Памир

Памир
6 — 27 сентября 2008 г.

    Памир...

    Идея посетить это ещё одно интереснейшее место нашей планеты родилась у нас ещё в прошлом году, но тогда на первое место вышло всё-таки плато Путорана. В этом же году идея опять реанимировалась, жаль, что достаточного количества участников собрать не удалось. В результате в путешествии приняли участие три человека:

Дембицкий Леонид

Лёня Дембицкий

Иванов Василий

Вася Иванов

Колесниченко Константин

Костя Колесниченко
    Время путешествия — сентябрь — несколько необычно для путешествий в этот район, но раньше выехать из Москвы не получилось по разным причинам. А судя по отзывам бывалых, начало осени даже выигрывает по сравнению со стандартными июлем-августом отсутствием изнуряющей жары, а осадков в сентябре ещё быть не должно, так, собственно, и получилось.
    От себя же скажу, что для меня этот поход получился одним из самым сложных, в которых мне приходилось когда-либо участвовать Как с точки зрения прохождения, так и со стороны подготовки к походу. Куча снаряги, сложная раскладка, тренировочные выходы. Почти месяц жуткой суеты наконец-то завершился, мы садимся в самолёт — всё. Дальше только ожидание интересных новых мест, новых впечатлений. Ну а что в результате получилось — об этом и будет наше повествование, как обычно оформленное в виде дневника похода.
    Летели мы Таджикскими авиалиниями. Вылетали 06.09, рейс в 00-15. Билеты в обе стороны обошлись нам чуть больше 18 000 руб. Стартовали практически без задержек, да и долетели нормально — вполне приличная оказалась авиакомпания.
    Поскольку мы всё-таки рассчитывали выехать на маршрут из Душанбе в день прилёта, то все продукты закупили и упаковали ещё в Москве, так что ехали со значительным перевесом — заплатили за него больше 5 000 руб. (110 руб. за 1 кг. перевеса, разрешено к провозу 20 кг багажа и 5 кг ручной клади на человека).

06.09.  Прилетели в Душанбе рано утром, здесь же на площади нашли а/м до к.Поймозор, что на р. Ванч. На площади у аэропорта тусуется куча таксистов, но они возят, в основном, по городу. Согласился везти нас шофёр по имени Ориф, тел.: 918-75-51-02. Но всё-таки имеет смысл не нанимать машину прямо на площади, а сходить пешком (около 10 мин.) до так называемой "Памирской стоянки", расположенной около ж/д вокзала. Это по сути автовокзал, откуда уезжают джипы до Хорога. В УАЗ набивается 6 — 7 человек, стоимость около 1500 сомони/чел. (100 руб. = 13 сомони). Соответственно, можно взять машину на группу.
    Для пребывающих в страну иностранцев (для россиян въезд безвизовый) необходим следующий комплект документов: иммиграционная карта (заполняется в а/п Душанбе), регистрация (в случае пребывания в стране более 3 дней). Т.к. наш маршрут пролегал по территории ГБО, частью являющейся пограничной территорией, то нам необходимо также было иметь разрешение на въезд в пограничную зону. Плюс ко всему правительство Таджикистана ввело плату за посещение нац. парка (а почти все горы теперь входят в состав парка), а также экологические сборы. Все документы мы сделали с помощью душанбинской фирмы MATVC, там же оплатили все полагающиеся сборы. Кстати о этой фирме: когда мы только планировали поездку на Памир все в один голос утверждали. что все документы, разрешения и т.п. делаются очень не торопливо и ждать нам придётся несколько дней как минимум, но, к нашему глубокому удивлению и радости сделано всё было на редкость оперативно и профессионально, в результате чего в этот же день в 16-30 мы уже садились в машину со всеми! готовыми документами. За что огромное спасибо директору фирмы MATVC Зарине Бобоходжиевой.
    По ценам: пропуск в погранзону 20 евро на человека, регистрация 25 евро на человека, разрешение на посещение нац. парка при треккингах и альпинистских восхождениях на высоту до 6000 метров – $50, выше 6000 метров - $100, экологический сбор 1$ с человека в день. Плюс к этому, т.к. эта фирма берёт на себя обязательства при наступлении несчастного случая, то необходима страховка, оформили её в Москве, 350 руб./чел.
    Пока делались документы, немного погуляли по городу, закупили бензин для горелок. Первое, что поразило в городе — таксофоны: практически к каждому старому "советскому" таксофону скотчем примотан бытовой кнопочный телефон и рядом сидит человек, собирающий деньги за пользование телефоном. Второе - это АЗС. Обычно представляет из себя ряд не работающих колонок, рядом с которыми стоят бочки с бензином. Заправка осуществляется с помощью ведра и воронки. Дальше по дороге сначала исчезают колонки, а остаются только бочки, потом бочки сменяются пластиковыми канистрами, а уж потом и вовсе обычными пластиковыми бутылками. Что там налито не известно никому. Это что-то сильно пахнет вроде как бензином, у нас от этой жидкости ежедневно забивались горелки, а машинам ничего — ездят и мерседесы, и опели, и паджеры. Стоимость бензина 3 — 4,5 сомани/л.
    Ехали на такой вот китайской машинке. В городе их куча — практически каждая вторая. Первые 70 км. хороший асфальт, уложенный китайскими строителями, потом заканчивается не только асфальт, но и дорога — скорость передвижения редко превышает 30 км/ч, иногда приходиться ехать по узкой полочке над пропастью: пыльно, но красиво.
    Ехали до глубокой ночи, перекусили в чайхане, ночевали кто в машине, кто на улице.

07.09.  Доехали до поста ГАИ, повернули с тракта на дорогу, идущую вдоль р.Ванч. В нижнем течении дорога в не очень плохом состоянии, но чем выше, тем хуже. Мы смогли на нашей машинке пробиться до кишлака перед Поймозором, но это скорее благодаря мастерству нашего водителя. Дальше проехать не смогли и пересели в УАЗ, выловленном в этом же кишлаке. Дорога переходит вброд притоки Ванча и, хотя лето было аномально жарким и малодождливым, глубина бродов около 50 см.
    Доехали до окраин кишлака и выгрузились (хотя дорога идёт ещё дальше — в заброшенную геологическую базу Дальнее). Заброска обошлась нам примерно в 22 000 руб.
    Почти сразу к нам подошёл местный житель, назвавшийся представителем дирекции нац. парка (предъявил даже удостоверение) и потребовал оплаты пребывания в парке (100 сомони/чел.). Бумага об оплате, которую нам выдали в компании MATVC не произвела на него никакого впечатления. Почти 40 минут мы ему доказывали, что оплатили все полагающиеся сборы, периодически звонили в Душанбе, в результате мы написали ему расписку в том, что отказываемся оплачивать сборы. поскольку уже оплатили их. Т.е. может быть правильнее оплачивать эти сборы не в Душанбе, а на месте. Тем более, что их могут и не потребовать. Ну может же этот человек заболеть, например, или уехать к родственникам?
    Навьючили на себя мешки и пошли искать место для ночёвки. Поскольку уже вечерело, отошли не больше, чем на 1 км. За водой пришлось сходить почти до р. Ванч, благо для таких случаев у нас были припасены пластиковые бутылки.

08.09.  Проснулись в честь первого предстоящего ходового дня не рано, позавтракали, сожгли мусор, умудрились распихать всё барахло по рюкзакам и выдвинулись по дороге вверх по р.Ванч. Дорога хорошая, так и шли по ней, то взбираясь на очередной взлёт, то спускаясь к реке. Пообедали в безлюдном коше, а в скором времени увидели и край ледника РГО. Грандиознейшее зрелище (хотя, возможно, это только я такой впечатлительный, всё-таки, как-никак это первый ледник, который я видел): огромная масса зелёного из-за осадочных пород льда. Ширина около километра, высота метров 50. И вся эта стена испещрена дырками, из которых льются ручьи. Периодически от ледника отваливаются глыбы льда и с грохотом рушатся в реку, вздымая кучу брызг.
    Дорога идёт вдоль левого (орографически) берега р.Ванч и переходит на ПБ за ледником по мосту.
    Подъём на ледник удобнее начинать вдоль его левого (орографически) борта по карману. Здесь же, в начале подъёма, почти сразу за мостом хорошее место для ночёвки — место бывшего альплагеря. Воды опять нет, приходится ходить за ней к Ванчу.
    Весь день переменная облачность, иногда натягивает чёрные тучи, но дождя не было. Температура +20 — 25 С, вечером +10 С, ночью +5 С.
    Высота 2600 м.
    ЧХВ 3,5 часа.

09.09.  Ночь абсолютно ясная. Как только выглянуло солнце, температура сразу поднялась опять до +25 С.
    Вышли по направлению к леднику, перевалили через небольшой отрожек и спустились в ранклюфт левого борта ледника. Спускаться лучше ниже по травянистым склонам отрожка, т.к. выше склоны становятся круче.
    Движение вверх возможно только по ранклюфту, т.к. сам ледник представляет из себя череду ледовых холмов, покрытых слоем грязи и камней. По карману при этом двигаться тоже не просто — приходится то карабкаться вверх по нагромождениям камней, то спускаться вниз. Воды нет вплоть до ручья, стекающего с пер. Арчевый Верхний. За притоком ранклюфт заканчивается, идём по краю ледника. Поднялись от ручья примерно на 1,5 км. Дальнейшее движение по ЛБ ледника затрудняется обнажающимися ледяными пиками, приняли решение пересекать ледник и выходить к его противоположному борту. Т.к. уже вечерело, то выполнение этого плана отложили на завтрашний день и заночевали на небольшом скальном отроге. Места для палатки нет — всё сильно изрезано и завалено камнями. Ночевали под открытым небом, в спальниках. После небольших ландшафтных работ сделали вполне сносные спальные места. За водой спускались к луже на леднике. (Вообще надо сказать, что с местами для стоянок в этом районе довольно сложно — буквально ни одного ровного местечка, всё время приходится строить места под палатку).
    Ясно, облачность 2 балла. Температура днём +25 С, ночью +7 С.
    ЧХВ 3 часа.

10.09.  С утра начали пересекать ледник. Благо в этом месте его "холмистость" несколько уменьшилась. Бодро начали взбираться с одного холма на другой. Панцирь из камней не даёт скользить по льду, но идти приходится с осторожностью, т.к иногда, когда слой камней на льду достаточно тонок, нога уезжает вниз вместе с камнями. Постепенно холмы становятся круче, приходится выбирать путь в обход ледяных обрывов. В результате на пересечение ледника с поисками пути в лабиринте валов мы потратили 1,5 часа ЧХВ!
    Вообще говоря, холмы покрыты не просто каменной крошкой, это смесь из засохшей глины и камней различного размера. Идти по этой смеси охренительно сложно, но иногда на гребнях холмов ветер создаёт из этой смеси причудливые фигуры: тут и башни, высотой с человеческий рост, и целые оборонительные сооружения с фортами. Но тронешь такую стену — и только облако пыли напоминает некоторое время о таком чуде. Но есть и более основательные красоты. Стоит бросить взгляд вверх и в очертаниях любого гребня угадываются то ли готическое замки, то ли результаты работы футуристического дизайнера.
    Как оказалось, путь вдоль ПБ ледника ничуть не лучше (как потом выяснилось, не надо было выходить к ПБ, а следовало подниматься по распадку в центре ледника) — отроги ледника подходят вплотную к скалам, приходится то идти траверсом осыпающегося склона, то лазить вверх-вниз по отрогам ледника.
    По такой "дороге" дошли до реки, стекающей с ледника Комсомолец. Перейти реку вброд малореально даже при нашем уровне воды, поэтому ушли чуть ближе к центру ледника — все стекающие со склонов реки уходят под ледник в пещеры-промоины и исчезают где-то в ревущей темноте.
    На ЛБ реки хорошая стоянка, на которой мы и заночевали. Воду нашли в лужицах, оставшихся в старице ручья.
    Солнечно, Весь день облачно, 9 — 10 баллов, температура +20 С, ночью прошёл небольшой дождь.
    ЧХВ 4,5 часа.

11.09.  "Правильный" дальнейший путь — выходить на середину ледника и двигаться по долине реки. Мы же двинулись дальше вдоль ПБ ледника. Сначала идти довольно просто — ледник в этом месте довольно ровный. Даже в чём-то интересно выбирать путь между трещин (всё открыто, снега нет). К сожалению, очень быстро ровный лёд опять сменяется холмами и опять начинается движение вверх-вниз по ним.
    Так поднялись до уровня впадения ледн. Красноармейский и чуть выше начали пересекать ледн. РГО к его ЛБ, поскольку дальнейший путь преграждают ледовые "иглы" высотой около 40 м. Однако задача пересечения тоже оказалась нетривиальной — в этом месте ледник вздыбливается ледяными горбами с трещинами между ними. "Сходу" найти путь в этом лабиринте до темноты не успели и поставили палатку (как обычно, с предварительной подготовкой местности) рядом с небольшим озерцом талой воды с огромным камнем над ним.
    Облачность 5 — 7 баллов, температура днём +25 С, ночью +7 С.
    ЧХВ 5 часов.

12.09.  К утру вода из озерца ушла практически полностью! Но у нас, конечно, был запас на завтрак. Вообще, как только скрывается солнце, воду почти сразу выключают, так что на это надо рассчитывать, чтобы не топить с утра лёд.
    Позавтракали и продолжили "схватку" с лабиринтом. Вы когда-нибудь развлекались лазанием с рюкзаком больше 40 кг. по песчаному карьеру? А теперь добавьте к этому лёд под песком и замените часть песка бульниками и вот тогда можно получить очень приблизительную картину нашего пути. Но и этот отрезок пути осилили. В этом месте вдоль ЛБ "панцирь" из камней исчезает и обнажается лёд. Однако он изрезан настолько сильно, что идти по нему не возможно. Поэтому дальнейший подъём осуществляли вдоль льда по холмам, засыпанным мусором.
    Продвигались по этим холмам около 1 км., дальше эта дорога заканчивается — холмы обрываются крутыми ледяными стенками. В этом месте мы уже вышли на лёд, благо изрезанность уменьшилась и стало возможно передвигаться по льду. Одели кошки и пошли. Идти сильно проще, чем по холмам — почти ровно, все трещины открыты и видны. Однако из-за них по прямой пройти не всегда получается, ходим зигзагами, ищем проходы.
    На подходах к подножию пер. Кашалаяк ледн. РГО становится опять изрезанным, поэтому ушли ближе к ЛБ на полосу обломочного материала. По этой полосе дошли почти до ПБ ледника Кашалаяк, где спустились уже на сам ледник Кашалаяк, на котором и заночевали.
    Весь день пасмурно, облачность 9 баллов, несколько раз начинал накрапывать дождь. К вечеру поднялся сильный ветер, пошёл дождь со снегом, но быстро закончился. Температура днём +20 С, ночью +3 С.
    ЧХВ 4 часа.

13.09.  С утра ясно, тепло.
    Подниматься на перевал решили по ПБ ледника. Начало подъёма простое — ровные ледовые поля с ясно видными открытыми трещинами. Чем выше, тем обходить трещины становится сложнее, они становятся шире и глубже.
    Поднявшись метров на 150, пришлось повесить первую страховочную верёвку для преодоления очередного взлёта над трещиной. Почти сразу понадобилась ещё одна, т.к. мы упёрлись в ледовую стену около 8 м. высотой. Однако разведка показала, что лезть на эту стену бессмысленно — дальнейший путь перегораживает непроходимая для нашей группы трещина около 20 метров глубиной и 30 метров шириной с хаосом льда внизу.
    Пошли искать обход. Нам показалось, что вдоль скал ПБ не пройти (скалы для траверса слишком крутые, регулярно сходят камнепады, лёд подступает вплотную к скалам), поэтому решили искать обход ближе к центру ледника. На пути пришлось навесить около 45 м. перил в ледяном желобе, затем ещё около 20 м. на спуск по ледовой стене и преодоления неровностей над трещиной. Прошли ещё серию взлётов и вышли на очередное ледовое плато, опять обрывающееся непроходимыми для нас ледовыми обрывами. Опять тупик. Единственный оставшийся неисследованный путь — вдоль ЛБ ледника, но в этот день на разведку этого пути времени уже не остаётся. Чуть спускаемся, находим место под палатку и ставим лагерь.
    Переменная облачность около 6 баллов, температура +20 С, ночью +2 С.

14.09.  Всю ночь доносились звуки ледопадов, всего мы насчитали 7 обвалов за ночь. Вообще возникает стойкое ощущение, что ледник очень сильно изменился за последнее время, сильно потаял, что и привело к такой сильно изрезанности.
    С утра вышли на разведку возможного пути вдоль ЛБ ледника. Однако и здесь нас ожидала такая же картина, что и вчера: глубокие непроходимы трещины. Обойти же ледник по скалам ЛБ тоже не представляется возможным, тем более, что основная масса льда рушится именно около скал ЛБ.
    Поскольку есть ещё одна возможность пройти перевал — обойти его по скалам, поднявшись по соседнему леднику, то решили исследовать и этот путь. Для этого спустились на ледник РГО, вдоль его ЛБ поднялись до соседнего с Кашалаяком ледника, у подножия которого и поставили лагерь.
    После обеда решили сходить на разведку и поднялись по первому ледовому взлёту. Поднимались по центру ледника, т.к. вдоль его ЛБ множество трещин, а ПБ представляет собой крутой камнеопасный желоб. Поднялись на взлёт за 40 мин., далее ледник выполаживается, видно, что он сильно изрезан трещинами, закрытыми плотным снегом. Решили не рисковать и назавтра пройти это поле в связке. Слева от снежно-ледового поля ледник возносится ввысь почти вертикальными ледовыми стенами. Начали спуск и к 18-30 были в лагере.
    Облачность 5 баллов, температура днём +11 С.
    ЧХВ: разведка ледника Кашалаяк 1 час, подход к подъёму 1 час, разведка подъёма 1,2 часа.
    Сегодня полнолуние...

15.09.  Пока самая холодная ночь — 0 С. Но как только выглянуло солнце, сразу потеплело до 20 С.
    Поскольку вчерашняя разведка большинство группы не убедила в невозможности движения по данному пути, начали взбираться на ледник с вещами. А с вещами, как вы понимаете, всё гораздо сложнее. Наклон ледника в среднем около 30 град., но но периодически он возрастает до 45 — 50 град. И если вчера мы это преодолели сходу, то при движении с рюкзаками навесили 4 страховочные верёвки.
    Снежно-ледовое поле прошли в связках, примерно через 300 метров поле заканчивается и начинается очередной взлёт ледника. По ПБ крутые ледовые стены, по центру ледовые холмы с практически не прекращающимся камнепадом, с ЛБ очень крутые скалы, к которым примыкает ледник, однако вдоль этих скал можно пробраться, что мы и сделали. Но и эта возможность быстро закончилась, когда начались такие же ледовые холмы с активно падающими с них камнями, хотя, возможно, с утра камнепад не такой активный.
    Поразмыслив, повернули назад. На спуск навесили 5 верёвок.
    Спустившись, заночевали в том же месте, что и вчера.
    Ясно, облачность 3 балла.
    ЧХВ 6 часов.

16.09.  Поскольку пройти с л.РГО на Федченко в районе пер.Кашалаяк мы не смогли, решили сходить на пер.Шмидта, расположенный в среднем течении л.Красноармейский. Для этого от места ночёвки перешли через замусоренную часть ледника РГО на его центр с чистым льдом и начали спускаться по центру ледника, обходя многочисленные открытые трещины. Примерно через 1 км. ледник становится сильно изрезанным, поэтому вышли на его замусоренную часть, ближе к ЛБ. Обратно шли фактически по нашим же следам, разница состояла только в том, что мы не свернули к ПБ ледника, а продолжили движение по направлению к устью л.Красноармейский. Характер ледника такой же — высокие ледяные холмы, засыпанные породой. Причём полоса породы довольно узкая, с обеих сторон окружена открытым льдом, но, изгибаясь, эта полоса подводит как раз к устью Красноармейского.
    Вдоль ПБ л.Красноармейский течёт довольно мощная река. Внизу река образует большое озеро у стены л.РГО, из которого вода через короткую протоку попадает в озеро, расположенное в огромном ледяном гроте л.РГО, ну а оттуда уже исчезает под ледником.
    Мест, пригодных для стоянки нет, пришлось подняться чуть выше по руслу реки. Заночевали на небольшой полочке из глины и камней.
    Облачность 8 баллов, температура +20 С. Облака опять натягивает со стороны п.Гармо. Ночью ясно.
    ЧХВ 4 часа.

17.09.  Т.к. на пер.Шмидта мы планировали радиальный выход, то оставили заброску.
    Ледник Красноармейский сильно отличается от РГО. Как цветом (в отличие от зелёного РГО Красноармейский имеет красноватый оттенок), так и структурой. Ледник гораздо слабее изрезан, идёшь после РГО как по дороге. Конечно, есть трещины и на нём, но сосредоточены они, в основном, в нижнем течении ледника и уже на самом верху. В результате, несмотря на более крутой подъём, чем по РГО, 3 км. до подножия пер.Шмидта прошли за 2 часа.
    Начинали подниматься по ранклюфту ПБ ледника, затем уходили ближе к центру в обход трещин и дальше двигались по центру ледника.
    Лагерь установили напротив начала подъёма на перевал в центре ледника — у края встать негде - трещины.
    Днём ясно, облачность 1 балл, температура +15 С, ночью +4 С.
    ЧХВ 2 часа.

18.09.  В соответствии с планом освоения доступных нам перевалов, с утра вышли в радиальный выход на пер.Шмидта. С утра очень пасмурная погода — облачность 8 баллов, но основная масса облаков сосредоточена в верховьях л.РГО и закрывает хребет, отделяющий нас от л.Федченко, скрывая и пер.Шмидта. Но решили не ждать у гор погоды и не прогадали — около 11 утра небо расчистилось и установилась хорошая погода. Облачность 3 балла, температура внизу +20 С.
    Далее представлю слово участникам выхода (сам я по определённым причинам на перевал не полез):
    Проход первого подъёма на ригель от ледника Красноармейский вдоль ПБ, по сыпухе, с последующим выходом на ледник. В месте выхода на ледник с сыпухи утром не камнеопасно, но во второй половине дня, когда солнце освещает склон, начинают оттаивать камни, вмороженные в ледовые стены над сыпухой, и сильно сыпет. Иногда пролетают очень быстрые чемоданы. Опасный участок очень короткий - меньше 50 м. Без рюкзаков во время спуска мы его пробежали быстро. После подъёма на ригель, видимо, необходимо уходить в центр ледника по ледовому полю, вдоль трещин, Мы забрались до возвышения на краю ледового поля идущего от ригеля до перевального взлёта где-то часам к 2 дня. Поэтому было решено возвращаться. В лагерь вернулись уже в плотных сумерках. С возвышения правого борта ледника, на границе ледового поля, видели правый(?) пер.Шмидта. По визуальной оценке для прохождения перевального взлёта необходимо ледовое и скальное оборудование.

19.09.  Вечером, при просмотре карты района наметился маршрут через пер.Кавголовский (по карте Ляпина 2А, 4589 м.), расположенный в верховьях л.Красноармейский. Через этот перевал можно попасть непосредственно в долину р.Ванч или через пер.В.Арчевый (1Б, 4100 м.) в устье л.РГО. Однако, учитывая сильно изменившуюся ледовую обстановку в районе, у нас возникли сильные сомнения в том, что пер.Кавгольский остался по сложности на уровне 2А и может быть нами пройден. Поэтому решили сначала сходить на этот перевал посмотреть, а в случае, если перевал окажется для нас непроходимым, решено было сходить в радиалку на пер.Розмирович (2А, 5100 м.), расположенный напротив пер.Кавгольский.
    С утра облачность 7 баллов, небо чистое только в верховьях Красноармейского, собственно куда нам и надо. По высоте нам предстоит набрать около 500 м. и 4 км. по расстоянию.
    Подъём так и остаётся простым, ледник становится ещё менее изрезанным, подъём пологий. Только перед самым подножием перевала начинается зона трещин, местами закрытых.
    Поднялись до высоты 4050 м., вырубили место под палатку, пообедали и отправились на разведку перевала. Солнечно, +13 С.
    Перевал представляет из себя серию (их, судя по всему, три) пологих подъёмов, чередующихся резкими взлётами. До первого взлёта поднялись без проблем, однако связались, т.к. много закрытых трещин. Сам взлёт представляет из себя уменьшенную копию Кашалаяка, ледник сильно изрезан на перегибе. Сначала попытались подняться вдоль ПБ, но глубокая трещина остановила наше восхождение. Чуть спустились и полезли вдоль ЛБ (по центру пролезть нельзя — глубокие трещины). Поднялись на взлёт, повесив 1 страховочную верёвку (уклон местами до 45 град.). Наверху путь преградила ещё одна трещина, в принципе преодолимая, но с этой точки открылся вид на предстоящий путь. Отчётливо проглядывалось ледяное поле с закрытыми снегом трещинами, за которым следовал ещё один ледовый взлёт, затем ещё один пологий участок и, наконец, финальный взлёт. По-видимому, ранее на седловину шёл равномерный ледовый подъём, начинающийся от пологого участка. На взгляд крутизна подъёма около 30 — 35 град. Взлёт полностью ледовый, зажатый с обоих сторон очень крутыми скальными лбами. Сейчас же нижняя часть перевального взлёта откололась и в начале подъёма необходимо преодолеть вертикальную ледовую стену, явно не маленькой высоты. Обход по скалам не очевиден.
    Посмотрев на всё это поняли, что подготовки нашей группы явно не хватает для преодоления вертикальных ледовых стен, поэтому от штурма перевала решили благоразумно отказаться.
    С высоты, на которой мы на этот момент находились (около 4200 м.) открывается замечательный вид на находящийся напротив пер.Розмирович. Начало подъёма это ледник, гладкий внизу и сильно изрезанный на выходе на ледовое поле. Само поле тоже сильно изрезано трещинами. Желание лезть туда тоже как-то пропало. Ледник Красноармейский выше подножия пер. Кавголовский тоже очень сильно изрезан трещинами и перегорожен ледовыми стенами.
    Ночью самая низкая за время похода температура -3С.
    ЧХВ на подъём до м.н. 2 часа, разведка перевала 2 часа.

20.09.  С утра погода резко испортилась: облачность 10 баллов, все горы вокруг закрыты, начался снег. Но градусник при этом упорно показывал +11 С. Странно. Холодно ведь...
    Для прохождения участка трещин связались. Пока спускались, облака несколько растянуло, мы вышли из зоны облаков, осадки прекратились.
    До заброски дошли за 3 часа ЧХВ. Спускались практически по траектории подъёма.
    Пообедали, опять нагрузились барахлом из заброски и начали пересекать л.Красноармейский к его ЛБ. Лагерь поставили в устье ледника, у его ЛБ.
    Оставили в заброске около 3 л. бензина! Разлит в 3 пластиковые бутылки. Так что кому надо - берите. Координаты и описание места - в Выводах.
    Ночью температура -1С.
    ЧХВ 3,5 часа.

21.09.  С утра вышли в ранклюфт ЛБ л.РГО. и по этому карману начали движение вниз. Идти удобно, ровно. Жаль только, что этот путь быстро закончился. Перешли чуть правее в русло ручья, по которому примерно через 1,5 км. вышли на практически ровное поле. Здесь свернули под 45 град по направлению к устью ледн.Комсомолец. Перевалили через холмистую гряду и вышли к руслу другого ручья, текущего вдоль ПБ л.РГО на расстоянии около 300 м. от борта. По этому руслу дошли до зоны трещин, повернули в обход к ЛБ и продолжили путь по центру ледника, обходя ледовые склоны холмов. В какой-то момент продолжать путь по центру стало не возможно, т.к. путь перегородили вертикальные ледовые стены. Повернули к ЛБ ледника, через сильно изрезанную трещинами ледовую полосу. К счастью, трещины ориентированы, в основном, поперёк ледника, т.е. двигались мы вдоль них, да и глубина трещин не превышала нескольких метров. В результате мы смогли найти проход в трещинах и благополучно достигли ЛБ.
    Возможно сворачивать к ЛБ нужно было раньше, когда изрезанность ледника была меньше, но тогда встаёт вопрос насколько удобно передвижение вдоль ЛБ ледника. Проверять эти предположения мы не стали.
    Вышли к ЛБ в уникальном месте: между скалами и ледником наткнулись на небольшую полочку, на которую по руслу небольшого ручья сошёл сель и образовалось два абсолютно ровных грязевых поля, причём одно из них расположено чуть выше другого и отделено от нижнего узкой протокой в человеческий рост под обломком упавшей скалы. Перелив селя шёл как раз через эту "протоку".
    Поставили палатку на нижнем поле. Удивительно — первый раз за поход не надо специально выравнивать место под палатку. Рядом обнаружились цепочки медвежьих следов. Место очень красивое: вокруг амфитеатром стоят скалы, склоны покрыты разноцветной травой, даже ёлочки на этой высоте уже встречаются.
    За водой спускались к луже на леднике.
    Весь день ясно, облачность 2 балла, температура +15 С, но ветер дует уже холодный.
    Спуск по л.РГО осуществился по гораздо более простому и оптимальному пути, нежели подъём, поэтому путь от устья л.Красноармейский до места ночёвки, расположенному в 4 км. от устья ледника РГО, занял 4 часа ЧХВ.

22.09.  Ночью натянуло тучи, но с утра опять ясно.
    Спустились с полочки на ледник и двинулись вдоль ЛБ вниз. Через 1 час вышли к мощному ручью, стекающему с пер. Верх.Арчевый.
    Дальнейший путь лежал по левому карману ледника и ещё через час спуска мы дошли до альплагеря.
    Всё! Спортивная часть похода закончена, завтра у к.Поймозор нас будет ждать машина до Душанбе.
    Днём в верховьях РГО опять сгустились тучи. Видимо, осень всё-таки вступает в свои права. А у нас пока, к счастью, лето, хотя уже не так жарко — около +15 С.

23.09.  Обратный путь, как водится, кажется короче. Хотя, может быть это из-за того, что рюкзаки полегчали?! Тем более, что до Поймозора мы не дошли — машина встретила нас в 7 км. от кишлака.
    Машину мы нашли опять-таки с помощью Зарины, причём очень оперативно и при этом дёшево: "НИВА" до Душанбе обошлась нам в 450 $, это с учётом бензина и всех возможных расходов.
    Сели, поехали. Однако оказалось, что машина-то это поймозорская, а "наша" машина не смогла пробиться до кишлака, т.к. сломался мост через р.Ванч. Поэтому мы доехали до пешеходного моста, перешли на ПБ реки и пересели уже в машину до Душанбе. Дорога по ПБ реки в гораздо более худшем состоянии, чем по левому. На траверзе Поймозора она вообще практически отсутствует.
    Координаты человека, который организовал нам машину и, в принципе, может помочь с транспортом для заброски любых групп практически в любую точку Памира: зовут Саид, тел. моб.: 91-905-42-15, дом.: 2-37-61-16. Живёт от в к.Кала-и-Хум, если нам не изменяет память. Ну или смело можно обращаться в компанию MATVC, помогут однозначно.
    Ночевали в доме у Саида.

24.09.  Весь день ехали. Добрались до Душанбе к 19 часам. На ночёвку остановились в "Гостевом доме". Фактически это жилой дом, т.е. ряд помещений с двором посередине, хозяина зовут Рустам, он живёт там же вместе со своей семьёй и часть построек сдаёт туристам. Адрес: ул.Гоголя, 71. Телефон Рустама: моб.:95-164-16-92, дом.:2-24-65-34
    Нашли эту гостиницу тоже с помощью Зарины. Вполне приятное место, хорошие хозяева и при этом совсем не дорого. Есть душ, спали в спальниках. Там же и поужинали.

25.09.  С утра Рустам на своей машине отвёз нас в офис Зарины.
    Поначалу, поскольку мы закончили наш маршрут раньше, чем планировалось, мы хотели поменять билеты на более ранний срок. Однако оказалось, что из-за банкротства части из российский авиакомпаний весь пассажиропоток пошёл на оставшихся перевозчиков и поменять билеты очень сложно. Но тут нам на помощь снова пришла Зарина и только с помощью её связей удалось достать 3 билета на 28-е сентября. Она же договорилась и о возврате наших билетов.
    А пока мы решили в оставшиеся три дня съездить посмотреть Самарканд. Самарканд расположен уже в другом государстве, в Узбекистане, но туда, как и в Таджикистан, для граждан России въезд безвизовый.
    Вещи оставили у Рустама, он же отвёз нас на стоянку такси, идущих до границы. От Душанбе до границы около 1 часа езды (66 км.), машина стоит 40 сомани.
    Границу перешли без проблем, хотя придирчиво осмотрели все вещи. Обязательно надо декларировать фото- и кинотехнику и, желательно, телефоны. Главное задекларировать валюту на узбекской таможне, потому как вывозить валюты разрешают столько, сколько ввёз. С учётом неоднократных проверок уже на территории Узбекистана это важно. Почему-то очень придирчиво ищут валюту — рубли, доллары и евро. Мы же, по совету Зарины, никакой валюты предусмотрительно не везли, а перед границей поменяли все деньги на узбекские сумы. Их ввозить можно, только надо внести их в иммиграционную карту. На узбекской стороне тоже расположена стоянка такси. До Самарканда ехать около 6 — 7 часов, машина стоит около 100 $.
    Природа Узбекистана как-то сразу очень сильно отличается от Таджикской. Почти сразу машину обступают пологие, по виду песчаные холмы-дюны. Потом они из жёлтых становятся разноцветными и из окна машины можно наблюдать настоящие каньоны посреди этих дюн. И только проехав дюны мы увидели поля хлопка и других культур.
    В Самарканд приехали уже вечером. Никаких контактов у нас в этом городе не было и таксист привёз нас в частную гостиницу. И насколько нам с этой гостиницей повезло! Хотя это и не гостиница в привычном понимании этого слова, но это даже и лучше. Сейчас это несколько квартир, расположенных на одной лестничной площадке в жилом доме. Соответственно есть кухня, ванна, горячая вода. Кровати. Всё чисто, опрятно и три основных достоинства:
    - расположение. Адрес: ул.Регистан, д.2. Как вы понимаете, это самый центр старого города, дом расположен прямо напротив знаменитого Регистана. Плюс ко всему, такое расположение "места старта" экскурсий позволяет грамотно и логично распланировать маршрут посещения достопримечательностей, не тратя лишнее время и деньги на переезды.
    - стоимость. Минимальная цена гостиниц в городе — 35 $ с человека, средняя 85 $/чел. Здесь, же при наличии комфортных условий проживания, 10 — 15 $/чел/сут. Там же можно и питаться, готовя самому или заказывая у хозяина, что получается в несколько раз дешевле, чем в чайхонах и при этом очень вкусно.
    - хозяин гостиницы. Зовут этого неординарного человека Мурод. Интереснейший и разносторонний человек. Причём отлично знающий как русский, так и английский языки. Мало того, что он знает, похоже, пол-Самарканда, так при этом интересуется и отлично знает историю своего города. В результате по приезде мы до глубокой ночи слушали рассказы о городе, а на следующий день Мурод устроил нам отличнейшую экскурсию.
    Кстати, помимо квартир, у Мурода есть договорённости с общежитиями города, т.е у него есть, с одной стороны, реальная возможность размещать большие группы, а с другой делать это максимально дёшево — проживание в таком общежитии будет стоить около 10 $/чел/сутки.
    И ещё один момент: мы-то на территории Узбекистана были всего три дня и для такого срока регистрация не требуется. Для сроков пребывания свыше 3 дней необходимо регистрироваться, в чём тоже может помочь Мурод.

26.09.  С утра, как и договаривались, отправились на экскурсию. Мало того, что Мурод знает о чём рассказывает, так он ещё и делает это интересно и доступно. А возможность пообщаться с неординарными людьми - знакомыми Мурода, которых мы встречали во время прогулки по памятникам города, только обогащает впечатление от города.
    Ходили, смотрели, слушали до самого вечера. Мы уже практически валились с ног от усталости, а наш хозяин ничего — вполне бодр.
    Поужинали в чайхоне рядом с домом, опять долго говорили с хозяином о истории города. Поскольку посмотрели далеко не всё, решили завтра с утра съездить в место под названием Ал-Бухори, посетить обсерваторию Улугбека и уже потом возвращаться в Душанбе.

27.09.  С утра, вновь с помощью нашего хозяина, нашли очень недорогое такси до Ал-Бухори и поехали.
    Ал-Бухори — это построенный в 1999 году комплекс вокруг могилы пророка Моххамеда (не того самого, конечно, а второго, но тоже очень почитаемого во всём исламском мире). Строился комплекс очень быстро и буквально все страной. Очень красивый и впечатляющий комплекс.
    Оттуда, как и планировали, заехали посмотреть на обсерваторию Улугбека, после чего, на той же машине, которая и привезла нас в Самарканд, отправились обратно к границе.
    Ну а дальше всё просто: доехали до границы, прошли таможню, вновь заполнив иммиграционные карты, получили очередной штамп в загрнпаспорт, доехали до Душанбе, вновь переночевали у Рустама, а рано утром он отвёз нас в аэропорт, откуда мы благополучно долетели до Москвы.

Выводы:

- по-видимому, за последнее время, в связи с аномально тёплой погодой, ледники сильно потаяли, что привело к сильной их изрезанности. Зачастую настолько, что ледники становятся непроходимыми. Все перевалы, которые мы пытались преодолеть, увеличили свою категорийность как минимум на порядок. Возможно, это типичная картина для этого времени года (сентябрь), когда снега уже почти нет и нет снежных мостов, закрывающих трещины;

- мест, пригодных для постановки лагеря, практически нет. В лучшем случае приходится проводить работы по благоустройству местности. Выше на ледниках с этим проще, а внизу поиск места - довольно нетривиальная задача;

- воду можно набрать только днём и рано вечером. После захода солнца температура резко падает и воду "выключают". Мы спасались пластиковыми бутылками, в которые набирали воду. Бутылки брали, исходя из рассчёта 4 л/чел.;

- в устье ледника Красноармейский мы оставили около 3 л. бензина. Пластиковые бутылки лежат на полочке правого (орографически) борта ледника под большим валуном. На валуне для ориентира поставили два камня "домиком". Координаты: (будут чуть позже).
(Кстати о бензине — ни о каком контроле качества, конечно же, речь не идёт, хотя все машины ездят на таком бензине и вроде ничего, передвигаются. Горелки же нам приходилось чистить в лучшем случае через день. Хотя, возможно, это просто неудачная конструкция горелок (у нас было две Primus multy fuel))

- дорога из Душанбе до кишлака Поймозор занимает 24 часа чистой езды, с ночёвкой около 1,5 суток;

- Самарканд: экскурсионные объекты в городе платные, около 5 $/чел. Платить за вход на всех объектах получается очень накладно, но с помощью нашего экскурсовода - хозяина гостиницы Мурода, мы везде смогли пройти бесплатно. Спасибо ему ещё раз и за это, и за интереснейшую экскурсию. Очень советуем и рекомендуем!;

- гостиницы: если вам не нужен супер-комфорт, то в Душанбе мы бы советовали останавливаться у Рустама (ул. Гоголя, 71, моб.:95-164-16-92, дом.:2-24-65-34), а в Самарканде — однозначно у Хамрокулова Мурод Ашуровича (ул.Регистан, 2, тел.: (+998 66)231-2196, (+998 66)235-5103, (+998 66)231-1631, моб.:(+998 66)927-5577) - лучшего соотношения цена/качество вряд ли найти;

- тур.операторы. Конечно, у нас нет большого опыта работы с туристическими операторами в Таджикистане, однако то, как нам помогла в нашем путешествии фирма MATVC, выше всяких похвал! Профессионализм, ответственность, заинтересованность, обширнейшие возможности, благожелательность - на самом высшем уровне. Думаю, что любому тур. оператору ещё расти и расти до такого уровня. Короче, спасибо огромное и самой фирме, и лично её директору — Зарине Бобоходжиевой!
matvc.net, 734064, Таджикистан, Душанбе ул. Мирзо Турсунзаде 3/1 Тел.: + 992 32 227 70 55 Моб.: + 992 93 501 7 501 Факс: +992 37 2362708 E-mail: info@matvc.net, matvc@mail.ru icq 291909793 ;

- кстати, к сведению групп, планирующих путешествие в район Фанских гор. Мурод может помочь не только с размещением и регистрацией групп, но и с организацией заброски в район.

Кусочек карты района путешествия