река Лидь

р.Лидь
Ленинградская, Вологодская области
май 2023

    В этом году, как и в прошлых, майские праздники мы решили провести в детском водном походе. Выбор пал на р.Лидь, которая выгодно должна была отличаться от предыдущих рек отсутствием завалов, наличием, хоть и не сложных, но перекатов, безлюдностью. В принципе, так всё и оказалось. Из минусов следует отметить сложность заброски, хотя и в этот раз доехали прямо до реки.

    Выезжали из Москвы 29.04 (на более ранние сроки билетов уже не было) на поезде №092 до ст. Волховстрой-2. На станцию поезд прибывает в 05:04, а в 05:52 от Волховстрой-1 отправляется электричка до ст. Ефимовская. Билеты приобретаются в электричке. Платформа отправления расположена напротив Волховстрой-2 в 100 м. от неё. До Ефимовской доехали к 08:45 и сели на машину уже до реки. Тел. водителя: +79213746095, Сергей. У него 7-местная машина и прицеп, поэтому мы вшестером разместились там комфортно. По дороге закупились продуктами (в Ефимовском несколько сетевых магазинов, ассортимент стандартный).

    30.04. Стартовали с озера Рябово у пос. Радогощь (т. Start - GPS-координаты см. в файле в конце описания). Обычно это озеро гораздо меньше по площади и соединяется с рекой небольшой протокой, но весной в разлив весь луг заливается водой, чем мы и воспользовались. Доехали практически до воды. Собирались на берегу на траве, здесь же и пообедали.

    Вышли в 15:30, впали в реку. Течение не быстрое, разливы. Первая стоянка встретилась на ЛБ сразу на вытоке из оз.Глубокое. Следующая стоянка средней паршивости – на ЛБ при впадении реки в оз.Лидское. Стоянка на оз.ЛидскоеНа самом озере стоянок нет, встали на ПБ, не дойдя около 700 м. до вытока реки в сосновом лесу между озером и болотом (т. St1). Лес хороший, места полно. Довольно сухо, даже несмотря на наличие болота. На стоянку встали в 16:30.

    Днём солнечно, жарко, как только вплыли в Лидское озеро, задул встречный ветер, стало пасмурно.

    01.05. Болото на оз.ЛидскоеДнёвка.

    Сходили на болото, набрали прошлогодней клюквы. Вкусная и не очень горькая.

    С утра дождь, закончившийся к обеду, к вечеру разъяснилось.

    02.05. Вышли в 12:00. Как и подозревали, до стоянки мы не дошли совсем чуть-чуть. Расположена она на вытоке из озера на ПБ в таком же сосновом лесу. За ней, примерно через 100 м., тоже неплохая стоянка на ПБ, но уже в еловом лесу.

    Река широкая, с большими разливами, поэтому встречный ветер сильно тормозит продвижение, хотя течение уже чувствуется.

    Постепенно река сужается, берега становятся выше, течение убыстряется, начинаются перекаты. Они не сложные, линия движения легко читается с воды.

    Основное препятствие – остатки тресновской ГЭС (т. ГЭС). Расположена на крутом 90-градусном правом повороте. На повороте большой улов у ЛБ. Чётких ориентиров нет, течение сильное, в результате чего первая байдарка, шедшая у правого берега, не смогла выгрести против течения и её затащило в сливы. Прошли нормально. Вторая байдарка зачалилась к ЛБ, детей высадили и успешно прошли взрослым экипажем. По нашему уровню воды препятствие состоит из двух пологих валов, опрокинуть судно может, только если зайти в них боком.

    Почти сразу на выходе начинается серия шивер, за которыми встали на ПБ на обед.

    Ниже встречаются ещё несколько перекатов, после чего река выполаживается, берега понижаются и примерно в 1 км. выше Тресно река успокаивается.

    Обнос моста у ТресноДеревянный автомост у Тресно (т. Most) залит водой под самый настил, пришлось обносить байдарки. Берега у самого моста замусорены строительными материалами, причаливали к ЛБ в 20 м. выше моста, суда спускали по брёвнам сразу за мостом.Обнос моста у Тресно Очень неудобно, но иначе пришлось бы нести их ещё метров на 30 ниже.

    Ниже моста река расширяется ещё сильнее, берега залиты, смешанные леса сменяются берёзами и осинами. Стоянок практически нет, приурочены они к редким сосновым и еловым рощицам. С воды показалось, что есть неплохая стоянка в т. PStoy1 на ПБ. Здесь к реке подходит дорога и, скорее всего, стоянка сильно замусорена. Ниже стоянок нет, вплоть до рыбацкой стоянки на ЛБ (т. St2). Сюда подходит дорога от пос. Лидь и явно регулярно наведываются рыбаки. Остановились здесь и мы. Дошли до стоянки к 19:00.Стоянка у пос.Лидь

    Переменная облачность, утром +5 С, к вечеру слегка потеплело, дождя нет.

    Много следов жизнедеятельности бобров, но завалов пока нет, хотя ситуация от года к году может меняться.

    03.05. Ночью и утром сильный холодный ветер.

    Вышли в 10:00, быстро доплыли до пос.Лидь, проходы под мостом в посёлке чистые.

    Ниже пос. Вел.Двор характер реки постепенно меняется, русло сужается, берега повышаются, лес становится преимущественно смешанным, течение убыстряется. Прошли несильную шиверу, почти сразу за ней на ПБ оборудованный родник. До пос.Заборье характер реки не меняется.

    К 13:00 дошли до а/м моста, там же сделали обед. Перед мостом А/м мостпосередине реки куча камней – остатки опоры старого моста, прошли её по д ЛБ. Чистый проход в средний пролёт моста.

    Ниже начинают попадаться высокие песчаные берега с сосновым лесом, так и манящие встать на стоянку, однако это впечатление обманчиво – вдоль берега идёт дорога и хороших мест для стоянок мало.

    Стоянка у пос.ЗаборьеПосле обеда сплавлялись совсем не торопясь, однако к 16:30 неожиданно доплыли до Заборья. Поскольку информации о стоянках ниже посёлка у нас не было, остановились на стоянку на ПБ в самом начале посёлка (т. St3). Хороший сосновый лес, достаточно удобный берег.

    В первой половине дня пасмурно, +5С, ветер стих к вечеру, развиднелось.

    04.05. Вышли в 11:00.

    Напротив кладбища – быстроток, примерно через 600 м ниже на ЛБ стоянка, ещё примерно через 1 км ещё одна на ЛБ. Для того, чтобы её не пропустить, следует идти левой протокой у острова, стоянка расположена напротив нижней оконечности острова. И вскоре ещё одна – у т. PStoy2.

    Далее до а/м моста и несколько километров ниже него стоянок нет. Потенциальные места для стоянок начинают встречаться только когда река начинает сужаться, а берега – повышаться.

    Над газопроводом – небольшая шивера, за ним на ЛБ неплохая стоянка на высоком песчаном берегу. Но вылезать на берег не удобно. В 100 м. ниже стоянки – упавшее дерево, перегораживающее почти всё русло. По нашей высокой воде смогли проскрестись у правого берега.

    Вскоре встали на обед на ПБ (т. Obed) на неплохой стоянке с хорошим выходом, столиком, лавочками.

    После ЛЭП река на протяжении нескольких километров течёт в низких болотистых берегах, но вскоре её характер исправляется, течение убыстряется, а в районе разрушенной ГЭС встречаются быстротоки и перекаты. Ориентир ГЭС – остатки бетонные конструкции на ПБ. По центру русла – остатки бетонной опоры с арматурой. Чистый проход у ЛБ.

    Ниже – две хорошие стоянки (т.т. PStoy3, PStoy4). Ниже всё основное русло перегораживает многолетней завал, но вода огибает его по старице. Вскоре дошли до высокого песчаного ЛБ, где и планировали встать на стоянку, однако оказалось, что на этом месте Стоянка у пос.Тургощьпостроена какая-то база – два домика, гараж для вездехода, стройматериалы и т.д. Стоять негде, да и не комфортно (т. Baza). Поэтому вынуждены были идти дальше, встали на ПБ (т. St4) в 19:00. Место не самое плохое – поляна на берегу, разгружаться удобнее из залива справа от стоянки, сюда подходит колея, но старая и заброшенная.

    Весь день пасмурно, +5С, несколько раз накрывало снежной крупой, после обеда дождь в течении 1,5 часов.

    05 - 06.05. Днёвки. Так же холодно, ночью заморозки, сильные заряды снега и крупы. Выпавший снег уже почти не тает. Лепим снеговиков.

    07.05. Вышли в 12:00. В целом, погода получше, снег идёт реже, периодически выглядывает солнце, но ветер холодный.

    Карта не совсем верна – река продолжает течь в лесу, но места для стоянок начинаются Стоянка у пос.Чагодатолько в нескольких километрах ниже пос. Тургощь. Берега высокие, сосны, ели. На ПБ оборудованная стоянка (т. PStoy5), сюда подходит дорога. За ней на ЛБ хорошая "дикая" стоянка. Далее до ж/д моста нормальных мест для стоянок нет, начинаются они в районе т.т. PStoy6, PStoy7, хорошая стоянка в т. PStoy8. Река спокойная, завалов нет.

    Встали на стоянку на высоком песчаном правом берегу в сосновом лесу (т. St5) в 18:30. Стоянка хорошая, но выход осложнён крутыми берегами. Невдалеке проходит дорога, по которой периодически кто-нибудь, да проезжает.

    Для небольшой группы есть уютная стоянка на том же песчаном яру в 100 м. ниже у небольшого притока.

    08.05. Днёвка.

    Первый более-менее солнечный день. Периодически дует холодный ветер.

    09.05. Солнечный тёплый день, ветра почти нет, днём даже жарко.

    Вышли в 9:30.

    До устья реки стоянок нет, река спокойно течёт в высоких берегах. В устье расположен бывший п/лагерь, ныне выкупленный частным лицом. В/наблюдение, охрана.

    Хорошая стоянка на ЛБ (т. PStoy9), полчти сразу за ней ещё одна на ПБ. Чуть ниже тоже угадывается пара потенциальных мест, а дальше до пос. Чагода стоянок нет.

    Посёлок большой, начинается сразу у ж/д моста, после чего река сильно расширяется, левый берег застроен, правый - высокий с сосновым лесом, однако вдоль него проходит дорога и вряд ли там удобно стоять, хотя мы проплыли оборудованную стоянку со столом, лавками и навесом.

    Антистапель в пос.ЧагодаДля антистапеля зачалились на ПБ у первых же домов (т. Fin) в 12:00. Места для разборки достаточно, место для выгрузки удобное, но из-за близости домов разжечь костёр не получится. Сюда подходит дорога, по которой за нами и приехали такси. Большой машины мы не нашли, поэтому воспользовались услугами чагодского такси (выезжали на нескольких легковых машинах). Тел. диспетчера: +79217172115. До пос. Ефимовский около 1 часа езды. В 16:03 сели на поезд № 289АА Архангельск – Москва.



С вопросами пишите: kvkonst@mail.ru

Наши точки (wpt): ТУТ.