р.Б.Лаба

р.Аксаут – р.Б.Лаба
29.04.2005 – 11.05.2005

Майские "праздники" мы опять решили ознаменовать поездкой на Кавказ. Обилие снега в 2005 году обещало высокую воду (что, впрочем, не оправдалось), а принимая во внимание то, что в наших планах было посещение Б.Лабы, для начала решили вспомнить как грести на Аксауте.

Состав группы:

Ботнев Пётр

kodar@aport.ru

Григорьев Алексей

 

Григорьев Никита

 

Индриков Сергей

 

Колесниченко Константин

kvkonst@mail.ru

Костин Павел

 

Красненьков Владимир

 

Рыков Михаил

 

Тетюшкин Юрий

 

Тубышкин Григорий

 

Плав. средства: 4-ки: Raftmaster и самоделка; 2-ка

Уезжали из Москвы 29 апреля поездом № 27 Москва-Кисловодск. Билеты, к счастью, взяли заранее, потому как (как обычно), на майские праздники вагоны забиты – преимущественно турьём. Ехали транзитом через Украину (что было большой ошибкой), для проезда достаточно действующего российского паспорта. Надеюсь, что больше подобной ошибки с транзитом через это государство мы не повторим. По дороге получили много "приятных" минут бесед с погранцами – придирки идут буквально на пустом месте – жажда денег у них превалирует над всем остальным. При этом открытым текстом говорилось, что мы находимся на территории независимого государства и с москалями у них разговор короткий. Отделались несколькими штрафами. Контролёры, подсевшие в поезд на территории той же "славной" Украины пытались взять денег за негабаритный груз (раму от катамарана длиной 2,2 м.) – отделались объяснительной запиской, после чего претензии со стороны контролёров исчезли сами собой. Вообще в этот раз при проезде через Украину творился какой-то вымогательский беспредел. Властьпридержащие, похоже, рассчитывают только на свою наглость – если дать им хоть малейший отпор – идут искать другую жертву, хотя лезть на рожон – тоже не выход – сумма штрафа может сильно возрасти. Под конец попытались ещё обсчитать в вагоне-ресторане. Доехали, короче, с приключениями…

Билеты у нас были куплены до Армавира, т.к. предварительная договорённость о заброске у нас была с Армавирским автотранспортным предприятием, но в последний момент они почему-то отказались везти нас в Карачаево-Черкессию. Вместо них нам удалось найти компанию "Скорпион", расположенную в Невинномысске (Александр, 8-(86554)7-77-97, моб.: 8-928-293-91-91). Договорились о том, что его машина встречает нас в Невинке, завозит на Аксаут, перебрасывает затем на Б.Лабу и в конце маршрута отвозит в Невинномысск. Запросили с нас за этот маршрут 15000 руб.

Доехали до Невинномысска, заплатив проводнице за перегон от Армавира до Невинки по 50 руб. с чел.

В этом (2005) году ходили слухи об ужесточении пропускного режима в пограничные зоны, в частности, на реки Аксаут и Б.Лаба. Связались с погранотрядом Черкесска – там нам эту информацию подтвердили. (Погранотряд (в/ч 2011) г. Черкесск, ул. Леонова, 2 тел.: 8(87822)5-63-40, fax: 8(87822)5-40-28. Командир – Фархутдинов Николай Галлиевич, тел.: 8(87822)5-19-56. Работа с туристами – Мищенко Нина Михайловна, тел.: 8(87822)5-19-04). Однако оказалось, что вроде бы 1 мая этот погранотряд (где только и можно получить необходимые пропуски) не работает (по-моему, чушь какая-то, но проверять мы это не стали). Александр взялся получить пропуск на нашу группу – мы отослали ему по факсу данные на всех участников и за дополнительную плату (4000 руб.) он нам-таки пропуск сделал.

В результате оказалось, что НИКТО НИКАКИХ пропусков с нас не спросил не только на Аксауте, но и на Лабе. Единственное - при въезде на Б.Лабу на пункте "со шлагбаумом" записали фамилию руководителя группы.

Хотя, судя по другому отчёту, составленному группой, шедшей этот же маршрут, только чуть раньше - им пропуски пригодились...

1.05.    Приехали в Невинку – машина нас уже ждала. Загрузились, заглянули в шашлычную у вокзала, поехали. Пока ехали по асфальту – всё замечательно – нам выделили довольно комфортабельный микроавтобус – Mercedes, однако как только мы съехали на дорогу вдоль Аксаута – настроение водителя резко ухудшилось. Похоже было, что он никогда по таким дорогам не ездил – перемещались со скоростью километров 5-10 в час, вылезали несколько раз из машины, постоянно убеждали водителя, что "его машина по этой луже запросто проедет". В результате перед очередной грязевой ямкой водитель заявил, что дальше он уж точно засядет намертво. Пришлось выгружаться на поляне на ПБ Аксаута, не доезжая около 2,5 км до моста через реку в пос. Красный Карачай и почти 5 км. до предполагаемого места стапеля.

Вывод – при подобных забросках- надо заранее оговаривать тип машины (хотя в принципе, для таких дорог пригодна даже ГАЗель – при нас по "непроходимому" для Mercedes'а участку дороги проезжали и легковые автомобили, и ГАЗели).

Поставились, начали стапель.

С утра было довольно холодно – около 6С, ближе к полудню солнце прогрело воздух до +16С, однако вверх по долине постоянно дует холодный ветер порывами до 9м/с, т.е. реальная температура – около +9С.

Снег в горах лежит довольно низко (в районе Кр.Карачая ещё лежат проплешины снега), т.е. основной паводок видимо ещё не наступил – уровень воды в реке средний.

Во второй половине дня натянуло-таки тучи, пошёл мелкий дождик, который, впрочем, шёл не всё время, а с частными передышками.

2.05.    С утра солнце, конечно, так и не выглянуло, но дождя нет, ветер тоже поутих, поэтому довольно тепло. Собрались, отчалили. Примерно через 600 м. зачалились на ЛБ для просмотра километрового участка сложной шиверы-порога. Ориентир начала порога (чалки) – двухуровневая террасообразная стоянка на ПБ (там, кстати, и 1-го числа не было ветра, на ЛБ – остатки каких-то строений и след селя – вынесенные брёвна). Порог – обилие камней, среди которых с наплыва сложно выбрать оптимальную линию движения. На выходе здоровенные бульники по обоим берегам, между ними – большие полуобливные камни, стоящие под углом к направлению течения. 2-ка и 4-ка Raftmaster чисто прошли вдоль ПБ впритирку к камню, другая 4-ка прошла вдоль ЛБ, планировав затем резко отработать вправо в центр русла перед камнем левого берега. Отработать не успели, в результате ударились носами в камень, но закончилось всё благополучно.

Выходная шивера за порогом забита камнями, на которые прочно села 4-ка RM. Снялись своими силами, но с большим трудом.

Далее шли без просмотра.

Река своего характера не меняет на всём протяжении – узкая струя, постоянно шарахающаяся по всему руслу, часты камни часто захламляют струю. По сторонам струи концентрация камней сильно выше. Иногда и сама струя исчезает, превращаясь в несколько не ярко выраженных струек. Манёвр требуется постоянно, чуть-чуть расслабиться (да и то – не надолго) можно только в нижнем течении, на подходе к пос. Хасаут-Греческий.

Среди всего этого хаоса камней именные пороги, обозначенные в описаниях (которые не всегда даже соответствуют друг другу), мы вычленить не смогли, кроме порога, по-видимому, Пирамида.

Порог расположен сразу за некрутым поворотом реки налево. Перед поворотом – невысокая скальная стенка на ПБ с полуметровым сливом у ПБ сразу за ней. Ориентир начала порога – крупный камень под ПБ и крутая высокая красно-коричневая осыпь на ЛБ. Расстояние между сливом и камнем – около 50 м. Проход – вдоль ЛБ (сразу за камнем расположен ряд п/обливных камней, расположенных под 45 град. к направлению течения). Обогнув крайний камень в этом ряду слева, следует резко отработать вправо к центру струи, уходя от торчащего п/обливного зуба, расположенного ниже по течению ~ в 15 метрах от крайнего камня из ряда. 4-ка, шедшая первой, не успела выполнить этот манёвр и села левым баллоном на этот зуб. Т.к. перед порогом – слепой поворот реки, то шедшая за ней 4-ка Raftmaster не смогла зачалиться до входа в порог и пыталась уйти вправо уже не от зуба, а от 4-ки, сидящей на нём, но ширины зауженного 4-кой коридора не хватило – втрое судно "причалило" со всего хода уже "сидящей" 4-ке.

Баллон, находящийся выше по течению, конечно же начало активно топить, однако слаженные действия экипажа (синхронный прыжок с правого баллона на левый) смогли стабилизировать ситуацию. Интересно, что даже удар одного судна по другому не смог перекинуть баллон, сидящий на камне, через оный.

Самостоятельно сняться с камня на воде так и не смогли – пришлось вылезать на левый берег (благо он был совсем рядом) и чалками стаскивать суда.

В результате всех этих пертурбаций внешнее крепление левого баллона первой севшей на камень 4-ки полностью оторвалось и баллон загнало под катамаран, слегка погнуло левую продолину и сломало поперечину.

2-ка, шедшая последней, увидев картину нагромождения катамаранов (со стороны, говорят, это и вправду напоминало пирамиду), смогла выброситься на один из камней и, к счастью, не участвовала в этой "встрече на Аксауте".

Уже зная узкие места порога, 2-ка, после окончания спасработ, удачно прошла порог и выходную шиверу, тоже, впрочем, сильно захламлённую здоровенными камнями и зачалилась на ЛБ.

Баллон инвалидной 4-ки примотали к каркасу верёвкой и на сей раз удачно прошли порог обоими судами.

Встали на ближайшей к порогу полочке на ЛБ напротив впадения р.Джигуталла.

Дождь в этот день начался часов в 12 и закончился к 20-00. Солнца нет, но не очень холодно – 9,5С. Ветра нет.

Ходовое время (с просмотром порожистого начального отрезка сплава) – 3 часа.

3.05.   С утра дошивали и ремонтировали катамаран (почему-то на баллоне, примотанном верёвкой к каркасу идти не захотели). Дождя пока нет…

В результате выплыли в 13-30, обнеся катамараны за очень неприятное место – сразу за впадением с ПБ р. Джигуталла Аксаут справа перегорожен камнями, с ЛБ – поваленная берёза. Основная струя устремляется вдоль ЛБ. Прямо под ЛБ прохода нет из-за берёзы, в единственно остающемся месте – два камня, расположенных друг за другом на расстоянии 5-7 метров. При этом второй камень высоко торчит из воды. Попытка прохождения однозначно приводит к навалу на этот камень серединой левого баллона судна. 2-ка прошла успешно, сев на камень, но удачно снявшись с него. Можно пройти на разгруженной 4-ке (при нас такая попытка удалась), но, принимая во внимание наше прохождение пор. Пирамида, загруженность судов и близость обноса (100 м. от места нашей стоянки) решили стартовать за этим препятствием.

Далее всё шли без просмотра.

Характер реки не меняется. Выделить пороги из общей мешанины камней сложно. Выделяется на этом фоне каньон "2 моста" – река сужается, становится глубже и быстрее. Просмотр не требуется. Красиво.

Ниже каньона река становится чуть полноводнее – в неё впадает несколько крупных притоков, количество камней в русле снижается, бочки и валы становятся больше и заметнее.

Встали на ПБ на поляне, не доплывая 300 м. до поста на дороге (примерно 2 км. до пос. Хасаут-Греческий) в 16-30.

Дождь начался, как и вчера, в 12-00, но вечером так и не перестал.

Температура к вечеру упала до 6,5 С.

4.05.    Дождь к утру так и закончился. Ночь, несмотря на близость к посёлку, прошла спокойно, но продукты от собак надо убирать.

Пришла машина. Опять, к сожалению, та же самая. Выехали в 11-45.

По дороге перекусили в ст. Заленчукская.

Проехать на Лабу через пос. Курджиново нельзя – моста через реку нет - только через пос.Псемен.

Дорога в обычном состоянии – ямы, лужи, но даже наша машина пробиралась вполне уверенно. Однако доехать до места планируемого стапеля так и не смогли:) - примерно в 1,5 км. ниже пор. "ПП" на дорогу прямо перед нами сошёл микросель, причём ГАЗели опять-таки там проезжали, но наш водитель… Короче, пришлось разгружать вещи и пересаживаться на грузовик, как раз забросивший группу, вставшую неподалёку от места схода селя. (Координаты водителя грузовика: Виктор, дом.: 8(86554)6-94-97, моб.: 8-905-441-73-66). На этой машине доехали до поляны, расположенной прямо перед пос. Загедан. За 500 руб. Первоначально планировали встать на поляне, расположенной чуть ниже по течению, но оказалось, что она перепахана лесовозами.

На поляне – никого, хотя, пока ехали, наблюдали демонстрацию групп – и до "ПР", и на поляне после "ПП" встать некуда – занят каждый сантиметр.

Никаких документов опять-таки никто у нас не спрашивал, из Загедана никто нами не интересовался.

5.05.    Дождь прекратился ~ в 7-30, температура с утра +5,7С.

Отремонтировали порванный в последний день на Аксауте катамаран, собрались, выплыли в 14-40.

Интересно, что в Лабе вода холоднее, чем в Аксауте (5,7С против 9,5С) и гораздо мягче.

До пор. "Прощай Родина" доплыли за 40 мин. Зачалились на ЛБ на поляне. Ориентир - примерно за 300 метров до поляны – остатки разрушенного моста (остатки опоры на ПБ). Оставили суда на поляне, вещи занесли за "ПП" на поляну ЛБ, поставили лагерь.

Народа, как ни странно, ни на одной из полян нет – идём "замыкающими".

Наблюдали прохождение "ПР" группы на катамаранах. При нас порог проходила 2-ка. Заходили по ЛБ по канализации, сливаясь по п/обливным камням. В основной слив зашли хорошо, но почему-то не "зацепились". В результате – киль через корму правого баллона. Одного гребца выловили сразу "морковкой", второй залез на перевёрнутый катамаран, за которым погналась 4-ка и 2-ка. 4-ка догнала катамаран, человек с перевёрнутого судна вылез к ним и 4-ка пошла на чалку, оставив аварийное судно без людей на попечение страхующей 2-ки. Судя по всему, зачалить 2-ку так и не смогли, но успели зачалиться сами перед "ПП". 2-ка, видимо, ушла…

Пока стояли лагерем, мимо проплыла перевёрнутая 4-ка с пробитым баллоном. Пытались зачалить её – не успели. Баллон пробило и перевернуло кат на прогоне между "ПР" и "ПП". Жертв и повреждений экипажа нет, но кат, к сожалению, ушёл – выловить его так и не смогли.

Дождя с самого утра практически не было – лёгкая морось. В 15-20 дождь полностью прекратился, чуть позже разогнало все тучи и около 17-00 наконец-то перед нами предстало голубое небо с лёгкими облачками. Температура 10С. Подсушились.

6.05.    Ни ночью, ни весь день дождя не было, тепло, солнце.

С утра поднялись к катам, оставленным перед "ПР". Воды очень мало – уровень явно ниже среднего.

Порог проходили по "классической" траектории – заход под ПБ, уходя после п/обливного камня налево через довольно жёсткую бочку в выходные "ворота" основного слива.

Из 4-ки (самодельной) при прохождении основного слива от удара носами об воду выбило обоих гребцов левого баллона. Но не кильнуло – выплюнуло из бочки в улов под ЛБ. Один сразу выбрался на своё место, другой уцепился за раму(видео). Втроём, в результате гиперусилий смогли вытянуть кат из улова и благополучно зачалиться.

2-ка прошла выходную бочку вплотную к скале ПБ. Прошли чисто(видео).

На 4-ке RM прошли по центру ворот, левый баллон притормозило, правый – практически никакого сопротивления воды не испытал. Вылетели из бочки, сделав поворот направо на 180 град(видео).

Далее до пор. ПП около 300 м. мощной шиверы. Левый поворот, чалка на ЛБ на правом повороте.

По нашей очень низкой воде заходные бочки стали проносными, но довольно сильной при этом стала бочка перед началом собственно каньона (судя по слухам в ней кильнуло какую-то 2-ку). Удачность прохождения порога очень сильно зависит от правильного захода в начало "трубы". Самое правильное (по нашей воде) – слиться с обливняка на заходе правее основной струи – бочка не очень сильная, а дальше – держать нос (при правильном заходе и делать практически ничего не надо). Заход прямо по струе или левее в нашу воду приводил к "забиванию" судна под ЛБ и далее, в зависимости от судна и экипажа, либо бросок на скалы ПБ, либо разворот судна, либо "расклинивание" судна между стен трубы (хотя не киляет, а протаскивает)(видео). Но и перебарщивать с "правым" прохождением тоже не стоит - на следующий день одна из групп пытались пройти совсем под ПБ, в результате – навал на скалу ПБ и киль.

Начали прохождение ПП в 15-00 – вода абсолютно прозрачная, а в 15-30, буквально за 10 минут вода приобрела коричневый оттенок, хотя её уровень практически не изменился, но при это она стала "жёстче" – грести в этой взвеси гораздо труднее. В 18-30 вода опять стала как прежде – чистой и прозрачной.

Дождя нет – тепло (15С). Натянуло тучки.

7.05.    С утра собрались, вышли. До пор. "Мал.Блып" – около 15 минут сплава. В "Блыпе" бочки стоят и довольно мощные, но для того, чтобы кильнуть судно при правильном заходе (в нашу воду) было далековато.

Ещё примерно через 20 минут сплава подплыли к стоянке на ЛБ – около 1 км. выше моста через Лабу. Пропустить поляну сложно – отчётливое выполаживание берега после скального сужения.

Сходили посмотреть пор. "Кирпич". "Солёные Скалы" до порога сильно размыло – теперь это препятствие представляет из себя отчётливо видную довольно мощную струю с бочками и практически полным отсутствием камней.

"Кирпич" сильно изменил конфигурацию – собственно сам кирпич сдвинуло метров на 15 вниз по руслу, при этом от него откололось несколько кусков, ниже (ближе к концу порога) в русле около ЛБ также появились скальные обломки. На заходе – бревно под ПБ. Посмотрели мы на это безобразие – и решили не идти – довольно опасно, да и настроение в последний сплавной день было какое-то уже расслабленное. При этом доподлинно известно об удачных прохождениях порога в это день 4-кой и 2-кой.

Народу на реке уже практически никого – поляна на ПБ сразу за мостом перед "Солёными Скалами" вообще пустая.

Жарко – около 20С. Небольшой дождь был только ночью.

В 18-00 вода в реке опять покоричневела, но к вечеру опять более-менее очистилась.

8.05.    С утра доехали со знакомой группой до пос. Курджиново.

Встали на поляне ПБ, не доезжая до посёлка около 2 км. Весь день периодически шёл дождь, но в основном – солнце и тепло.

9.05.    Вода в реке, видимо за счёт теплых дней, начала потихоньку подниматься, но не очень сильно – сантиметров на 15.

В 12-00 за нами пришла машина, погрузились, тронулись в Армавир (обратные билеты были тоже оттуда).

Погода – в основном солнце, изредка перемежающееся дождём.

Нельзя не отметить, что Армавир 9-го мая – изумительный город – салют, всеобщие гуляния, концерт и вообще всё очень празднично.

10.05.    Ночью сели в поезд Кисловодск-Москва. Предвкушая поездку опять через "любимую" Украину вели себя довольно тихо и скромно, да и празднование в Армавире давало себя знать. Однако это не помогло – одного из участников всё-таки высадили с поезда за то, что у него был просрочен паспорт на 6 дней (4 мая ему исполнилось 45 лет). В результате его препроводили за украинский счёт до Ростова, откуда он уехал на автобусе до Москвы, куда добрался 11-го с утра, практически одновременно с нами.

Первая (и единственная) крупная остановка – Харьков. Думали приобрести там что-нибудь из еды, но не тут-то было – видимо транспортная милиция Украины настолько хорошо справляется с криминалом на железной дороге, что её основные силы брошены на борьбу с бабушками, торгующими пирожками. Впечатление, что милиционеры Украины не только испытывают слабо скрываемую нелюбовь к москалям, но готовы в любой момент "наехать" и на своих сограждан – пока стояли в Харькове наблюдали несколько очень неприятных моментов разгона бабулек.

Вы думаете, что пограничники Украины очень охочи до взяток?! Забудьте об этом!!! "Охочи - это ещё мягко сказано! На выезде с территории Украины ещё двоих участников нашей группы чуть не высадили с поезда за курение в тамбуре в начале проверки документов. При этом документы сначала проверили и вернули, а потом, видимо "одумавшись", забрали опять и пытались высадить под предлогом какой-то статьи, в которой, по ознакомлении с оной, выяснилось, что никаких положений закона мы не нарушали. Сразу было предложено уплатить "штраф" – 300 руб. с человека. После небольшого скандала документы были возвращены (естественно, без всяких извинений – куда там…).

В общем, Украина из окна транзитного поезда производит впечатление "совка" в самом худшем его проявлении, плюс местные "доработки".

Дальше, к счастью, доехали без происшествий (уже в России удалось без проблем закупиться съестным). В Москву прибыли в 06-48.

Выводы: 

 
 

Уровень воды на реках Кавказа слабо предсказуем. В этом году весна чуть запоздала, в результате – уровень воды средний или даже ниже при огромном количестве не стаявшего снега в горах.

 

Для заброски желательно использовать полноприводные машины или, в крайнем случае – машины не хуже ГАЗели (Например, Виктор - он забросит куда угодно). Александр профессионально не занимается заброской туристов. Как нам показалось, в принципе, всегда можно на майские найти машину "на месте".

 

В 2005 году НИКАКИХ документов, дающих право на нахождении в погран.зоне, никто у нас не требовал.
Хотя другие группы в этом году проверке-таки подверглись.

 

Мы, со своей стороны, будем всеми силами стараться никогда больше не проезжать по территории Украины. Но, если уж этого никак избежать не удаётся – документы должны быть в полном порядке (не просроченные паспорта, регистрация и т.п.). Следует помнить о том, что украинские пограничники и милиционеры могут и будут придираться к любой мелочи. Если же это всё-таки случилось и если вы уверены в своей правоте – отстаивайте свои интересы. Если нет – от них можно пробовать откупиться, но тут однозначного совета дать нельзя – всё-таки они власть, а вы находитесь на территории другого государства. В общем, будьте готовы…

Удачи!

 

гостевая книга
Место для слов