Кутсайоки 2001

Кутсайоки - 2001
2001 г.

Видимо, писать комментарии к отчетам уже входит у нас в традицию. Наверное, не так это и плохо. По крайней мере лишний раз подчеркивает, что в инете существуют довольно приличные толковые описания. А комментарии… Ну что ж, чему-то авторы описаний не уделили должного (с моей точки зрения) внимания, что-то, возможно, упустили, да и вода разная. Но тешу себя надеждой, что и комментарии тоже кому-то на что-то пригодятся.

За основу, опять-таки, (см. Отчет по р.Кожа) взят отчёт М.Афанасенкова (http://lib.ru/TURIZM/kutsaj11.txt) и комментарии я бы советовал читать паралельно с этим тех. описанием. Итак…

Путешествие совершалось в период с 22 июля по 6 августа 2001 года.

Мы – это:

Ботнев Петя

kodar@aport.ru

Дембицкий Леонид

dembitsk@df.ru

Желнов Д.Е.

ZhelnoffDE@wbd.ru

Казакова В.В.

 

Колесниченко Костя

kvkonst@mail.ru

Левочкин Д.В.

 

Медведев Алексей

medvedev75@bk.ru

Шапиро М.С.

masha_shapiro@mtu-net.ru

Шевейко А.Н.

 

Шевейко О.В.

 


Плавсредства: катамараны:

4-ка "Красное Солнышко";

4-ка "Raftmaster";

2-ка типа "Кулик".

Уезжали из Москвы 21-го июля поездом №112 Москва - Мурманск, отпр. в 01-17. Турья - полный вокзал. Такого количества этих мешочников я видел, пожалуй что только на слетах, да и то там не все с вёслами. И, как оказалось, большая часть этого народа садится на тот же поезд, что и мы! Но, к счастью, не все рвались на Кутсу, хотя и там народу было совсем не мало. Проблемы со стоянками возникали практически каждый день.

С Рыбаловым мы договорились по телефону ещё до отъезда из Москвы и в Кандалакше он ждал нас с машиной у поезда. Как показал опыт, в его кунг без проблем влезает 21 человек с вещами. На вокзале к поезду подъезжают автобусы и ГАЗели в ожидании охочих до Кутсайоки туристов. До Чертова моста (р. Красненькая), как это ни странно, доезжают все эти средства передвижения, по крайней мере в сухую погоду. Причем стоимость переезда у Рыбалова не самая низкая.
Заброски бывают, наверное и хуже, однако фразы, встречающиеся в некоторых отчетах: "…заброска сравнительно удобна", на мой взгляд несколько противоречат истине.

Места около моста довольно много, вместе с нами там стояло ещё группы четыре. Хорошая стоянка есть на ЛБ приблизительно в 100 м от моста ниже по течению на перекатике. Строевой лес в принципе найти можно.

Собственно, сама река. И, как обычно, опять малая вода! То есть малая настолько, что описания групп, шедших реку по большой воде, которые мы брали с собой, не имеют практически ничего общего с реальным положением вещей.

Каньон "Короткий"
По нашей воде первый подковообразный слив для катов 4-к был непроходим, поэтому разгруженные каты спустили на веревках в улов под ПБ (пешком можно было спокойно дойти до середины слива), далее из улова выгребали в основной слив, оставляя зуб слева по борту. Кат 2-ка, в принципе, пролезает под ЛБ в первый слив. Шивера за 2-й ступенью практически не проходима, точнее, проходима, но только пешком. Последние две ступени завалены острыми камушками, поэтому после 2-й ступени каты вытащили на берег и обнесли до озера.

Встали над порогом. Стоянка примерно напротив шиверки, места хватает на 4 палатки.

пор. Каменистый
Забит камнями полностью, проходов нет вообще. Один кат провели прямо по середине реки. Короткая обносная тропа по ПБ.

пор.Островной
Протащили каты по правой протоке - очень мелко. Под ЛБ остался узкий сливчик - каяк пролезет.
Встали на стоянку на пороге на ПБ. Место неплохое - дров полно, 4 палатки встают свободно.

пор. Прыжок
Воды в реке осталось только-только на основной слив, да и тот мелковат. На входе посередине слива - зуб. Наиболее удачный проход, вполне достаточный по ширине, справа от зуба.

пор. Щёчки
Довольно длинная мощная заходная шивера. Чалка перед основной ступенью в нашу воду не слишком сложна. На пороге встретили группу, которая поведала нам жуткую историю о том, что их кат 2-ку жевало в щечках минуты три, пытаясь затащить левый баллон в какой-то "карман под скалой". И только благодаря героическим усилиям экипажа судно (и себя) удалось спасти. Напуганные этими страшными рассказами нашу 2-ку мы обнесли. Разгруженные 4-ки с трудом запихали в щель, проехавшись каркасом по левой скале. Со стороны бочки не последовало даже попытки "пожевать" каты. Через день мы встретили группу, которая прошла Щёчки без просмотра на груженых 2-ках без проблем.

Стоянок на пороге нет. Встали на ПБ перед началом пор. Кавказский. Вещи от пор. Щёчки несли сразу до Кавказского. 4 палатки влезают, дрова найти можно.

пор. Кавказский
Последние две ступени порога загромождены камнями - непроход. Эти две ступени по очень неудобной тропе по ПБ можно обнести до плёса перед пор. Горка. Мы решили, что легче прямо от стоянки подняться с катами наверх и донести их сразу до оз. Пюхяярви. Нижняя (просмотровая) тропа для обноса абсолютно не пригодна, верхняя тропа более полога, но еле заметна и часто теряется. На озере сразу за шиверой на ПБ стоянка палатки на три, можно встать сразу за ней в заливчике. На ЛБ на мыске стоянка есть, но уж очень неприятная - сплошной березняк в камнях. Лучше подняться вверх по озеру и встать на ПБ в одном из заливчиков.

пор. Горка.
При нас его проходили на Егерях и кате 2-ке, прошли успешно, хотя их вполне ощутимо шваркнуло о скалу ПБ. Выходную же шиверу преодолели только Егеря. Кат засел, не отплыв и 20 метров от порога.

пор. Сомнительный
Знак "Прочие опасности" на ЛБ на дереве виден - чалиться прямо под ним.

При нас порог проходил кат 2-ка под ЛБ. При этом он не влез по длине, его слегка навалило на берег, потом затянуло в улов под ПБ между 1-м и 2-м сливами, из которого они довольно долго и упорно выбирались. Мы на всех судах прыгали по середине, слева от зуба. Одну 4-ку затащило в тот же улов и во 2-й слив пришлось активно выгребаться - струя забивает довольно сильно. 2-ки пролетают во второй слив без проблем. В большую воду этого улова, наверное, практически нет.

пор. Муравей
Прошли впритык к ЛБ

пор. БСТ
От порога осталась только узкая струя, идущая вдоль ЛБ. Кат 2-ка и 4-ка "Raftmaster" ушли на выходе от "камня-убийцы" вправо без проблем. Еще одну 4-ку прибило к камню, но, так как глубина реки позволяла подойти к кату почти вплотную, судно сдернули довольно быстро.

Над порогом на ПБ есть стоянка на 4-5 палаток.

Между порогами Сомнительный, Муравей и БСТ - чистые спокойные плёсы, занимающие от силы 5 минут каждый.

От конца пор. БСТ на ЛБ виден знак "СТОП" - сразу за правым поворотом метров через 150 пор. ОбаНа. Чалка на ПБ, обнос короткий.

пор. Маманя
Перед порогом на ЛБ знак "УСТУПИ ДОРОГУ". Чалка на ЛБ, прямо перед водопадом.

Каты спускали вниз на веревках по скалам.

Стоянка за порогом довольно паршивая, лучше проплыть еще 15 минут до переката, сразу за которым на ЛБ есть стоянка палаток на 5. Стоянка вполне приличная, однако проблему дров приходиться решать довольно экстравагантным способом - карабкаясь по склону метров на 50 и сбрасывая брёвна вниз. Вроде бы есть стояночка сразу за Маманей на ПБ, напротив той, что описана у Афанасенкова.

(Наступило 31 августа. Ночью уже довольно темно, по крайней мере после 24-00 в порогах различимы уже не все камни.)

пор. Тесный
Через 10-15 мин. чистого плеса от переката.

Наши 4-ки в порог явно не пролезали. Удачно прошли 2-ки: наша и параллельных групп. Замечание Афанасенкова о том, что каты 2-ки пролезают в порог даже в малую воду, видимо, не совсем соответствует истине - в конце похода мы разговаривали с людьми, пришедшими на порог на 2 дня раньше нас. По их словам первый слив можно было спокойно перешагнуть, в него с трудом пролезал каяк. Наш же (для Тесного довольно высокий) уровень воды был обусловлен сильными дождями, которые шли почти пять дней с перерывами на ночь.

Есть стоянка над второй ступенью на ПБ.

пор. Ступенька
На ПБ есть стояночка, можно встать на ПБ за выходной шиверой. К нашему приходу все стоянки были заняты, поэтому встали на ЛБ метрах в 500 за порогом до шивер. Стоянка маленькая, 4 палатки влезли с трудом. Дрова есть, морошка тоже.

пор. Водопадный
Порог очень приятный (в нашу воду), хоть с первого взгляда и выглядит страшноватым. Обкатывали 1-ю ступень на всём, на чём только можно. Последняя ступень тоже довольно сложна, поэтому рекомендую зачалиться перед ней к ЛБ и просмотреть - с ПБ видно плохо.

Все стоянки расположены на ПБ. Их полно как перед порогом, так и за 1-й ступенью. Дрова есть, наверху полно черники и морошки.

пор. Лесенка
Через 40 мин. плеса.

пор. Три Протоки
Ещё через 20 минут плёсов после пор. Лесенка.

Наверх по р. Тумча мы не поднимались, поэтому повернули от места впадения направо. Минут через 25 плёсов - шивера. Проход по струе по центру. За шиверой через 200 м плёса - пор. Карниз.

пор. Карниз
Чалка к ЛБ. В нашу воду под ЛБ есть крутой, хотя и простенький сливчик, выводящий в заводь, окружённую камнями. Основная же струя - между островом и ПБ. Решили идти по ней, ограничившись просмотром порога с ЛБ. Издалека ступень не выглядела особо страшной и первой в порог пошла гружёная 2-ка, которую и кильнуло в конце 1-й ступени через левую корму. 4-ки пошли там же и прошли довольно успешно. Причина киля стала ясно видна при просмотре порога с ПБ - косая бочка внизу ступени с глубокой ямой перед ней. Поэтому перед прохождением желательно просмотреть порог с обоих берегов.

Перед порогом на ЛБ и ПБ есть стоянки, довольно большая и приятная стояночка есть за порогом на ЛБ. На ПБ сразу за порогом есть неплохая стоянка максимум на 2 палатки.

пор. Каньонный
Через 1 час плёсов после Карниза. Высокие скалы по обоим берегам. Не порог, а скорее довольно мощная шиверка.

пор. Змея
Сразу после левого поворота на выходе из пор. Каньонный. Проход по струе от ЛБ к ПБ и далее в центр. Порог чуть помощнее Каньонного.

И Каньонный, и Змея проходятся гружеными без просмотра.

пор. Шляпа
Через 500 м плеса после пор. Змея.

Правая протока в нашу воду - каньон с бочечками, совсем не интересен. Основная струя - между ЛБ и островом. Катались и под ЛБ, и по струе вдоль острова с резким уходом влево вдоль скалы. Зашли на кате 4-ке в основную бочку под ЛБ снизу - не то что не киляет, а даже практически не держит, хотя на наших глазах соседняя группа все же, после нескольких попыток, сумела кильнуть кат 2-ку в этой же бочке.

Стоянки есть на ЛБ перед порогом и над ним, можно встать и на острове. Дров на стоянках давно нет - придется за ними сплавать на ПБ - метрах в 200-х от берега в болотце дров полно. В принципе, можно встать и за порогом на ЛБ - места много, хоть и загажено всё, да и катер пристаёт туда.

Катеров в пос. Зареченск несколько. Какой придёт заранее неизвестно. Самый маленький возьмёт на борт человек 40 - 50 с вещами, в большой влезет раза в два больше.

Мы пришли на пор. Шляпа в воскресенье. Катер ожидался к 15-00, но появился он примерно в 20-00 и забрал всех желающих. Мы договорились с капитаном, что тот предупредит Рыбалова о нашем приезде, а катер придёт на следующий день в 14-00. Катер пришел без опозданий, плыть примерно 3,5 часа. Такса - 150 руб/чел. В Зареченске нас уже ждал Рыбалов с машиной. С одной группы Рыбалов берёт 1800 руб., с двух 2000 руб. Дорога до Кандалакши занимает примерно 2 часа.

Если есть желание постоять на островках на Тумчозере (встречаются очень приятные местечки со стационарными баньками), то можно договориться с капитаном катера - забросит на остров, а в оговоренное время заберёт оттуда.

ТЛФ узел в Кандалакше работает до 23-00.

Уехали в тот же вечер на поезде Мурманск - Москва №181, приб. в Кандалакшу в 01-56. Проблем с билетами не было. Есть поезд №15 скор., приб в 01-36 и № 111 скор., приб. 22-28. В течении дня проходит ещё несколько поездов на Москву.

 

гостевая книга
Место для слов