р.Кожа

р. Кожа
4 августа - 19 августа 2000 г.

Хотим сразу подчеркнуть, что то, что вы видите перед собой - именно комментарии к уже существующим отчетам, а не собственно отчет, поэтому читать его следует с каким-нибудь из многочисленных тех. описаний. Мы решили не повторяться, а сделать акцент на наиболее интересных и важных моментах. За основу взят отчет М.Афанасенкова, составленный в 1992 г. (http://kulichki.com/moshkow/TURIZM/kova.txt) и основные комментарии относятся именно к нему.

Путешествие проходило в период с 4 по 19 августа 2000 года.]

 

Состав участников:

Ботнев Петя

kodar@aport.ru

Желнов Д.Е.

ZhelnoffDE@wbd.ru

Колесниченко Костя

kvkonst@mail.ru

Левочкин Д.В.

 

Миндич Д.А.

 

Миндич С.А.

 

Ротштейн О.В.

 

Шапиро М.С.

masha_shapiro@mtu-net.ru

Плавсредства - два катамарана "четверки"

Вода у нас была низкая. Ходят слухи, что бывает и меньше, но в это верится с трудом. Видимо, в этом случае водный поход превратиться в пеший практически полностью.        Заброски бывают, наверное и хуже, однако фразы, встречающиеся в некоторых отчетах: "…заброска сравнительно удобна", на мой взгляд несколько противоречат истине.

Наиболее быстрый способ заброски - поездом №218 "Москва - Архангельск" (отпр. 18:25), который прибывает на ст. Обозерская в 13:35, далее - местный поезд "Емца - Малошуйка" (№ 696, отпр. 15:00) до ст. Нименга (приб. 18:58). При заброске через Вологду теряется около 6 часов. Проблем с билетами на ст. Обозерская у нас не было ни по пути туда, ни обратно.

На ст. Нименга приехали вечером в пятницу. На автобазе договориться с лесовозами не удалось, однако все отсылали нас к некоему Михаилу Сорокосабелю, живущему в поселке. В поселок можно попасть по бетонной дороге, начинающейся за автобазой. Справа от дороги - полуразрушенные остатки воинской части, впереди слева на возвышении - группа панельных домов, Михаил живет в ближнем доме, стоящем перпендикулярно дороге, 1-й подъезд от угла слева, 5-й этаж. У Михаила - грузопассажирский УАЗ "Фермер", в который без проблем влезает группа из 8 - 10 (а то и больше) человек. По его словам, лесовозы берут за заброску по 200 руб/чел, нам удалось договориться с ним на 150 руб/чел. Как потом выяснилось, "мужик с ЗИЛом, живущий напротив станции" (см. отчет Афанасенкова) - это он и есть, однако ЗИЛа у него уже нет, но есть УАЗ и "Нива". Дом напротив станции по-прежнему его, так что искать его нужно, видимо, сначала там, а уже потом - в поселке.

Хотим сразу предупредить тех, кто последует по нашим стопам! В кабине УАЗа есть второй ряд сидений, под которые Миша предлагает положить мелкие вещи - "чтобы не мешались". Если вам дороги свои вещи, не забывайте их в кабине!!! У нас естественно, разыгрался приступ склероза и мы были вынуждены посылать гонца за забытыми вещами в Нименгу. Как сообщил водитель лесовоза, такое случается регулярно, так что будьте внимательны! Лесовозы, кстати, ходят каждый день, так что заброситься, наверное, можно в любой день недели.

Если ловить лесовоз, то делать это желательно по дороге от ж/д станции до автобазы, до того, как машина въедет на территорию автобазы, так как в этом случае машина попадает под юрисдикцию директора базы и договариваться о машине нужно будет уже с ним, а не с водителем.

Поездка занимает порядка 2,5 ч. Мост через Никадимку уже восстановлен, однако Михаил почему-то упорно везет именно до него, мотивируя это тем, что дальше нет дороги. Однако до левой развилки (~ 2км. за мостом) идет дорога ничуть не хуже, чем до моста и ехать нужно именно до развилки. Оттуда до Лудозера УАЗ действительно не пройдет, но от развилки остается пройти всего 1 км, а не три. Кстати, если ехать на лесовозе, то он вполне может довезти почти до самого озера - развернуться там можно.

Стоянка на озере действительно существует, есть место и для стапеля - вполне неплохое, однако строевой лес вырублен уже очень основательно. К тому же на выходные на озеро приезжает местные жители собирать ягоды - ничего страшного, только несколько "задирает".

р.Никодимка
Главное - спокойствие! То, куда вы попали, и есть именно та речка, куда вы так стремились. Конечно, у нас была низкая вода, но хоть сколько-нибудь ее должно же быть!

При прохождении реки хронометраж не велся. "Сплав" по Никодимке занял у нас 6 полноценных ходовых дней (6-9 часов). Таким образом, реальное время преодоления Никодимки выше, чем указанные в отчете Афанасенкова, по крайней мере, в малую воду. Завалы, проходившиеся Афанасенковым без обноса, в нашу воду представляли собой вполне капитальные препятствия, плюс ко всему на реке полно свежих завалов. Некоторые завалы более-менее расчищены, к некоторым приложили руку и мы. Причем какие-то очень хитрые туристы, видимо, плавают с рулеткой и делают пропилы в упавших стволах ровно по ширине своих посудин. В результате наш большой кат (ширина ~2,1 м) если и пролезал в такие "проходы", то с большим трудом. Короче, пилу и топоры на Никодимке далеко убирать не следует. Единственное достоинство этой речушки - много рыбы.

В принципе, если не говорить о реальном времени прохождения Никодимки, отчет Афанасенкова довольно точен. Стоянок несколько больше, чем указано, но закладываться на это, наверное, не стоит. Далее рассматриваются только некоторые, с нашей точки зрения, ключевые моменты.

Мелкие порожки (5мин.) - в скобках даны часы, указанные в отчете Афанасенкова, а не реальное время. Ну, началось… Действительно, проводка.

Мелкая шивера (6.5 ч). По нашей воде это был не час, а три(!) часа проводки.

Мелкий перекат (8 ч.) - практически непрерывная проводка в течении 1.5 - 2 ч.

(9 ч.)Плес часто прерывается завалами.

Завалы
После впадения Малой и Большой Шуек река становится шире и глубже примерно в два раза, кайф полный. Можно даже поманеврировать на перекатах, без необходимости вылезания с ката для проводки и угрозы застрять между берегами при разворотах.

Стоянка (17 ч.) Наверху действительно неплохое место - довольно ровно и светло, дрова и ягоды есть, но для того чтобы добраться до него необходимо преодолеть крутой глинистый склон (ощутимый риск свернуть себе шею).

Перекаты (17,5 ч.) можно даже покататься.

Перекаты со стоянкой (19,7 ч.) стоянка на высоком ПБ. Тоже, в общем, необходимо покорячиться, но это все-таки не так плохо, как на предыдущей. Да и сама стоянка, на мой взгляд, поприятнее.

Озеро (21,5 ч.) На самом деле это скорее не озеро, а небольшой разливчик. Так что искать нужно именно разливчик, а идти действительно по левой протоке.

Кожозеро
Неплохая стоянка есть на С-В стороне мыса Толстик (мыс находится как раз на пути следования из Никодимки в Кожу).

В Кожпоселке живут три монаха, восстанавливающие монастырь и мужик - что-то типа смотрителя заказника. В заказник входит не только Кожозеро, но и Никодимка. Мужик этот, видимо, поднаторел в высматривании проплывающих мимо групп, так что избежать встречи с ним вряд ли удастся. За посещение этого района он просит по 30 руб/чел, ссылаясь на недавно вышедшее постановление местной администрации (постановление предъявил). За взятые деньги выписывает квитанцию, в общем, не производит впечатление человека, который сразу же эти деньги пропьет. Можно договориться с ним, что вся группа состоит из детей (это по 10 руб с ребенка) и одного взрослого руководителя.

р.Кожа
Все часовые ориентиры, данные в скобках, также относятся к отчету Афанасенкова. Причем этот хронометраж вполне пригоден к использованию - завалов на Коже мы, к счастью, не встретили.Шивера (1.7 ч.). В начале шиверы на ПБ табличка "Падун-Обнос". Табличка преждевременна. Через 600 - 700 м довольно мощной шиверы после таблички, сразу за некрутым правым поворотом - улов, в котором и нужно чалиться. На елке табличка "Обнос", висят сигнальные ленты и прочая яркая мишура. В нашу воду этот улов был последней реальной перед порогом возможностью пристать к берегу, так как проход в правую "канализацию" был перегорожен грядой камней, ткнуться в которую и зацепиться за них по малой воде очень сложно. Сама же "канализация" представляла из себя несколько ручейков. Левая "канализация" также заперта грядой. "Падун" при нашей воде непроходим, особенно его последняя ступень - не подряд три слива по 1 м., а один очень неприятный слив метра 2,5.

Над порогом неплохая стоянка, пожалуй, лучшая в ближайших окрестностях Падуна.

Стоянка на ПБ (5 ч.). С 1993 г. стоянок на мысу на ПБ сильно прибавилось, так что до Дедова Пруда вам встретятся таких стоянок как минимум штуки три, так что ищите действительно утоптанную стоянку. Избы мы не видели совсем.

Система островов (6 ч.). Та же история. Таких систем на пути до Дедова Пруда - тоже не одна, так что этот ориентир представляется несколько сомнительным.

Над Дедовым Прудом по ЛБ - неплохая стоянка.

Вообще, со стоянками особых проблем нет. Хоть какая-нибудь "завалящая", да сыщется.

Закол (7,7 ч.). Проход по крайней левой протоке, обнос закола и справа, и слева. Над заколом - изба, местный рыбнадзор. Снасти лучше напоказ не выставлять. Никто к нам при обносе не приставал, хотя какого-то мужика у избы мы видели.

Скалистый ПБ, порог-шивера (9 ч.). Какие-то скалки там действительно есть, шивера тоже, но отчет создает впечатление, что это какой-то каньон, весь исписанный краской. На самом деле это обычный каменистый берег, поросший всякой ерундой. На нем краской ничего не написано, да и негде. На дереве, на небольшом валуне, выдающимся в реку с ПБ, деревянная табличка с надписью бледно-голубой краской "Щурус". Сразу за валуном - улов справа, в который и нужно чалиться. Стоянка на ПБ над порогом довольно паршивая, загаженная вся какая-то. Навесов, столов и скамеек мы не заметили, зато полно "свежих" изб. Лучше стоять за порогом на ПБ над началом шиверы.

Собственно, сам порог. Ширина входного слива - метров 6 - 7. Первая ступень заканчивается мощной бочкой, в которой один катамаран закусило довольно основательно. В общем, порог действительно очень приятный. Сильнее затягивайте упоры!

Пор. Сиваньга. В нашу воду слив под ЛБ имел глубину порядка 15 см., правая шивера - просто гряда камней. Поэтому мы решили идти по середине. Поперечная струя несет влево довольно слабо и зайти в средний слив вполне возможно, главное - не сильно напрягаться, потому как иначе можно запросто перегрести и попасть в мелкую правую шиверу, по которой придется медленно сползать, что не очень приятно.

Пор. Кямус. В нашу воду никакой невидимой поперечной струи мы не почувствовали и порог не представлял из себя ничего сложного, хотя в большую воду эту струю, возможно, и не стоит игнорировать. Проход под правым берегом очень мелок, мы прошли по прямой по струе, ближе к ЛБ. Хорошая стоянка есть над порогом на ЛБ и сразу за выходной шиверой на ЛБ, напротив камень-острова.

Пор.Юг.Из-за мелкой воды пришлось идти под самым ЛБ, избегая зуба. Шивера за Югом требует внимания, поскольку так и норовит выбросить на камни - ничего страшного, но неприятно. Стоянка на пор. Юг довольно паршивая.

д. Петровская (15,5 ч.). При некоторой доле везения из деревни до Усть-Кожи можно уехать небольшой группой (2 - 4 чел) на моторке.

Усть-Кожа. Никакой пристани в поселке нет. Есть мостки, не сильно выдающиеся в воду, а катер "Заря" тыкается прямо в берег. Относительно расписания движения катера полной ясности мы так и не получили. По одним данным он ходит пн., ср., пт., по утверждению местных мужиков - не ходил все лето, мы же уехали на нем в субботу в 6:00 утра. Билет - 35руб с носа, плюс еще что-то (рублей 70) возьмут за вещи.

Бревна вдоль берега начинаются уже за поселком. Ангар, в котором предлагается ставить палатки, с воды не виден. Для того, чтобы попасть в него кратчайшим путем следует чалиться сразу, как только заканчиваются дома поселка. Ангар стоит на околице поселка. Берег препротивнейший - высокий, крутой, глинистый и, соответственно, скользкий. Для схода к воде положены довольно хлипкие мостки. Наверху не болотистое поле, а поле картошки, а в 150 - 200 метрах от берега, за полем, собственно, и сам ангар. Однако относительно него не стоит обольщаться - он вовсе не для сена, а, видимо, бывший хлев. Ночевать там, конечно, можно, но это довольно грязно и противно. Ангар полуразрушен, однако крыша, к счастью, сохранилась.

Пристань Порог. На ж/д пост идти бесполезно, так как его, в общем-то и нет. Лучше сесть на автобус и доехать до станции Вонгуда. Остановка автобуса в центре поселка, рядом с заброшенной церковью. Автобус уходит в 8:00 и в 15:00. Время в пути - около 20 минут. Билет - 10 руб/чел. Столовой в Пороге мы не нашли, магазины и почта есть.

В Вонгуде билеты берутся на тот же поезд Емца-Малошуйка до ст. Обозерская. В Обозерской билетами на поезд 015 "Архангельск-Москва", отпр. 22:40 взяли без проблем.

 

гостевая книга
Место для слов