Непал, EBC

Непал, EBC
октябрь-ноябрь 2011 г.

    Нельзя сказать, что идея увидеть Эверест родилась и зрела у нас давно. Скорее наоборот, в планах на 2011 год Эвереста не было и в помине, но обстоятельства сложились так, что нашим первоначальным планам не суждено было сбыться, и тут как-то исподволь и всплыла информация об Эвересте. Поначалу это были только отвлечённые разговоры, но чем больше мы анализировали ситуацию, тем больше понимали, что реальной альтернативы нет, а ехать-то надо!
    Начался период сбора информации и поиска участников. Оказалось, что отчётов и фотографий полно, но почему-то почти все отчёты описывают посещение парка Сагарматх (окрестности Эвереста являются нац.парком) весной, по крайней мере это относится к русскоязычному сегменту. Так что, надеюсь, нашим отчётом мы хоть чуть-чуть этот пробел заполним.
    В результате подготовки в трек нас собралось четыре человека:
    -Бабаевская Елена
    -Иванов Василий
    -Колесниченко Константин
    -Селянова Ирина.
    Определили сроки: вылет из Москвы 14.10, прилёт в Катманду (Ктм) 15.10. Вылет обратно из Ктм 5.11. Начали закупать билеты. Тут возникли некоторые трудности, т. к. у одного из наших участников на момент заказа билетов не было загранпаспорта, пришлось искать билеты, при заказе которых не требовалось номера паспорта. В результате вырисовалась следующая схема:
1. Москва — Ктм:
QATAR AIRWAYS, рейс QR 869, Москва-Доха, 14-50 — 18-50, 14 окт.
QATAR AIRWAYS, рейс QR 232, Доха-Дели, 21-15 - 03-15
Jet Airways India, рейс 9W0264, Дели — Ктм, 6-30 — 8-15, 15 окт.
QATAR закупался через их сайт, Jet через Expedia
2. Ктм — Москва:
Jet Airways India, рейс 9W7056, Ктм — Дели, 15-15 — 16-25, 5 ноя.
QATAR AIRWAYS, рейс QR 235, Дели — Доха, 9-20 — 11-20, 6 ноя.
QATAR AIRWAYS, рейс QR 868, Доха — Москва, 7-40 — 13-45, 7 ноя.
    Важно! QATAR AIRWAYS требует при регистрации на рейс именно ту банковскую карточку, с которой была произведена оплата билетов, причём чужой (не участника полёта) карточкой оплачивать нельзя (не принимают). Без этого могут не зарегистрировать на рейс.
    Как видно, путь туда достаточно компактен, а вот на обратный путь придётся потратить почти двое суток. Но зато дёшево — при условии покупки билетов в начале августа, их стоимость составила 22587,22 руб. Но, как оказалось, одному из участников необходимо было оказаться на работе 7 ноября и в результате был приобретён билет в тур.фирме trip.ru:
1. Москва — Ктм:
Aeroflot, рейс SU-535, Москва — Дели, 19-25 — 3-00, 14 окт.
Jet Airways, рейс 9W-7055, Дели — Ктм, 12-00 — 13-45, 15 окт.
2. Ктм — Москва:
Jet Airways, рейс 9W-7056, Ктм — Дели, 14-40 — 15-55, 5 ноя.
Aeroflot, рейс SU-536, Дели — Москва, 4-55 — 10-10, 6 ноя.
Стоимость билетов 729,72 евро.
    Несмотря на то, что и индийской визы у нас не было, и билеты были приобретены у разных компаний, проблем с регистрацией на рейс не возникло: в Москве нас (и багаж) сразу зарегистрировали до Ктм, поэтому покидать транзитную зону ни в Дохе, ни в Дели не пришлось. В Дохе вообще от нас ничего не потребовалось (посадочные в Москве выдали до Дели), а в Дели нас встречал сотрудник, который переписал наши данные в тетрадочку, а через 30 мин. ожидания нам выдали посадочные на рейс до Ктм.
    Из Москвы заранее списались с Royal Mountain Travel — тур.фирмой в Ктм. Сотрудник по работе с русскоязычными туристами, Екатерина Горышкина, общается, соответственно, на русском языке. Её мэйл: royal.mt.trek@gmail.com, ekaterina@royalmt.com.np. ICQ 242925964, Phone:+977-1-4444385, Fax:+977-1-4444380, mobile:+977-98510-47973. Адрес фирмы: Lal Durbar Marg,Kathmandu,Nepal, сайт: http://www.royalmt.ru. Мы заказывали у них TIMS (сертификат треккера) и билеты на самолёт Ктм-Лукла (Лукла — посёлок в горах, откуда начинается трек к Эвересту). С какого-то там года TIMS стал платным. Групповой TIMS Екатерина сделать нам не смогла, вот её ответ: "Карточки ТИМС бывают групповые и индивидуальные. Если вы берете от агентства сопровождающего по маршруту гида, то карточка стоит 10$, если путешествуете самостоятельно, то карточка стоит 20$ в любом случае требуется 1 фото". Для оформления всех документов выслали по e-mail сканы наших паспортов, а также предоплату в размере 50$ с человека. Минимальный набор услуг, предоставляемый Royal Mountain Travel включает в себя встречу в аэропорту, трансфер в офис и далее в район Тамель, а.б. Ктм-Лукла-Ктм, новый пермит ТИМС и услуги офиса по оформлению и стоит 280$/чел. Насколько я понимаю, не самая дешёвая цена, но подкупает возможность общаться по-русски, да и вряд ли в других местах будет очень большая экономия, но можно предварительно провести рекогносцировку.

    15.10. Прилетели. В аэропорту обменяли 100 $ на всех на всякий случай. Виза оформляется тут же (вклейка в паспорт), стоимость 40$ на срок от 15 до 30 дней, оплата в долларах. Для визы нужно 1 фото 3х4. В аэропорту нас уже ждала машина от Royal Mountain Travel, доехали до офиса, доплатили остаток денег, взяли документы. Тут понадобится ещё одно фото 3х4 для вклеивания в бланк TIMS. На той же машине доехали до рекомендованного Екатериной отеля в Тамеле Lhasa. (Тамель — туристический район Ктм с кучей отелей, ресторанчиков, магазинчиков и т. п.). Гостиница вполне приличная, 2-х-местный номер 400 Rs/ночь/чел. Проблема (которая может быть и в других гостиницах) заключается в том, что у некоторых номеров окна выходят на улицу — без берушей вы вряд ли сможете заснуть до глубокой ночи. Какофония звуков просто жуткая, так что это надо учитывать.
    Курс 77,08 Rs/$ в Тамеле (очень много обменников) и 76,7 Rs/$ в аэропорту. В обменниках, как и везде в Непале, надо торговаться! Особенно, если обменивается большая (больше 500$) сумма. Зачастую курс меняется довольно существенно.

    16.10. Решили посвятить день экскурсиям. Сходили на площадь Дарбар, по пути осматривая ступы и храмы. Двигались практически по маршруту Lonely-planet. Вход на площадь со всех сторон, кроме входа с Ю-З стороны, перегорожен пропускными пунктами с кассами. Стоимость входа 300 Rs/чел. Но у "бесплатного" входа тоже дежурят полицейские, требующие билет, а в случае его отсутствия ведут к кассам за билетом. Так что билет не выбрасывать!!! На площади есть здание, так называемый королевский дворец, в котором организован музей города и для посещение которого требуется ещё! один билет за 200 Rs/чел. Но его уже мы покупать не стали и в музей не пошли.
    Походили по площади, посидели в кафе на крыше одного из домов, ограничивающих площадь, посмотрели на город сверху.
    С площади отправились к ступе Swayambhunath (та, которая стоит на т. н. "горе обезьян"). Эта ступа очень хорошо видна из кафешки. Пошли пешком по улочкам, просто придерживаясь нужного направления.
    Подъём к ступе по недлинной крутой лестнице, наверху — касса. Посещение ступы для иностранцев платное 200 Rs/чел., но где-то примерно в середине лесницы направо уходит тропа, свернув на которую, можно подняться на холм, минуя кассу. Наверху никто билеты не проверяет. Обезьяны действительно есть, но в очень небольшом количестве.
    На все эти прогулки ушёл почти весь день, ближе к вечеру решили сходить в Ratna Park, обозначенный на карте. Оказалось, что на деле это сочетание блошиного рынка и тропы, ведущей от автовокзала. Всё вытоптано, много мусора, от парка фактически осталось одно название.
    Почему-то сегодня курс обмена упал до 76,96 Rs/$, но, поторговавшись, договорились до курса 77,5 Rs/$.
    Ужинали в кафешке, расположенной над булочной, рядом с супермаркетом. В среднем стоимость ужина составляла около 2000 Rs/4 чел. Бутылка воды 1 л. 20 Rs.

    17.10. На билетах в Луклу у нас стояло время вылета 7-45. Решили приехать в аэропорт заранее, встали в 5-00 и до 6 утра были уже в аэропорту. Доехали на двух такси, которые "поймали" моментально прямо на улице, 300 Rs/машина.
    Ненужные на треке вещи оставили в гостинице в сумке, которая у нас была с собой, но в принципе сумку можно купить и в Ктм.
    В зале отлёта внутренних авиарейсов (а именно он-то вам и нужен) в дальнем правом от входа углу расположено отделение банка, в котором необходимо оплатить дополнительные сборы в размере 200 Rs/чел. После этого надо зарегистрировать билет в окошке вашей авиакомпании и начинать борьбу за возможность вылета с другими такими же страждущими улететь. Борьба эта происходит уже у "стоек" регистрации. Не то чтобы всё прям очень жёстко, но приходится протискиваться, а, протиснувшись, стоять у стойки не отходя, ну и вообще как-то не очень цивилизованно.
    Билеты у нас были от а/компании Tara Airlines, судя по всему это "дочка" Yeti Airlines.
    Несмотря на ранний час, народу довольно много. Как оказалось, время вылета, указанное в наших билетах, не имеет ничего общего с реальным. При регистрации билета нам на них ручкой написали время 11-00, сославшись на какие-то списки. Не знаю, чтобы бы было, если бы мы приехали ещё раньше, возможно и время вылета стояло бы более ранее, а м.б. и нет — никого понимания что и как происходит у нас за всё время пребывания в Непале так и не возникло, полный бардак везде, где его только можно устроить.
    Периодически перед очередным рейсом к стойке выходит представитель а/компании, тут опять начинается давка, но регистрируют на рейс только по спискам, в соответствии с которым у нас и стояло время вылета. Ну хоть в чём-то небольшая ясность появилась. Проблема в том, что погода в горах очень неустойчива и больше всего шансов улететь у ранних рейсов, так как ближе к середине дня погода обычно начинает портиться. Но мы пока этого не знали, поэтому "спокойно", насколько спокойно можно находиться в толпе, ждали своего времени вылета. Наконец, это время подошло, мы получили посадочные талоны, сдали багаж (газовые баллоны лежали в рюкзаках, действительно, без проблем пускают) и перешли в зал ожидания. Тут оказалось, что полёты в Луклу задерживаются из-за погодных условий. Сидим, ждём. В результате смогли улететь в 14-10.
    До Луклы около 30 мин. лёта. Погода действительно условно-лётная — низкая облачность, поэтому самолёты быстро выгружают людей и груз и буквально через 5 мин. отправляются в обратный путь.
    Следом за нами прилетело ещё 3 самолёта, после чего полосу закрыли.
    Вместе с нами в самолёте летела девушка, которая ждала возможности вылететь в Луклу три! дня: в день её вылета погода испортилась и она не смогла улететь и в последующие дни она каждый день рано утром приезжала в аэропорт и ждала свободного места, поскольку приоритет имеют пассажиры с билетами на текущий день.
    Прилетев, зашли в Himalaya Lodge (хозяин — Дава, о нём много написано в разных отчётах). Этот лодж расположен прямо у аэропорта, мимо не пройдёшь. Оставили ему наши билеты на обратный рейс. Поскольку идти куда-либо было уже поздно (темнеет в 17-30, в 18-00 полностью темно), решили в этом лодже и переночевать. Взяли самые дешёвые комнаты (300 Rs/2-х-местный номер).
    Все лоджи устроены примерно одинаково: минималистичные комнаты — две кровати без белья и всё. В высокогорных лоджах в номерах одеяля. Тепло- и звукоизоляция, равно как и отопление отсутствует. Общая большая столовая с "буржуйкой", которая иногда растапливается ячьими лепёшками.
    Поскольку до темноты ещё время было, чуть прогулялись по посёлку, залезли к ступе, расположенной на склоне над посёлком.
    Еда в Лукле несколько дороже, чем в Ктм, но не сильно. К примеру, далбат (варёный рис с чечевичной похлёбкой) стоит 350 Rs. Для одного человека порция вполне достаточная.
    t +16.5С, облачность 10 балл., к вечеру облака опустились до посёлка.

    18.10. С утра распогодилось. Облачность 2 балла, ветра нет.
    Завтрак в лодже около 500 Rs/чел. (В меню есть раздел "завтраки". Обычно это комплексные завтраки, не очень гуманные по цене . Потом мы сообразили и на завтрак заказывали что-нибудь из вечерней еды, типа макарон — гораздо сытнее и дешевле).
    Первый самолёт, как ни странно, Tara, прилетел в 6-30, т. е. из Ктм он стартовал около 6-00.
    До Монджо идёт каменистая широкая тропа. Первые лоджи начинают попадаться примерно через час ходьбы.
    В пос. Chheplung неожиданно наткнулись на пост, на котором переписывают паспортные данные треккеров.
    Ещё примерно через 2 часа вошли в пос. Phakding. В нём и многочисленные лоджи, и кафе. Порадовались скорости нашего передвижения, однако ещё примерно через 1 час подошли к пос. опять под названием Phakding. Оказалось, что именно он-то и обозначен на карте. Лоджей и кафе ещё больше.
    До Монджо в результате шли около 5,5 часов. Народа на тропе много, но пока идти это не мешает. Несколько усугубляют ситуацию караваны яков, но тропа широкая, с ними всегда легко можно разминуться.
    Остановились в лодже, расположенном примерно в середине Монджо, называется Top Hill (27°46,2912N 86°43,3830E). Приятное место, посетителей, кроме нас нет, приветливые хозяева. 2-х-местный (здесь и далее мы будем останавливаться только 2-х-местных номерах) номер 200 Rs, далбат 380 Rs, чашка чая 30 Rs.
    Днём тепло, t +25С, под вечер натянуло тучи, облачность 9 балл., t +18С.
    От Монджо и выше во многих лоджах существует хорошая традиция при заказе далбата предлагать добавку.

    19.10. В конце Монджо расположена граница нац.парка Сагарматх. Для нахождения на его территории нужен пермит, который можно купить здесь же в кассе. Стоимость пермита 1000 Rs/чел. Здесь же продаются и TIMS.
    За постом ещё несколько лоджий.
    Совсем неподалёку — пос. Jorsale. В нём, помимо лоджий, находится и пост проверки TIMS и пермита.
    Далее тропа пересекает р.Dudh Koshi по новому подвесному мосту (старый в нерабочем состоянии, находится чуть выше по течению, хорошо виден с нового моста). Сразу за мостом начинается каменная лестница, на момент октября 2011 года перекрытая для треккеров. По слухам, она частично обвалилась и поэтому тропа идёт вдоль реки. Но, опять-таки по слухам, старая тропа восстанавливается и её обещают починить к концу ноября. Идём вдоль реки. Тропа хорошая. Вскоре становится виден высокий очередной подвесной мост через р.Dudh Koshi, к которому ведёт резкий подъём ко каменным ступеням.
    За мостом начинается плавный пологий подъём до Namche Bazar. Тропа сначала каменистая, затем становится грунтовой. Резких перепадов нет, подъём несложный.
    Перед Namche Bazar очередной пост, проверяют наличие TIMS и пермита, записывают данные в журнальчик. От поста до окраин Намче около 5 мин. ходьбы.
    Всего от Монджо до Намче 3,5 часа ходьбы.
    На входе в Намче тропа раздваивается. Здесь же торчит труба с водой, у которой мы, как и местные жители, устраивали постирушки. Правая тропа по лестнице забирается наверх и выходит в центр посёлка, левая доходит до ступы на центральной площади и потом полого поднимается до того же центра, где обе дороги и сходятся.
    Сам посёлок состоит, фактически, из одних только лоджий, много магазинчиков со снарягой. В центре посёлка расположен Irish Pub, так вот вблизи него селиться нам не рекомендовали, поскольку очень громко:)
    Остановились в лодже Valley View, единственным достоинством которого было его месторасположение — наш дальнейший путь лежал наверх (через взлётно-посадочную полосу), который начинался прямо от порога этого лоджа. В остальном рекомендовать бы его не стали — супы, похоже, с желатином что ли, медленное обслуживание, чай нам однажды принесли вообще не заваренный, потом всё-таки выдали один пакетик на четверых:), но в целом нормально. Номер 200 Rs, далбат 330 Rs, чашка чая 40 Rs, 1 л. воды 100 Rs.
    Поднялись наверх, к ступам (27°48,6078N 86°42,7020E) (их 3 штуки, хорошо видны из посёлка. Ступы расположены на левом склоне окружающих Намче холмов, если смотреть на посёлок от ступы, расположенной на центральной площади посёлка. По дороге к этим ступам, на склоне - монастырь). Набор высоты от посёлка до ступ составил около 200 м. У некоторых наверху начала болеть голова, спустились в лодж — всё прошло. Акклиматизация...
    С утра хорошая погода: облачность 0 балл., с 14-00 поднялся слабый ветерок, который всё-таки натянул облака и к 17-00 облачность 10 баллов, Намче в облаках.
    t днём +20С, вечером +15С.

    20.10. Сегодня акклиматизационный день, пошли гулять вокруг Намче. Поднялись опять наверх к ступам, прошли через аэродром, поднялись на противоположный холм и вышли к очередной ступе наверху. От неё уже хорошо виден Ama Dablam. От ступы тропа постепенно спускается вниз к пос. Khumgung (27°49,2690N 86°42,9654E). Посёлок гораздо крупнее Намче и как-то поуютнее — нет суеты и шума. В нём тоже много лоджий, так что его смело можно рекомендовать.
    Тропа проходит через Khumgung и ближе к его восточной части раздваивается — левая ведёт к Tengboche, правая — к отелю Everest View Point. Причём надо понимать, что слово "тропа" в данном случае некое условное направление, так как всюду разбегаются множество мелких тропиночек — иди можно по любой, в посёлке они превращаются в улочки — помельче и покрупнее, так что ориентироваться надо скорее на направление. Мы от посёлка пошли вверх и довольно скоро оказались у отеля Everest View Point (27°49,0116N 86°43,4268E). Выглядит отельчик приятно, но очень уж в нём многолюдно, но оно и понятно — все приходят посмотреть на Эверест с открытой веранды отеля, сидя за чашечкой чая. С трудом, но удалось найти столик. 4 чашки чая обошлись нам в 315 Rs. К сожалению, погода опять испортилась и небо затянуло облаками. Поэтому Эвереста мы не увидели, зато пофотографировали Taboche Peak.
    Но можно и не толпиться на веранде, а пройти чуть подальше по тропе мимо отеля и подняться на небольшой холмик (27°48,8634N 86°43,2108E), который даже чуть выше отеля и с которого открывается тот же вид.
    Спустились по тропе в Намче, но вошли в посёлок с другой стороны.
    По-видимому, лучше этот маршрут проходить в обратном направлении, т. к. с утра в Everest View Point сильно меньше народа, да и (по крайней мере у нас так было всю дорогу) вероятность того, что с утра погода будет ясной, выше. Плюс ко всему, где-то по пути на Everest View Point, судя по слухам, есть какой-то музей.
    Вся прогулка с фотографированием и распиванием чая заняла около 4 часов.
    Монастырь, упомянутый мной выше, хороший ориентир. Если от монастыря пойти направо, то попадёшь на тропу до аэропорта и далее до Tengboche, если левее, то на тропу к вертолётной площадке, каменоломне и далее на тропу к Thame.
    С утра t +13С, облачность 0 балл., но к 9 утра натянуло тучи, дальние горы скрылись от взора, t +17С. Шли в куртках, несильный, но холодный ветер. К вечеру облака опустились до Намче, t +13C, в 18-00 начался дождь.

    21.10. Дождь шёл с перерывами всю ночь. Под утро перестал, но к 6-00 начался снова. Мы же к этому времени были собраны и вышли под дождём по направлению к Gokyo.
    В 200 м. выше Намче дождь сменился густым мокрым снегом. Видимость 500 м, t +9С. Шли вчерашним маршрутом через аэропорт, спустились к Khumjung, вышли на главную площадь, с неё направо и дальше старались держаться левее с тем, чтобы попасть на нужную тропу.
    К окраине посёлка вышли к 9-00. Температура упала до +2С. За посёлком тропа идёт траверсом склона, леса нет. До развилки троп на Gokyo и Tengboche пологий подъём, резких перепадов нет, тропа каминисто-грунтовая.
    К перекрёстку поднялись в 10-30. Здесь несколько лоджий, кафе. На самом перекрёстке ступа, тропа налево-вниз ведёт к Gokyo, прямо — к Tengboche. Зашли в один из лоджий попить чаю (Ginjer tea 70 Rs/чашка). Пока пили чай, налетел резкий порыв ветра, облачность несколько раздуло и, к счастью, снег прекратился.
    От перекрёстка тропа резко спускается вниз к ручью. Сбрасываем почти 350 м. Внизу, у ручья лодж. Температура поднялась до +9С.
    В 10 мин. ходьбы от этого лоджа наткнулись на два необитаемых, но вполне приличных с виду домика. Думаю, что в случае чего в них можно переночевать. Вода (ручей, пересекающий тропу) ещё в 5 мин. ходьбы. На этом ручье и перекусили (27°51,1980N 86°44,4756E).
    Далее тропа начинает резко набирать высоту, много искусственных ступеней. До Dole тропа набирает почти 450 м. Ближе к посёлку тропа сужается.
    В посёлок пришли к 14-00. Остановились во 2-м лодже, стоящем вдоль тропы (27°51,9996N 86°43,8684E). Номер 200 Rs, далбат 450 Rs, чай 50 Rs, 1 л. бутылка воды 150 Rs
    В Dole много лоджий, но много и народа. Ближе к вечеру все свободные места были заняты.
    Вечером t +10С, облака подрастянуло, но в долине облака всё равно висят. В 18-45 небо расчистилось, высыпали звёзды. Снег, хоть и мокрый, но лежит устойчиво.

    22.10. Ночью явный минус — лёд на лужах с трудом пробивается палкой.
    Вышли в 7-00. От Dole тропа резко забирается на отрог, затем истеричные метания вверх-вниз более-менее прекращаются, исключения составляют участки перед пос. Luza (27°53,5530N 86°43,1160E) и Machhermo (27°54,1176N 86°42,9426E), стоящими на притоках. Спуск-подъём к ним порядка 50 — 100 м.
    Примерно через час ходьбы от Dole встречаем одинокий лодж, ещё через 15 мин. - ещё один, но почему-то закрытый. В Luza два лоджа, в Machhermo больше.
    От Machhermo тропа делает резкий взлёт на отрог, затем тропа плавно поднимается вдоль реки и где-то здесь пересекает границу в 4500 м. При подходе к г.Chadoteng угол подъёма возрастает, далее, перед слиянием рек, подъём идёт по крутым ступенькам. Ручей с озёр Gokyo тропа пересекает по мосту и поворачивает налево вдоль ручья. Почти сразу подходим к небольшому разливу, на берегу которого установлены многочисленные каменные туры. По традиции сооружаем и свой. Кстати, здесь приятное место для перекуса.
    Подъём от мостика почти незаметен, постепенно выходим сначала к 1-у оз. Gokyo (Taujun Tsho), затем и ко 2-у (Dudh Pokhan). Тропа идёт вдоль берега и, наконец, за очередным отрогом показывается пос. Gokyo.
    Несмотря на то, что Gokyo полностью состоит из лоджий, найти свободное место оказалось не так-то и просто, но всё-таки заселились в лодж Cho Oyo (самый крайний лодж у кромки озера) (27°557,2274N 86°41,6226E). Номер 200 Rs, далбат 450 Rs, чай 70 Rs, 1 л. бутылка воды 150 Rs 1 час зарядки 300 Rs.
    В принципе, можно заказывать места в Gokyo по телефону из Dole или Machhermo — везде спутниковые телефоны.
    С утра и до восхода солнца холодно, t -5С. С восходом солнца температура начинает резко подниматься и к 9-00 тропа, покрытая до этого льдом, превращается в грязевую кашицу. С утра облачность 0 балл., но к 11-00 снизу опять начало натягивать тучи и к 16-30 облачность над Gokyo 6 балл. В 17-30 t -5С.
    От Dole до Luza 2 часа ходьбы, до Machhermo ещё 1 час. Всего от Dole до Gokyo шли 7,5 часов.

    23.10. Ночью опять сильный минус, а бачок с водой для умывания находится на улице. С утра там, конечно же, уже не вода, а лёд, поэтому умыться невозможно. Советуем вечером набирать воды в бутылку, т. к. в номере, как-никак, хоть и небольшой, но плюс — вода не замерзает. В Dole, кстати, то же самое — бачок с водой на улице.
    Ночью чистое звёздное небо, поэтому решили выйти на Gokyo Peak пораньше, чтобы застать хорошую погоду. Вышли в 7-00. Подъём по набитым тропам, длинный. Средний уклон 20 град. Подъём занял у нас 2 часа, спуск 1 час.
    Вершина Эвереста становится видна уже в 150 м. над уровнем озера, а уже перед вершиной Gokyo начинает выглядывать пирамидальная Макалу.
    Подъём проходит по солнечной стороне, очень быстро становится тепло. В термухе и в куртке идти комфортно.
    С 14-00 начало опять натягивать облачка, к вечеру они сконцентрировались в верховьях долины. Остальное небо чистое.
    Температура в 6-00 -6С, днём на солнце тепло, после захода солнца температура резко падает, в 19-30 -4С.

    24.10. От Gokyo до Dragnag через ледник Ngozumpa идёт проторенная тропа. Начинается она прямо от края Gokyo, поднимается на окрестные холмы, являющиеся правым бортом ледника, далее постепенно спускается к бергшрунду и идёт вдоль орографически правого края ледника. Не доходя основного контрфорса г. Chadoteng, тропа резко поворачивает и пересекает ледник почти по прямой, затем некоторое время идёт вдоль левого крутого борта ледника по бергшрунду, после чего резко поднимается наверх и идёт также вдоль ледника уже поверху на протяжении ещё около 1 км. и так и приходит в Dragnag. Тропа хорошо видна, маркирована турами.
    Весь переход занял у нас около 2 часов. Несмотря на то, что пришли мы в посёлок первыми, свободных мест в лоджах уже не было — все бронируют себе места по телефону заранее. Хорошо, что хозяйка нашего отеля предложила сама забронировать места для нас, так что мы на улице не остались. Заселились в лодже, расположенном выше остальных, Tashi Friendship (27°56,4720N 86°43,2600E). Тел.: 038-540327. Место довольно пафосное: номер 600 Rs, далбат 600 Rs, чай 60 Rs, зарядка чего-либо 350 Rs.
    Посёлок небольшой, в нём несколько лоджий, есть интернет и спутниковый телефон.
    С утра облачность 0 балл., солнце греет, но ветер холодный. Идём в куртках. В 15-00 небо начало затягивать и к 16-00 Dragnag затянуло полностью. Ночью опять чистое звёздное небо, в 19-00 t -2С.

    25.10. Группа французов, идущих на пер. ChoLa встала в 3-00!!! и своим топотаньем и лопотаньем перебудила всех окружающих. Мы заказали завтрак на 5-30 и в 6-45 вышли на перевал, причём вышли мы последними:).
    От посёлка тропа идёт по орографически правому берегу ручья, набирая высоту без резких перепадов. Через 2 часа подъёма вылезли на отрог (27°57,2142N 86°44,1996E), с которого становится виден сам перевал. Высота отрога 5150 м. С отрога тропа спускается вниз к ручью, сбрасывая около 150 м. У ручья можно найти место под палатку. За ручьём начинается резкий подъём на перевал. Сначала по куруму, затем по скальным выходам, потом опять по заснеженному куруму. Уклон 30-35 град. Подъём осуществляется по правому (по ходу подъёма) борту. С отрога до седловины поднимались 1 час (27°57,7002N 86°45,1050E).
    Чуть ниже седловины с восточной стороны небольшое озерцо, обход его либо слева (по ходу движения), но там очень скользко и неприятно, либо прямо по льду, мы выбрали второй вариант. За озером тропа в снегу идёт по правому борту ледника, затем резко сбрасывает высоту по крутым скальным обломкам. С восточной стороны перевал, в отличии от западного склона, не мультивариантный: путь спуска/подъёма один, промаркирован зелёными стрелками, проложен по правому (по ходу движения) борту.
    После этого сброса тропа выходит на отрог и плавно спускается в долину.
    На выполаживании установлен шерпский палаточный лагерь, к которому и подошли к 13-45. Прошли чуть дальше и поставили палатку (27°56,6688N 86°46,2246E).
    В 6-00 t -9С. Весь день ясно, облачность 0 балл., шли в термухе и куртке, но ветер холодный, на седловине задерживаться не хотелось совсем. В 16-00 опять всё затянуло, начал идти снег, но быстро кончился.

    26.10. Утром ясно, 0 балл.
    Палаточный лагерь оказался временным, параллельно с нами шерпы его сняли. Через 15 мин. дошли до микро-посёлка, состоящего из магазина и лоджа. Но он явно не пустовал - большая группа лениво завтракала. За лоджем тропа начинает подъём на склон над озером под г. Cholatse. За озером при приближении к краю отрога от г.Awi Peak, тропа раздваивается: нижняя спускается вниз и приводит к пос. Dzongla, верхняя ведёт траверсом склона к пос. Lobuche. Нам по верхней.
    От места ночёвки до Lobuche дошли за 3 часа. В посёлке много лоджий. В одном из них попили чаю, перекусили и ещё за 3 часа дошли до Gorak Shep. Тропа идёт по орографически правому борту ледника Khumbu. Первые пару километров почти без набора высоты, затем, за камнем с памятной доской двум погибшим альпинистам, тропа забирается на отрог ледника и дальнейший путь пролегает по замусоренному скальными обломками леднику и его отрогам. Постоянные нырки вверх-вниз, но без серьёзных перепадов.
    К 13-00 небо начало затягивать, началась, но быстро закончилась снежная крупа, под вечер облачность 3 балла.
    Заселились в отель Yeti Resort (27°58,8636N 86°49,7778E). Чтобы найти свободные номера опять пришлось побегать. Номер 400 Rs, далбат 520 Rs, 1л. бутылка воды 300 Rs. Сам посёлок не производит впечатления временного: каменные постройки, солнечные батареи.
    За посёлком, по пути к EBC, расположено большое ледниковое озеро, где можно с успехом поставить палатку. Оттуда же можно и подниматься на Kala Patthar. С горы мы видели, что на берегу установлены палатки.

    27.10. Начитавшись отчётов, рекомендующих встречать рассвет на горе, попёрлись на Kala Patthar в ночи, выйдя в 5 утра. Подъём занимает около 2 часов. Наверху t -13С, дует холодный ветер из Китая. Надели на себя всё, что было из одежды. Теперь ответственно можем заявить, что более нелепой затеи, чем встречать рассвет на Kala Patthar, придумать сложно. Я уж не говорю о том, что холодно, все не выспавшиеся и голодные, так ещё и солнце освещает красивым рассветным светом не Эверест и соседние вершинки, а западные отроги. Тоже, конечно, красиво. но Эверест в таком свете смотрится просто булыжник-булыжником. Гораздо лучше (если погода позволяет, конечно) забраться на Kala Patthar вечером и любоваться закатным освещением Эвереста, Nuptse и соседних вершин. А что спускаться в темноте, что подниматься - разница не велика. Об утреннем подъёме можно думать только в случае такой как у нас погоды, когда ясно бывает только с утра.
    Спуск занимает около 1 часа.
    Сегодня, как и почти всегда, в первой половине дня ясно, облачность 0 баллов. С 13-00 опять начало затягивать, но к 17-00 облака раздуло.

    28.10. С утра облачность 0 баллов.
    До Lobuche дошли за 2 часа. От посёлка свернули в сторону перевела Kongma La (27°55,7844N 86°50,1690E). Тропа на перевал начинается чуть ниже посёлка, для того,чтобы попасть на неё, переходить мост через речку у посёлка не надо, а необходимо двигаться по его левому (орографически) берегу, пройти чуть ниже посёлка и резко свернуть налево в сторону ледника, перевалив через увалы по распадку. За увалами пересечь широкий (метров 50) бергшрунд. Тропа хорошо набитая, маркирована турами. Сам перевал виден непосредственно от посёлка. Трек здесь.
    Поставили лагерь у начала подъёма на перевал (27°56,4156N 86°49,2822E). Воду брали из ручья, стекающего с перевала вдоль его правого борта. Если подняться вдоль ледника, то там находится большое озеро, которое видно с тропы с ледника.
    Перевал явно не пользуется большой популярностью. За целый день мимо нас прошли только три группы. Все они проходили перевал за один день, преодолевая путь от Lobuche до Chhukung`а.
    К 14-00 опять появились облака, а к 17-00 мы уже сидели в облаке, видимость 300 м., периодически сыплет снежная крупа. Ночью звёздное небо. В 19-00 t -6С.

    29.10. С утра ясно, в 7-00 t -10С.
    Сегодня у нас радиальный выход на перевал. На всём протяжении подъёма хорошо видимая тропа, на курумниках маркированная турами. Начало подъёма почти по центру, затем тропа постепенно смещается к орографически правому борту долины. Подъём фактически состоит из двух частей: сначала тягун с углом подъёма 15-20 град., затем тропа по куруму подходит под скалы правого борта долины и так, вдоль скал, и выводит на седловину.
    С противоположной стороны под перевалом видны несколько озёр, одно из которых крупное. Спуск к ним с седловины не очень крутой. Далее видно, что тропа уходит за перегиб к спуску к р. Imja Khola.
    Подъём без рюкзаков занял у нас 2 часа, спуск 1 час. С седловины открываются потрясающие виды.
    В 17-00 опять пришло облако, температура в 18-00 -6С.

    30.10. В 7-00 t -11С.
    Поскольку наш дальнейший путь лежит в Луклу, решили не пресекать ледник в обратную сторону, а спуститься вдоль его левого борта в район пос. Dughla. Идти просто, кое-где встречаются коровьи тропы, ближе к краю ледника тропы становятся уже явно выраженными. До Dughla дошли за 1 час.
    Далее спустились на основную тропу, ведущую к Pheriche. Нужная тропа (нижняя) идёт прямо вдоль берега р.Chola Khola, верхняя, ведущая к Dingboche, идёт параллельно ей, но в 200 метрах выше.
    Pheriche довольно крупный посёлок со множеством лоджий. После посёлка тропа пересекает р.Chola Khola по металлическому мосту и резко устремляется вверх, набирая 70 м.
    В пос. Samarana лоджий нет, он состоит из одного жилого дома.
    Пос. Orsho состоит из одной лоджии, а вот Shomare оказался очень крупным поселением: много лоджий разного уровня, отели, магазинчики.
    Pangboche тоже крупный посёлок со множеством лоджий. Перед посёлком с тропы виден подвесной мост через реку, так вот на него идти не надо — основная тропа ведёт через посёлок и только потом спускается к реке. Через 10 мин. ходьбы от моста на тропе стоят ещё три лоджа, ещё минут через 10 выходим к уютно расположившемуся в лесу пос. Deboche. От него до Tengboche около 30 минут ходьбы с постоянным набором высоты. Уклон около 10 — 15 град. по каменным ступеням.
    В Tengboche крупный монастырь, вход свободный. Похоже, что какие-то действия там происходят постоянно с перерывом на сон. Лоджий достаточно, давки нет, есть телефонная связь, интернет.
    Остановились в лодже Gomba Lodge, расположенном за интернет-кафе. Номер 200 Rs, чай 40 Rs, далбат 450 Rs.
    Весь путь от места ночёвки до Tengboche занял у нас 5 часов ЧХВ.
    С утра и в первой половине дня ясно, с 14-00 небо опять затянуло, под вечер начал накрапывать дождик, но опомнился и перестал. Ночью облачность 0 балл. Температура в 19-00 -2С.

    31.10. От Tengboche тропа резко спускается к реке Phungi Khola. Спуск занял у нас 45 мин. Реку пересекаем по подвесному мосту. Вокруг моста несколько лоджий. На крайнем из них (на том, который ближе всего к Намче) надпись, что это последний лодж перед двухчасовым подъёмом к Tengboche, что, очевидно, не совсем верно. Около моста же видели пост проверки. Не знаю, проверяют ли они что-нибудь у поднимающихся треккеров, на нас они внимания не обратили.
    От моста 15-минутный резкий подъём, затем тропа выполаживается и ещё через 5 мин. достигаем пос. Tashinga (Lavisasha) с несколькими лоджиями в нём. Ещё 25 минут ныряний вверх-вниз, и тропа приводит к группе из трёх лоджий. За ними развилка со стендом-указателем, в соответствии с которым отсюда можно попасть в Gokyo, Khumjung и Namche. Мы выбрали тропу в Намче (нижняя тропа), по которой за 5 мин. дошли до ещё одной группы лоджий с кафе. Далее тропа идёт траверсом склона. Через 40 мин. ходьбы на очередном отроге ступа, ещё 20 мин. и мы, наконец, входим в Намче. Есть подозрение, что тропа через Khumjung несколько короче, хоть по ней и придётся подняться на 50 м.
    Из Намче позвонили Даве, попросили зарегистрировать наши билеты на 2.11, а заодно и забронировали у него два номера. Судя по его словам погода не очень способствует полётам и продолжает портиться, но обещал попробовать. Телефон Himalaya Lodge 038-550017, факс: 019-626017, моб.: 9841197295, 9803754446.
    Спуск от Намче до моста через Dudh Koshi занял у нас около 1 часа. а от этого моста до пос. Монджо ещё 50 мин. На постах у нас никаких документов не спрашивали, в Jorsale на армейском посту от нас просто отмахнулись, м.б. потому, что мы не очень походили на китайских шпионов, не знаю.
    На границе нац.парка перед Монджо (там, где мы покупали пермиты), видимо, надо отметиться, но это, похоже, дело добровольное: часть группы отметку в пермит получила, часть нет и это уже ни на что не влияло.
    В Монджо остановились в том же отеле Top Hill. Если будете останавливаться там же, рекомендуем apple pie:).
    Погода, как и на входе в район кардинально отличается от той, которая была у нас наверху. Здесь всё наоборот: ночью ясно, а под утро небо затягивает. Tengboche с утра в облаке, к 11-00 облачность снизилась до 5 балл., но к 14-00 опять всё затянуло, даже начал накрапывать мелкий дождик.

    1.11. С утра облака так никуда и не исчезли, облачность 10 балл.. t +10С.
    До Луклы 4 — 4,5 часа ходьбы. По пути иногда проглядывает солнце, но сама Лукла полностью погружена в облако, видимость 50 м.
    Из-за погодных условий сегодня не было ни одного полёта. Как рассказывают, вчера самолёты летали, но рейсов было очень мало — всех желающих и имеющих билеты вывезти не удалось. Естественно, при таких раскладах завтра нам улететь точно не удастся, заселились в забронированных номерах.
    Под вечер начало моросить.

    2.11. С утра дождя нет, но весь посёлок полностью в облаке, видимость 50 м. Днём начали проглядывать близлежащие вершинки, но быстро попрятались.
    У всех авиакомпаний в Лукле есть два офиса: один в здании аэропорта (работает только в случае лётной погоды), другой в городе на главной улице. У одних ближе к аэропорту, у других дальше. У всех вывески, не найти их очень сложно. Поскольку погода нелётная, работают офисы в городе. Открываются они в р-не 15-00 и каждый день все треккеры вынуждены приходить в этот офис и отмечаться у представителей компании в их списках. Ну мы тоже ходили, отмечались. Причём надо понимать, что это не означает, что ты приходишь, отдаёшь билет в окошко и получаешь его назад. Поскольку у всех есть надежда на то, что вот прямо завтра самолёты начнут летать и надо пытаться добраться до столика с менеджером и списками первым. Все приходят заблаговременно, а при открытии начинают ЛОМИТЬСЯ! Причём помимо треккеров приходят и хозяева лоджий (типа нашего Давы), которые этого менеджера. конечно же, хорошо знают и тоже протягивают ему пачку билетов их постояльцев. Вот в такой обстановке и нужно пролезть, протянуть билет, выяснить что там с прогнозами и ещё невредимым выбраться обратно. В общем, соскучившимся по советским очередям битвам за колбасу — вам сюда:).
    Очерёдность очереди распределяется следующим образом: сначала вывозят тех, у кого билеты на текущее число, затем первых очередников (т. е. остаток 30.10, затем 1.11 и т. д.), затем пассажиров с билетами с открытой датой. У нас дата вылета 4.11, поэтому, хоть мы и приходим отмечаться, но полетим явно не в первых рядах. При этом все нас утешают хорошим прогнозом, хотя и так понятно, что теоретически чем дальше, тем вероятность хорошей погоды выше.
    Дава билеты отдал нам, сказав, чтобы мы отмечали их самостоятельно. Видимо, понимает, что в такую погоду бесполезно. Залезли на погодный сайт rp5.ru, судя по его прогнозам погода проясниться не ранее 7.11. Билеты на самолёт из Ктм у нас на 5.11, так что время пока есть, но начали волноваться...
    Из Луклы есть два пути: один классический на самолёте, второй — сначала пешком до пос. Jiry, затем на машине около 10 час. езды до Ктм. Проблема заключалась в том, что никто точно не мог сказать сколько же до этого самого Jiry идти. По карте получалось около 80 км., а вот показания по времени варьировались от 2 до 6 дней. При этом по карте видно, что перепады высот на тропе могут быть очень существенными. В любом случае времени у нас на этот бросок не хватает, поэтому решили сидеть ждать у Луклы погоды.
    Треккеры всё прибывают. На улице Луклы уже иногда возникают пробки, но все как-то куда-то расселяются.
    Днём накрапывал дождик, но под вечер перестал.

    3.11. Облачность 10 балл., самолётов нет. Днём чуть посветлело, а может быть нам уже это стало казаться.
    В 600 м. ниже Луклы, по дороге в Jiry, есть небольшая вертолётная площадка, с которой, по слухам, начали летать вертолёты до Ктм. Из Луклы их не слышно и не видно. Стоимость на вертолёт поднялась со вчерашнего дня с 500 до 600$ с человека! "Организатора" этих полётов мы нашли по объявлению, висящему в cyber-cafe. Дава предлагает улететь вообще за 800$! Cyber-cafe, как и вообще все "достопримечательности" Луклы, расположено на главное улице, примерно в 100 м. от аэропорта. Решили всё-таки попробовать улететь, поскольку в то, что назавтра будет хорошая погода, уже никто из нас не верил. Попробовали договориться насчёт вертолёта за 600$. В 12 дня беседовали с человеком, организующим эти полёты и он гарантировал отлёт сегодня. Бросились искать деньги, поскольку нужной суммы у нас собой, конечно же, не было. В Лукле есть банк (принимает, кстати, только Visa) с отделением Western Union. Отправились звонить знакомым в Москве с просьбой перевести требуемую сумму. Звонить из лоджа дорого, да и качество связи отвратительное. Лучше зайти в любую контору, на вывеске которой написана аббревиатура "STP". Несколько таких контор расположены на той же главной улице. Стоимость звонка в Россию 50 Rs/мин. Здесь же можно выйти и в интернет, что и дешевле, и, главное, нет очереди.
    Для перевода денег через Western Union отправляющее деньги лицо должно сообщить получателю следующие данные: ФИО отправляющего, его паспортные данные, почтовый адрес, код, выдающийся WU при переводе. Переводящему деньги надо знать: ФИО получателя, его паспортные данные (тот документ, который вы будете показывать, обычно загранпаспорт), банк получателя (Lukla, Nepal). Деньги выдают в рупиях, перевод занимает около 30 мин.
    Получив деньги, пошли оплачивать вертолёт, но оказалось, что погода испортилась и запланированные на утро рейсы не состоялись, поэтому если нас и смогут вывезти, то не раньше, чем назавтра. Оставили решение до завтра, тем более, что вдруг случиться чудо и погода прояснится.
    Сходили очередной раз в офис а/компании, очередной раз зарегистрировались.

    4.11. Наш день вылета. С утра сильный дождь, облачность 10 баллов. Полётов нет ни для самолётов, ни для вертолётов. Значит, сегодня тоже не удастся вылететь. Начинается свистопляска с обменом/сдачей билетов до Москвы. Сказать, что связь, даже через "STP", хорошая, значит погрешить против истины. Тем более, что иногда даже эта связь отрубается полностью. Попробовали перенести рейсы по телефону, но дозвониться смогли только до trip.ru. Билеты удалось перенести на 12.11, но штраф за перенос 180 евро! Ну хоть один билет спасли.
    В московском офисе QATAR AIRWAYS никто просто не берёт трубку — видимо, праздник...
    Звонить в Expedia бесполезно, менять билеты можно только через интернет. Пытаемся зайти в наш аккаунт — не пускает. Причём пробовали с разных компов, из разных мест, результат один. Звоним в Москву, просим друзей перерегистрировать билет.

    5.11. Облачность 10 баллов. Вертолётов опять никаких нет.
    Звоним в Москву. Дозвониться до офиса QATAR так и не удалось, друзья съездили в Домодедово в их представительство. К счастью, там люди были. Оказалось, что перенос рейса стоит порядка 11000,0 руб., а прямой аэрофлотовский рейс из Дели в Москву — около 14000,0 руб. При этом экономятся почти сутки, которые нам предстояло бы провести в аэропортах. Решили от билетов QATAR отказаться и вместо них приобрести аэрофлотовские. Но такая цена получалась только в случае вылета из Дели пятницу, 11.11, если вылет позже, то стоимость возрастала до 29000,0 руб. Т.е из Ктм нам надо улететь в Дели 10.11.
    Даём добро на покупку. Друзья в Москве смогли приобрести нам три билета на Аэрофлот, а также спокойно зашли в аккаунт на expedia и даже перенесли нам билеты со штрафом 10$/билет.
    Всё вроде хорошо, но теперь нам надо успеть добраться до Ктм! Решили идти пешком в Jiry. Со всеми организационными вопросами вышли только в 13 часов. Видимость 30 м., идёт дождь.
    От Луклы тропа резко идёт вниз до реки, сбрасывая 580 м. Реку тропа пересекает по мосту, здесь же расположен небольшой посёлок с лоджем, расположенным на берегу. Рядом вышеупомянутая вертолётная площадка. После реки тропа так же резво набирает те же 600 м. Лоджи по дороге встречаются регулярно.
    К вечеру дошли до пос. Potyan, состоящего из двух лоджей, в одном из которых и остановились. От Луклы до Potyan шли 3 часа. Цены примерно такие же, как и в Лукле.
    Вечером ещё раз внимательно смотрели на карту. Сам собой напрашивается вывод, что дойти до Jiry за три дня с нашим темпом малореально. Ну или идти почти без остановок по 12 часов в день. Несколько снизила панику группа канадцев, тоже идущая в Jiry с гидом. У них самолёт из Ктм вообще на 9.11, идут они примерно с тем же темпом, что и мы и их гид абсолютно уверенно утверждает, что они всё успеют. У них следующий план: по дороге они проходят пос.Kharikhola, в котором есть вертолётная площадка, куда, если повезёт, можно вызвать вертолёт. Минус в том, что сделать это может только их гид, только у него телефоны, знакомства и т. д. Если с вертолётам по тем или иным причинам ничего не получается, они идут дальше и на развилке троп в пос.Taksindu смотрят на погоду и решают куда идти: если прояснится, то они идут в пос. Phaplu с аэродромом, откуда летают самолёты в Ктм. Tara Airlines в этом посёлке нет, поэтому либо придётся докупать билеты на самолёт до Ктм в аэропорту, либо гид канадцев говорит о том, что у него там тоже знакомые, которые могут посадить и с билетами Tara. В любом случае неиспользованный билет можно в Ктм сдать. Если же на перекрёстке погода плохая, то группа движется в сторону Jiry и пытается по телефону, который опять-таки знает только гид, связаться с хозяином джипа, который может подъехать к пос.Bhandar Если они ему не дозваниваются, то доходят пешком до Jiry, откуда гарантированно уезжают на такси.
    Под вечер облака чуть подрастянуло, пролетело несколько вертолётов. Но, возможно, это связано с тем, что мы всё-таки немного ниже уровня Луклы.

    6.11. Утром оказалось, что одна из участниц сильно отравилась, причём настолько, что возможности идти дальше прямо с утра нет никакой. Просидели в лодже почти 3 часа, пока организм не начал потихоньку оклёмываться. Понятно, что до Jiry мы за адекватное время уже не дойдём. Да и погода начинает улучшаться: вертолёты летают как сумасшедшие. Решаем потихоньку двигаться обратно в сторону Луклы, а там, глядишь, и на самолёте улететь сможем.
    Облачность 10 баллов, но высокая, потому вертолёты и летают. Самолётов не слышно. Моросит. Медленно двигаемся по тропе. Спустились до реки, решили опять попытаться улететь на вертолёте. Оставили девчонок в кафе, а сами пошли к вертолётам. Машин много, но и народа скопилось не мало. Причём это те, кто наверху в Лкуле уже оплатил свои места и они стоят ждут очередного вертолёта. Нашли главного распорядителя, пошли с ним договариваться. Дождь, конечно же, усилился до сильного. Поговорили. Оказалось, что улететь возможно, стоимость 600$/чел. У нас только рупии. Посчитал. Курс оказался грабительским, но у нас, благодаря друзьям, такие деньги были. Мы согласились, побежали за девчонками и вещами. Прибегаем обратно, но тут оказывается, что до Ктм вертолётов нет, а летают они только до какого-то другого посёлка с аэродромом, откуда треккеров уже вывозят до Ктм на самолётах. Билет на самолёт в 600$ входит. Выясняем насчёт погоды в этом посёлке. Получаем стандартный ответ, что погоды, мол, сами видите какие, но шансы очень хорошие!:) Шило на мыло, отказываемся. Дождь усилился до ливня, переждали его в кафе, через 1.5 часа он закончился.
    Подъём до Луклы занимает в среднем около 1,5 часов. Все лоджи забиты, с трудом находим комнаты. Попутно выясняется, что ни телефонной связи, ни интернета во всём посёлке нет и будет, возможно, только утром.

    7.11. Ночью небо неожиданно расчистилось. Прогноз, как ни странно, не подвёл. Проснулись от шума самолётных винтов. Облачность 2 балла, солнце! Самолёты летают как сумасшедшие. Один раз одновременно разгружалось/загружалось 4! самолёта. Первый прилетел в 6-45. За один день вывезли всех,. у кого были билеты на 7.11, а также тех, у кого на 1, 2 и начали вывозить пассажиров с билетами на 3.11. Но прекратились полёты почему-то рано, около 16-00.
    Увидев такую активность, пришли в офис нашей Tara в аэропорту (по случаю лётной погоды офис в городе был закрыт). Подождали не которое время, пристали к одному из сотрудников с вопросом что нам делать с нашими билетами. Он, посмотрев билеты, сказал приходить к 14 часам. Пришли, зная непальский бардак, к 12-00. Сначала сотрудник (уже другой) сказал, что сегодня приходить вообще не имеет смысла, потом, после того, как мы начали настаивть на своём желании улететь и апеллирования к словам предыдущего сотрудника, назвал опять время 14-00. Пришли очередной раз в 13-00. И тут неожиданно выясняется, что ходить в офис не надо, а надо "делать как все. Идите и смотрите". Гм. Ладно. Пошли в "зал отлёта". Небольшое помещение с уже знакомыми стойками а/компаний, всё завалено баулами и рюкзаками, между ними толпа народа. Периодически к стойкам выходят представители а/компаний и тут ему в руки надо сунуть свои билеты! Надо отдать а/компаниям должное — какие-то списки у них были, но фактически они ориентировались на дату, стоящую на билете. Но это в идеале. Иногда людям с поздней датой вылета каким-то образом удавалось просочиться на рейсы. Кругом шум, давка, ну и всё в таком виде.
    Поняв всю эту "кухню" собрали вещи, договорились в лодже, что если не улетим сегодня, то сможем туда вернуться (мест в лоджах по-прежнему не много) и пошли в аэропорт. Полностью поддались стадному чувству, пробились к стойке, при появлении сотрудника исправно пытались пихать ему свои билеты. Он так же исправно на билеты смотрел, говорил, что мол ваше время ещё не пришло, ну и так до 16 часов. Выяснилось (как-то), что рейсов на сегодня больше не будет. Решили идти обратно в лодж, но на всякий случай решили зайти в офис ещё раз. Там же вдруг выясняется, что всем желающим вылететь надо срочно нестись в городской офис и там опять регистрировать свои билеты на завтра. Б...ь!!! Оставили девчонок с вещами, сами понеслись в офис. Там уже толпа, причём, поскольку погода стала лётной, желание людей пробиться к столику, как и плотность толпы, многократно возросла. К счастью, углядели вглубине помещения знакомого из Москвы, с которым познакомились на треке. Один из нас пробился к нему и смог всучить наши билеты менеджеру. Как он говорит, по его ощущениям мы были зарегистрированы первыми из спсика пассажиров с билетами на 4.11. Тем не менее, на билетах красовался только 12-й номер рейса. Ладно, на сегодня расслабились и пошли заселяться обратно в лодж.

    8.11. С утра отличная погода, облачность 0 баллов, ветра нет. Но и самолётов тоже нет! В 8 утра мы окончательно разволновались и пошли в офис выяснять в чём дело. Оказалось, что это, к счастью, никакая не забастовка, а нелётная погода, но теперь уже в Ктм. Б...ь!
    Наконец, к 9 часам прилетел первый самолёт. Собрались, пошли толкаться в аэропорт. Картина та же, что и вчера, да и люди уже примелькались:). На стойках компаний никого, информации никакой. Начали появляться представители Tara. С вашими билетами, говорят, подходите к 16 часам. Ага, вчера в это время самолёты уже не летали. Конечно, мы им не поверили, пошли в офис. Там какой-то мужичок нарисовал на наших билетах уже время — 12-00, т. е. опять никакой информации. Пошли караулить около стоек. Никаких представителей Tara не появлялось несколько часов, но самолёты садятся, хотя их интенсивность сегодня явно ниже, чем вчера. Откуда-то возникают какие-то группы, которые сдают вещи и проходят на посадку. Кто такие, как зарегистрировались? Ничего не понятно.
    Наблюдаем за залом: к соседним стойкам тоже периодически выходят сотрудники а/компаний. И если у нас-то всё ещё более-менее цивилизованно, то у других стоек процесс регистрации перерастает чуть ли не в драку, люди буквально лезут друг на друга. Жуть.
    Наконец, к 12 часам появляется и представитель Tara, но уже со списком каким-то образом зарегистрированных счастливчиков. У них, как оказалось, билеты на сегодня. Номер рейса, на который происходит регистрация — 7. т. е. до нашего рейса ещё далеко. Но решили, на всякий случай, от стойки не отходить. И действительно, минут через 30 опять выходит представитель Tara, без всяких списков, начал смотреть билеты и тут произнёс фразу: "Регистрируем билеты на 4.11". К счастью, мы стояли прямо около стойки и смогли быстро всучить ему наши билеты. Ура! Нам дали команду тащить рюкзаки на взвешивание и выдали посадочные талоны, но не от Tara, а от Nepal Airlines. Т. е. на деле и номера рейсов, и какие-то часы вылетов к реальности имеют очень слабое отношение.
    Отлично, сдали вещи, некоторые рюкзаки охранники даже прошмонали, перешли в зал ожидания. Сидели минут 40, ни одного самолёта. Ну всё, думаем, опять не улетели. Но чу!: друг за другом сразу три самолёта, все Tara Airlines. Спокойно сидим, поскольку у нас-то посадочные на Nepal! Вдруг, абсолютно случайно, через окно замечаем, что к одному из самолётов повезли наши вещи! Бросаемся в нижний зал ожидания (выход на поле из него) и тут выясняется, что, несмотря на наши посадочные, мы в действительности летим Tar`ой! Б...ь!
    Загрузились, взлетели и благополучно приземлились в Ктм!!!!!!!!!!!
    Прямо в аэропорту взяли такси (микроавтобус, поместились все в одну машину) за 300 Rs. Оказалось, что в нашем отеле Lhasa свободных мест нет, да и вообще в Тамеле какой-то наплыв туристов, почти всё занято. Причём с ситуацией в Лукле это никак не связано, по словам хозяина отеля наплыв держится уже 3 недели. Походили, поискали. Нашли, конечно, но совсем не самый дешёвый вариант.

    9.11. Наслаждались суетой, гамом, шумом, пылью Ктм. Докупали подарки.

    10.11. Вылет из Ктм по билетам в 15-10. Выезжайте пораньше! Во-первых, пробки (мы ехали около 40 мин.), во-вторых, очереди в самом аэропорту. Регистрация на рейс началась в 12-00, мы были первыми, но за нами моментально выстроилась большая очередь.
    Здесь тоже без проблем зарегистрировали наш багаж сразу до Москвы. Но сказать о том, что вы летите через Дели транзитом, что у вас нет индийской визы и показать распечатки билетов из Дели надо обязательно!
    После регистрации, получив посадочные талоны и сдав багаж, поднимаемся по эскалатору на второй этаж, где надо заполнить иммиграционную карточку, отстоять ещё одну очередь к таможеннику и получить у него выездной штамп.
    Далее попадаем в зону Duty Free с небольшим количеством магазинчиков, за которой зона личного досмотра и проход в зал ожидания. Внимание! В зоне вылета только малюсенькая палаточка DutyFree с минимальным набором товаров. Но пропустят ли с покупками через зону личного досмотра — вопрос.
    На досмотр, хоть и небольшая, но тоже очередь. Причём здесь, как и везде в Непале, очередь делится на мужскую и женскую.
    Надежду на то, что уж в международном аэропорте всё должно быть цивилизованно, можно сразу отбросить. Объявления рейсов по громкой связи хоть и происходит, но, похоже, как-то выборочно. Периодически появляются какие-то люди и начинают объявлять о рейсах криком, т. е. лучше сидеть поближе к табло и внимательно за ним следить. По крайней мере там наш рейс высветился.
    При выходе из здания аэропорта перед посадкой в автобус ещё один личный досмотр.
    И ещё один! досмотр ручной клади уже перед трапом в самолёт.
    В этот раз летели а/компанией JetLite и тут-то мы и поняли, почему она так называется: в стоимость билета входит только один стаканчик воды, всё остальное, включая чай, за деньги! Ну, а питания не предусмотрено вообще.
    В аэропорту Дели транзитных пассажиров уже встречали, провели к стойке, но тут оказалось, что наших фамилий нет в каком-то рукописном списке. Нас тут же вписали и сказали ждать начала выдачи посадочных талонов, кои примерно через пол-часа и начали выдавать.
    Через очередную зону досмотра прошли в зону вылета. Аэропорт в Дели большой, много магазинов DutiFree, все кафе сконцентрированы на втором этаже. Питались в кафе Curry Kitchen (лучше брать рис) и idli.com. Стоимость одного блюда около 160 инд.рупий (около 4$). Расплачиваться можно в долларах, но сдачу всё равно выдадут рупиями. Обменников не видели. Везде, даже в McDonalds, только холодные напитки, чай нашли только в cafeccino (на том же этаже). Стакан 80 рупий.
    Спали на ковриках (удобно взять их в ручную кладь), но, поскольку пол в аэропорту покрыт ковролином, то очень пыльно — чихал я потом долго, и на креслах.
    Наконец, дождались начала посадки на рейс до Москвы, загрузились и благополучно долетели.
    А двумя днями позже долетела и 4-я участница поездки.


    Выводы:
    1. Namche. В посёлке есть отделения банков, где, по-видимому, можно даже снять деньги с карточки, но лично мы этого не проверяли. М.б., по аналогии с Lukla, там принимают только карточки Visa. Есть обменники, курс ниже, чем в Ктм — 75 Rs/$. Есть интернет, телефон и прочие блага цивилизации. Много сувенирных магазинчиков и точек продажи снаряги, как очень дорогих (якобы аутентичных), так и дешёвых. Но лучше закупать всё необходимое в Ктм. Выбор всё-таки не очень большой, да и цены выше.
    В нашем лодже в Namche, Valley View, была запрещена самостоятельная стирка вещей (можно отдать в стирку за деньги, к примеру, стирка носков стоит 50 Rs). Мы стирались на окраине посёлка у трубе с водой, где стирают вещи местные. Для просушки может пригодиться веревка и прищепки.
    2. Заказывая чай в лоджах будьте внимательны: в средний чайник вмещается обычно около 4 чашек, но стоимость чайника иногда в 10! раз выше, чем стоимость чашки.
    3. Беруши! Особенно необходимы в отелях в Тамеле, а иногда, учитывая отсутствие звукоизоляции в лоджах, и на маршруте.
    4. Тёплой воды в лоджах нет. Регулярно становится проблемой утреннее умывание, поскольку вода в бачках замерзает. Рекомендуем набирать с вечера воду в бутылки — есть вероятность того, что в номере они не замёрзнут.
    5. Бутилированную воду на треке не покупали ни разу — выбирали либо заведомо чистые ручьи, либо, если были какие-то сомнения, использовали таблетки для обеззараживания воды. В Тамеле пузырёк с 30-ю таблетками купили за 400 Rs. Хватило с запасом. На пузырьке было написано AquaPura.
    6. Разрекламированные пластиковые фляги для воды мы с успехом заменили обычными пластиковыми бутылками из-под фанты.
    7. Расход газа, даже с учётом того, что у нас была скороварка, составил 1 маленький баллон (230 гр.) на 4 чел. на стоянку (ужин+завтрак+чай). Использовали баллоны разных производителей, результат аналогичный.
    8. Для сокращения времени выхода рекомендуем делать заказ завтрака с вечера и с вечера же обговаривать время завтрака.
    9. Путешествуя по стандартному треку, ранний выход имеет смысл только либо при регулярно плохой вечерней погоде, либо с целью успеть занять места в лоджах. Но не забывайте о возможности бронирования лоджий по телефону.
    10. Высота Kala Patthar на картах указана как 5550 м., на самом деле это не верно. Высота, измеренная нами по GPS составила 5642 м.!
    11. Перевалы ChoLa и KongmaLa мы оценили как 1Б.
    12. Многие треккеры ходят в повязках для защиты от пыли. Действительно, сочетание сухой погоды и ветра может приводить к тучам пыли над тропой.
    13. Треккинговые палочки очень помогают на тропе, хотя я лично использовал их в первый раз. Понравилось. В Тамеле их можно приобрести за 700 Rs/пара. Отлично выдержали весь трек.
    14. Как показывает наш опыт, надолго засесть в Лукле из-за погоды — плёвое дело. Ходят ужастики о том, что иногда непогода может продержаться до 11 дней! Учитывайте это. Возможно, имеет смысл покупать билеты с переносимой датой.
    По этой же причине приобретать билеты из Луклы с открытой датой рискованно — такие билеты обрабатываются в последнюю очередь.
    15. Как показала практика, если вертолёты начинают летать, а в Лукле "распорядители" уверяют, что все борта забиты, а улететь ну очень надо, можно идти вниз к вертолётной площадке и пытаться "вписаться" в вертолёт. Ну а если не получится, то рядом есть неплохой лодж.
    16. Не все лоджи в Лукле расположены на центральной улице. Если все места заняты, можно отойти чуть вниз и искать место в лоджах там. Если же у вас есть палатка, то поставить её можно в районе конца взлётной полосы, около вертолётной п