы ещё долго вычерпывали набравшуюся в салон воду.
    К Dettifoss приехали в 20-30. На осмотр 40 мин.
    На ночёвку поехали в Asbyrgi, там же и заправились. (Без канистр проделать этот двухдневный путь у нас бы не получилось. Jimny дотянул на одной заправке от Egilsstadir до Dettifoss, в Jeep`е закончился бензин, за 15 км. до 1-й дороги).
    Ночевали в кемпинге, т.к. "халявных" мест для ночёвки в окрестностях нет - вокруг территория национального парка.
    Стоимость проживания в кемпинге 950 isk/чел.
    Погода переменчивая, в Аскья нас настиг ливень, который ближе к побережью закончился. +15С.
    245 км. (По плану мы должны были в этот день ночевать в кемпинге в Askja, но, посмотрев на количество народа, решили напрячься и заодно сэкономить один день).

4.08. С утра осмотр Asbyrgi. Кемпинг расположен в 7 км. от площадки - начала осмотра. Осмотр занял около 40 мин. Если есть достаточно времени, можно по тропам подняться наверх и окинуть взглядом всю "подкову".
    От Asbyrgi выдвинулись в сторону оз. Myvatn и г. Krafla по 85-й дороге (асфальтирована). Мыс Tjorness понравился - красиво. Не доезжая около 5 км. до Husavik съехали с дороги и, благо погода тёплая и солнечная, искупались в море. Вода не ледяная, около +10С, приятный чёрный песок.
    Husavik знаменит тем, что из местного порта организуются экскурсии на корабликах для наблюдения за китами. С июля по август кораблики отходят почти каждый час, начиная с 8-30, последний рейс в 20-15 (www.northsailing.is). Здесь же, по слухам, расположен музей фаллосов. Мы эти экскурсии проигнорировали и поехали дальше.
    С 85-й дороги свернули на 87-ю в сторону Myvatn, на перекрёстке с 1-й дорогой - налево (на восток). Где-то в этом районе находится "северная" голубая лагуна, но мы её не нашли, хотя и не особо тщательно искали. Дорога поднимается на перевал, с вершины которого становится видна очередная геотермальная площадка. Поворот на неё направо в конце спуска. Очень красивые разноцветные горы, фумаролы с вырывающимися из них струями пара, грязевые гейзеры. Единственный минус - очень сильный неприятный запах. Осмотр 30 - 40 мин.
    В 100 м. дальше по 1-й дороге поворот налево на 863-ю дорогу, уже непосредственно к Крафле. Проезжаем мимо геотермальной электростанции (хотели попасть туда на экскурсию, но никакой информации об этом не нашли, поэтому поехали дальше). Дорога приводит на смотровую площадку под горой - осмотр озера Viti ("ворота в ад"). Осмотр самого озера - около 30 мин., можно залезть на саму гору, но особого смысла мы в этом не увидели. Krafla - один из самых "свежих" вулканов, но извержение происходило не из горы, а из разлома у её подножия. Осмотр разлома и его окрестностей, залитых свежей лавой, начинается от автомобильной площадки, расположенной в 200 метрах ниже площадки у оз. Viti. По всей длине разлома до сих пор вырывается пар, почва на ощупь тёплая. Чёрная лава перемежается разноцветными склонами с гейзерами. Красиво...
    На поверхностный осмотр Крафлы 3 - 4 часа.
    От Крафлы выдвинулись обратно в сторону Myvatn. Тут на Jimny и порвался уже неделю визжащий ремень генератора. На аккумуляторе добрались до 1-й дороги, позвонили в прокатную контору, которая вызвала к нам автомеханика из близлежащего посёлка. Приехал мужичок с ремнём, но с минимальным набором инструментов, с которым с натягиванием ремня он не справился и уехал за дополнительными ключами. Пока он ездил мы с помощью монтировки и ручки от домкрата натянули ремень и механику осталось только затянуть крепёж. (Дополнительными инструментами оказались два водопроводных ключа. Что он с ними собирался делать не понятно). Вызов для нас был бесплатен - ремонт входит в стоимость аренды. Ремонт в общей сложности занял 1 час.
    На перекрёстке 1-й и 87-й дорог есть кемпинг на берегу озера.
    Двое заночевали в палатке на берегу озера. Очень красивое место, расположено на восточном побережье озера на дор.№1, примерно в 8 км. после пересечения с 87-й. Поворот к озеру по указателю Kalfastrond.
    Остальные отправились ночевать в заказанную гостиницу Edda в 10 км. за вдп. Годафосс по 1-й дороге, у оз. Ljosavatn. 2-х местный номер 122 евро.
    Myvatn переводится, вроде, как "комариное озеро" и в наш приезд это название полностью оправдало себя: очень много какой-то крупной мошки, норовящей забиться во все щели, но, к счастью, не кусающейся. К вечеру вся засыпает.
    Облачность 7 баллов, дождя нет, +18С.
    162 км.

5.08. С утра пасмурно, +15С, дождя нет.
    Продолжили путь в объезд озера по 1-й дороге в направлении вдп. Godafoss. После Dettifoss он не так впечатляет (высота всего 12 м., небольшой расход), но тоже красиво. Очень много народа.
    От водопада выдвинулись дальше по дор.№1 в сторону Akureyri. Город производит впечатление гораздо более современного, нежели Рейкъявик. Но тоже никакой суеты, всё аккуратно и красиво.
    На выезде из города заехали в Bonus, докупили продукты.
    Почему-то в этот день бензин резко подорожал до 197,5 isk/л. Мы надеялись, что это местечковое явление, но, как потом оказалось, бензин по всей стране стоит примерно одинаково.
    Из Akureyri выдвинулись по дор.№ 82 к г. Siglufjordur. Проехали через г. Dalvik с кучей кемпингов и г. Olafsfjordur с очень сильным запахом тухлой рыбы. В Olafsfjordur заправились.
    Оказалось, что туннель между Olafsfjordur и Siglufjordur (дорога №76) находится в процессе строительства (ориентировочное время открытия октябрь 2010 г.), поэтому поехали в объезд по 82-й дороге. От Olafsfjordur до побережья дорога грунтовая, на остальных участках асфальт.
    Siglufjordur и окрестности городка очень понравились. Ни разу не пожалели, что забрались в такую даль:) И вообще мыс производит исключительно положительное впечатление. Не зря, по слухам, этот район включён в топ-5 Lonely Planet. Хотя, возможно, такому восприятию в немалой степени способствовала отличная погода. Воспользовавшись погодой искупались в 6 км. от пересечения 82-й и 76-й дорог на каменистой косе у зал.Miklavatn.
    Затем поехали на запад по 76-й дороге. Из-за нехватки времени не заехали в Hofsos, в котором, судя по путеводителю, расположен красивый водопад и красивые необычные скалы.
    С дор.№76 свернули на 75-ю, по которой доехали до музея под открытым небом "земляная деревня" в местечке Glaumbaer. Музей расположен непосредственно у дороги (слева по ходу нашего движения), ориентир - белая церковь рядом с ним (именно она видна на заднем плане на фотографии). От музея до перекрёстка с дорогой №1 7 км. Встать рядом с Glaumbaer и вообще вдоль 75-й дороги негде - всё в фермах, заборах и отелях. Чудом обнаружили заброшенный кемпинг, где и поставили палатки. Единственный минус - отсутствие воды, которую набирали в туалете на АЗС на перекрёстке.
    Найти кемпинг можно так: едем по 75-й дороге до пересечения с 1-й, поворачиваем налево (на восток) на 1-ю, проезжаем 200 м. и сворачиваем направо на грунтовую дорожку, являющуюся также подъездом к автомагазину. В магазин не заезжаем, а едем дальше и через 200 м. видим справа огороженный поросший травой склон с заброшенным домиком с надписью WC. Около домика и ночевали.
    На побережье отличная погода, как только отъехали вглубь острова буквально на 20 км., начал моросить дождик, небо затянуло тучами. +15С.
    370 км.

6.08. С утра съездили осмотрели "земляную деревню". Вход в музей 600 isk/чел. Осмотр около 40 мин.
    Дальше наш путь лежал на мыс Vatsnes. Ехали по 1-й дороге, через г. Blonduos. Велигжанин в своём путеводителе говорит о красивом необычном пляже в местном кемпинге, но погода в этот день к осмотру пляжей на располагала, поэтому заправились и поехали смотреть лежбище котиков на мысу. Для этого с 1-й дороги свернули на 716-ю и затем на 711-ю, идущую по периметру мыса.
    На мысе Vatsnes две достопримечательности - лежбище котиков и скала, по форме напоминающая слона. Обе точки расположены на западной стороне мыса и особого смысла объезжать его весть по периметру нет. Хотя, судя по фоткам с гугла, на северной оконечности мыса расположена заброшенная ферма у залива Hindisvik. Мы её не видели - возможно, просто пропустили.
    Лежбищ мы нашли два. Первое расположено примерно в 6 км.к югу от пересечения 711 и 712 дорог. Местечко Illugastadir. Здесь расположен отель, стоянка для машин, туалет. Указателей, кроме рекламы отеля нет, но и проехать мимо это место трудно. От площадки для машин по тропе вдоль берега моря около 10 мин. до места, с которого можно наблюдать валяющихся животных. Лучше приезжать в отлив, тогда по литорали можно перебраться на островок, с которого лежбище видно лучше. Мы были на месте в 14-00 и на островок перешли посуху. Очень много птиц.
    Следующее лежбище расположено буквально в 500 м. далее по дороге №711. Здесь стоит указатель с рисунком котика. Машины оставляют прямо на дороге, до "наблюдательно пункта" 3 мин. пешком.
    Т.к. котики лежат не на берегу, а на островках, то для наблюдения за ними не помешает иметь с собой бинокль. На осмотр лежбищ не менее 1 часа.
    Скалы-слона мы не нашли (с дороги она не видна), но, по словам местных жителей, она расположена в непосредственной близости от второго лежбища, чуть дальше на юг по 711-й дороге.
    По 711-й доехали до г. Hvammstangi, знаменитого магазином шерстяных изделий. Магазин действительно есть, расположен на выезде из городка. Не сказать, что в нём очень низкие цены, зато неплохой выбор.
    Поскольку у нас образовался "лишний" день, решили заехать на северо-западный мыс острова (не понятно как он называется). Ехали по дороге №68. Встали лагерем неподалёку от дороги, на берегу ручейка около полуразрушенного автомобильного моста, не доезжая 9 км. г. Holmavik. С дороги сворачивать налево (по ходу нашего движения) по указателю "Kluka".
    Весь день облачность 10 баллов, под вечер дождь, +15С.
    294 км.

7.08. Дальше ехали по 68-й дороге. Через некоторое время она меняет свой номер на 661-й, с неё свернули на 643-ю, по которой выехали к заливу Bjarnarfjordur. Вся дорога характеризуется однообразным пейзажем, смотреть практически нечего, поэтому развернулись и поехали на Ю-З побережье полуострова сначала по 643-й дороге, затем свернули на 61-ю и далее на 608-ю. 608-я пролегает по интересным местам. Выехали по ней на побережье и повернули на юг на 60-ю. Примерно через 7 км от перекрёстка АЗС с отелем.
    У 4-х из нас была заказана гостиница в местечке Laugar (дорога № 589). 2-х местный номер 190 евро/чел. Ночёвка в кемпинге около отеля 850 isk/чел. Здесь есть небольшой бассейн с тёплой термальной водой. Доехали до гостиницы к обеду и дальше "налегке" отправились в музей Эриха рыжего, по преданию первооткрывателя Гренландии.
    Местечко с музеем называется Eiriksstadir и расположено на дороге №586, примерно в 8 км. от пересечения с 60-й. Вход 400 isk/чел. Необходимость посещения сего места очень сомнительна: музей состоит из реконструированного дома с экскурсоводом, рассказывающем о событиях из жизни Эрика и развалин, позиционирующихся как реальный дом Эрика, но которые мы так и не идентифицировали.
    В г. Budardalur закупились необходимыми продуктами в магазине при АЗС, в том числе купили местный деликатес - тухлую акулу. К счастью, сие блюдо продаётся маленькими упаковками, т.к. съесть больше пары малюсеньких кусочков не смог никто. Даже спирт не помог. Так и выкинули.
    С утра пасмурно, но ближе к обеду облачность рассеялась, выглянуло солнце, +18С.
    160 км.

8.08. Выдвинулись дальше по 60-й дороге, с которой свернули на 54-ю, идущую по периметру полуострова Snaefellsness. С 54-й свернули на 58-ю к городу-порту Stykkisholmur, из которого ходит паром до г. Brjanslaekur. Время в пути около 2,5 часов. Из Stykkisholmur паром отходит в 9-00 и 15-45, из Brjanslaekur в 12-15 и 19-00. Стоимость билета на машину с 4-я людьми 19750 isk, без машины проезд 3500 isk/чел.
    Городок Stykkisholmur очень понравился, со смотровой скалы у порта открывается отличный вид на море.
    От Stykkisholmur поехали дальше на запад сначала по 54-й дороге, переходящей потом в 574-ю. В бухте Grundarfjordur полюбовались на гору Киркьюфедль, отмеченную в путеводителях.
    По дороге без номера (как ни странно!) доехали до самой западной точки острова - Эндвердарнес, проехав мимо ещё одной достопримечательности - маленького пляжа с жёлтым песком. Сильный холодный ветер, но при этом куча купающегося народа. На западной оконечности стоит маяк (небольшой с квадратным основанием, не путать с круглым маяком, стоящим неподалёку, но не самой западной точке). В 200 м. от маяка по указателю подземный источник. Мыс очень красивый (особенно в хорошую погоду): лавовые поля, отвесно обрывающиеся в море.
    Осмотр мыса 40 мин.
    От маяка вернулись обратно на 574-ю дорогу и по ней поехали к следующей достопримечательности - бухтам Dritvik и Дьюпалонсандур. Поворот с дороги направо по указателю. На мысу между бухтами отыскали небольшой лабиринтик из камней.
    На осмотр бухт не менее 1 часа.
    Далее по 574-й дороге. Заехали в Budir (поворот направо к побережью в районе пересечения 574-й и 54-й дорог), пофотографировали вид на ледник Snaefellsjokull. До побережья из-за отстуствия времени не дошли, хотя там путеводитель обещал большой пляж с жёлтым песком и красивости. К леднику из-за отсутствия времени не поехали. К подножию ледника ведёт 570-я дорога.
    Заехали посмотрели на базальтовые столбы в районе пос.Gerduberg. Поворот налево напротив пересечния с 567-й дорогой. Дальше по этой же дороге доехали до подножья конуса вулкана красного цвета. Наверх не полезли.
    Птичьего базара у селения Малариф не нашли. Стоянка машин расположена не в самом селении (2 дома), а чуть дальше (восточнее), буквально через 300 м. после указателя на Малариф. Стоянка прямо у дороги.
    По дороге приехали в Borgarnes (АЗС, Bonus). Дома, покрытые дёрном, расположенные в городке, не впечатлили, тем более, что 3 из 5 домиков разобраны, оставшиеся используется как хозяйственные постройки.
    От Borgarnes - по дороге №1 до поворота налево на 50-ю, по которой доехали до 518-й. Четверо заселились в гостиницу в местечке Reykhol в отеле Edda (95 евро/2-хместный номер), мы же поехали искать место для палатки. Нашли отличное место (судя по следам здесь периодически даже жгут костры!) на левом (орографически) берегу реки Hvita в зарослях карликовой берёзки. Расположено оно на 518-й дороге на её южном отвилке - на том, который ведёт к Husafell, примерно в 2 км. за местом, где 518-я дорога раздваивается. Ориентир: слева начинаются заросли берёзки и практически сразу налево к реке отходит малоприметная грунтовая дорожка. Очень много ягод и грибов.
    Через 1 км. дальше поворот на Hraunfossar - полоса водопадиков, впадающая в реку. Стоянка для автомобилей, смотровая площадка.
    Чуть дальше есть кемпинг, но, судя по его виду, не из дешёвых.
    По ощущениям встать "дикарём" можно и за кемпингом у реки (никаких предупреждающих знаков и ограждений мы не увидели), но места не такие уютные и полностью открытые.
    Весь день солнечно, +20С, вечером резко похолодало до +10С.
    429 км.

9.08. Доехали по 518-й дороге до поворота на 550-ю (грунтовая), с которой свернули на 551-ю, ведущую к подножию ледника Langjokull. Номера дороги на указателе нет, вместо этого нарисована собачья упряжка.
    В конце 551-й дороги небольшой кемпинг, в котором, возможно, можно переночевать. Здесь же набирают желающих на экскурсии по леднику (зимой на снегоходах, летом на огромных грузовиках).
    Погода солнечная, немного погуляли по леднику (уклон небольшой, трещин нет, но неплохо иметь тёмные очки).
    У нас на пробежку по леднику ушло около 1 часа, но всё зависит от погоды.
    Проехать по 550 и 551 дорогам можно на обычной машине - бродов нет.
    Из-под ледника вернулись на 550-ю дорогу и поехали по ней на юг в сторону Pingvellir. 550-я дорога через некоторое время переходит в 52-ю и после пересечения с 36-й становится 361-й. Проехав по 361-й дороге ещё около 1 км. вы оказываетесь на стоянке для машин, откуда начинается осмотр Pingvellir.
    На осмотр потребуется около 1,5 часов.
    Рекомендую взглянуть на разлом Brennugj`a. Он обозначен на карте местности, выдаваемой в информ-центре, расположенном на перекрёстке 52-й и 36-й дорог. Здесь же производится оплата кемпингов в окрестностях Pingvellir (3 штуки на выбор). Стоимость 1000 isk/чел.
    Выбрали кемпинг напротив информ-центра. Огромные площадки, народу практически нет.
    Весь день солнце, +20С. Ночью +10С.
    91 км.

10.08. Из кемпинга выехали на 36-ю дорогу, по которой доехали до 1-й, по ней налево до первого перекрёстка с круговым движением (около 1 км.) и на нём свернули налево в местечко Алафосс. Здесь расположен магазин по продаже шерстяных изделий. По сравнению с Hvammstangi недёшево, но выбор больше. Практически ничего не купили и поехали дальше в Рейкъявик.
    Погуляли ещё раз по городу, поднялись на верх ратуши (500 isk/чел.).
    От Pingvellir до Рейкъявика 108 км.
    Машины надо возвращать с полностью заправленными баками. АЗС есть в нескольких километрах перед аэропортом, там и заправились.
    Приехали в офис в 18-07, а работают они до 18-00. Двери закрыты, никого нет. Позвонили в головной офис, где нам посоветовали оставить машины незапертыми перед офисом, ключи положить внутри.
    До начала регистрации оставалось ещё много времени, поэтому приготовили ужин на горелках в углу автостоянки на предусмотрительно оставленном в них бензине. Воду набирали в туалете в аэропорту.
    TaxFree в аэропорту находится на втором этаже за паспортным контролем, рядом с лестницей, ведущей на 2-й этаж. Часы работы с 05-30 до 8-00 и с 13-00 до 17-00. В остальное время надо положить заполненные TaxFree чеки (поэтому важно правильно и чётко заполнить их) в лежащие тут же конверты и терпеливо ждать возвращения денег на карточку.

    Выводы:
    - указатели направления и номера дорог есть практически на всех перекрёстках. Но иногда они отсутствуют и, конечно же, именно в тех местах, где не совсем чётко понятно куда ехать дальше. Поэтому GPS или хотя бы компас с картой необходимы;
    - исландские грунтовки (а это практически все дороги, кроме 1-й) представляют из себя "тёрки", выматывающие непрерывной вибрацией. Иногда встречаются участки каменных россыпей. При подсчёте времени надо учитывать, что скорость передвижения по ним не выше 60 км/ч;
    - имеет смысл брать с собой рем.комплект для ремонта колёс. Шиномонтажи встречаются не очень часто и работают, в основном, до 18-00;
    - наличие канистры в машине не только удобно (бензин для горелок), но и для некоторых маршрутов просто необходимо. При заказе машины на этом надо акцентировать внимание;
    - во время нашей переписки с конторой по прокату автомобилей мы указали на то, что нам необходима хорошая новая резина (это они выполнили), но нам и в голову не могло прийти, что в одной из машин (Jimny) не будет работать "прикуриватель". Об этом надо писать заранее и проверять это при осмотре автомобиля;
    - мы бы не рекомендовали на прокатной машине уезжать в труднодоступные участки в первый же день. Лучше хотя бы пару дней её "объездить" и выявить её неисправности. На Jimny через некоторое время перестали включаться передачи. И произошло это вдали от ближайших населённых пунктов. Конечно, к вам приедут ремонтники, но, во-первых, замучаешься объяснять где ты находишься, а, во-вторых, это потеря времени. Со передачами справились самостоятельно, подтянув тросик сцепления, а вот порванный ремень генератора нам менял механик. Благо это произошло недалеко от посёлка;
    - в Рейкъявике в гостинице на ресепшн полно бесплатных карт города и страны. Конечно,они не самые подробные, но в сочетании с электронной картой вполне достаточны. Более подробные карты можно купить в магазинах. В информ-центрах у крупных достопримечательностей также можно взять карты страны и подробные карты близлежащих территорий;
    - электронные карты качали здесь: http://www.ourfootprints.de/gps/mapsource-island_e.html или http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=946424 или http://www.noeman.org/gsm/maps/81603-garmin-map-iceland-gps-kort-v-3-5-2009-version-iceland-topo-nt-2009-a.html. Хорошая обзорная карта Исландии: http://www.jazztour.ru/iceland/map. На этом же сайте можно почерпнуть много полезной информации о достопримечательностях Исландии. Данные о состоянии дорог в он-лайн режиме: http://www.vegagerdin.is/english/road-conditions-and-weather/condition-of-mountain-tracks;
    - самый дешёвый бензин на АЗС "ORKAN". Вывески розового цвета. В начале путешествия бензин на этих заправках стоил 193,0 isk/л, на остальных 193,1 - 193,4 isk/л (курс на июль 2010 г: 1 руб.~3,9isk);
    - поездка обошлась нам примерно в 65000,0 руб./чел. с учётом двух ночей в гостинице в Рекъявике. Из них самолёт 16500,0 руб., аренда автомобилей 28000,0 руб., траты в в Исландии (еда, бензин, кемпинги) 20500,0 руб.;
    - сайты заказа отелей и хостелов: http://www.a-iceland.com/ru/, http://www.hostels.com/, http://hoteledda.is/en, http://fosshotel.is/en.

    Карты:
    П-ов Snaefellsnes
    Карта Исландии для Озика
    Карта Исландии для Garmin`а (img) 59 Мб
    Наши треки:
       -28.07 - 31.07 Kerlingarfjoll - Hekla - Landmannalauger - Торсмёрк - Seljalandsfoss - Skogarfoss - Dyrholaey - Lakagigar
       -31.07 - 2.08 Lakagigar - Skaftafell - Jokulsarlon - Egilsstadir - F910
       -2.08 - 5.08 F910 - Kverkfjoll - Askja - Dettifoss - Asbyrgi - Husavik - Myvatn - Krafla - Godafoss
       -5.08 - 7.08 Godafoss - Akureyri - Dalvik - Siglufjordur - Glaumbaer - Blonduos - Vatsnes - Holmavik - Eiriksstadir
       -8.08 - 10.08 Snaefellsness - Dritvik - Budir - Borgarnes - Langjokull - Pingvellir - Рейкъявик - а/п Кефлавик
    Подробная карта Исландии на 12 листах от www.ganga.is

 

гостевая книга
Место для слов