р.Писта

р.Писта
(сев.Карелия)
14.07.2005 – 27.07.2005

Средства сплава - 4-х-местные катамараны (3 шт.)

Состав группы:

катамаран 1

Богачев Владимир Игоревич, опыт 3 к.с. – адмирал

 

Богачева Анна Николаевна опыт 3 к.с.

 

Богачев Коля (12 лет)

 

Богачев Тихон (9 лет)

 

Медведев Кирилл Владимирович, опыт 1 к.с.

 

Петров Алексей (16 лет)

 

катамаран 2

Колесниченко Алексей Всеволодович, опыт 3 к.с. – капитан

kolesn@mail.ru

Колесниченко Елена Петровна, опыт 1 к.с.

 

Колесниченко Николай (15 лет), опыт 1 к.с.

 

Колесниченко Иван (9 лет)

 

Колесниченко Таисия (13 лет)

 

Колесниченко Ксения (11 лет)

 

катамаран 3

Толмачев Николай Андреевич, опыт 4 к.с. – капитан

 

Толмачев Тимофей (14 лет), опыт 3 к.с.

 

Толмачева Анастасия (16 лет), опыт 3 к.с.

 

Каледа Варвара (15 лет), опыт 3 к.с.

 

Уровень воды нами оценен как средний.

Данный отчет нельзя рассматривать как руководство по прохождению р. Писта. Целью написания явилось отражения особенностей прохождения маршрута на катамаранах. Информацию о реке можно смело брать из отчета Афанасенкова http://www.afanas.ru/myreport/pista/pis_to.htm.

15.07.  мост в д.Кушеванда Приехали на 212 поезде в 3-30 на станцию Лоухи. Нас уже ждали легковушка и автобус. Созванивались из Москвы с Валерием или Сергеем (тел. в Лоухах 52-11-56). Стоимость заброски 700 руб. с человека, время в пути около 4-х часов. Если есть надобность в магазинах, то последний в поселке Пяозерский. В связи с ограниченностью времени стартовали от моста в дер. Кушеванда, миновав, таким образом, верхние пороги, вплоть до Падуна.

Стапель Стапелиться можно прямо у моста, если не ночевать или рассчитывать не более, чем на одну ночевку. Если же предполагается, что стапель продлится больше суток, то целесообразнее пройти метров 300 по дороге обратно, войти в лес и, пройдя вниз по реке еще около 200 метров, подыскивать стоянку. Единственный недостаток – муравьи.

17.07  Вышли в этот день ближе к вечеру, миновали оз. Шуванда. На выходе из озера три шиверы, на первой подсели на камень. Двигаться надо по струе. Третья шивера требует ухода по струе под правый берег. Напор воды слабый. Далее идут шиверы, для катов сложности нет – заход по языку, далее по струе, если сесть в ней на камень, то в другом месте и подавно сядешь.

Шивера перед оз. Мандуярви (1-2 к.с.), для катамаранов трудностей не представляет, если идти по левой полноводной протоке, обойдя на входе в нее обливничек слева, далее по струе. На выходе мелководная шиверка. Экипаж Толмачева пошел по правой, что оказалось возможным, если заходить в протоку сразу под берегом. Наш экипаж чуть промедлил с правым поворотом и крепко застрял на мелких камнях, пришлось протаскивать обратно, на руках втаскивать кат в левую протоку. Экипаж Богачевых прошел по левой протоке чисто. Просмотра не требуется. В конце озера, перед протокой лучше встать на стоянку, благо есть места, что мы и сделали.

18.07  пор.Межозерный На выходе из озера расположен порог Межозерный 2 к.с. Пройти можно по левой или средней протокам. Левая длиннее и сложнее, мы прошли по средней. Просмотр по ее левому берегу. В начале остров, идти влево через обливник, правая протока – шкуродер. Правая протока почти не затягивает. Далее в центральной струе бочки, вполне проходимые на катах. Главное – держаться центральной струи. Порог проходили без детей, подобрав их в улове в конце порога.

Ниже порога река впадает в оз. Хирвасъярви, за которым расположено несколько легких шивер. Вскоре после моста через реку - две длинных шиверы с поворотом русла, проход везде по струе, прижима к берегу нет. Сразу после моста места для стоянок очень комариные, мы встали в конце второй длинной шиверы, на высоком берегу. Гнуса почти нет.

19.07  Накупавшись в шивере, пошли дальше. Купались с катов и в оз. Вихельтаярви. Далее протока, шиверы и оз. Пистоярви. В начале озера, как это обычно и бывает, задул ветер. Пережидали около получаса в заливчике на правом берегу. Наш экипаж не выгребает даже с сильным боковым ветром. Пришлось Ивана отдать на кат Богачевым и взять у них Алексея Петрова. Дальше пошло лучше, дошли до большого острова перед входом в протоку из озера, на котором и встали. Отметили 24-ю годовщину свадьбы адмирала.

оз. Пистоярви   оз. Пистоярви

20.07  С утра дождь, дует хорошо. Видели два ката, идущих за моторкой, другая группа пробивалась против ветра оставшиеся 4 – 5 км около двух часов. Решили устроить днёвку.

21.07  пор.Семиповоротный пор.Семиповоротный Встали рано, вышли около 6 утра. Ветра нет, однако лёг туман. Шли по азимуту, вышли весьма точно. На переход от острова до протоки ушло чуть больше получаса. Стоянки есть на правом берегу, но часто заняты. В начале протоки - шивера (проход по струе), далее небольшой участок плёсов и опять шиверы. Сразу после них - порог Семиповоротный. Шли без просмотра. Осмотровая тропа по ЛБ. Порог проходили без детей – все-таки самый длинный порог на маршруте, часть экипажа в касках. Сложность оценили как 2 к.с. Заход на плавном левом повороте реки чуть левее основной струи, далее выход в центр и по струе. В русле несколько обливных камней, на которые не очень хочется наехать, вполне читаемые с воды. Остров обходили по левой протоке, далее следуют правый и вскоре левый повороты реки. Левый поворот целесообразнее проходить под правым берегом. Общее ощущение от порога – мощная длинная шивера с бочками. Огромное удовольствие для впереди сидящих.

После порога зачалились в улове левого берега, посадили детей на катамараны. Перед оз. Муасярви расположен не сложный порог Одинокое дерево. Здесь нас обогнало утиное семейство, ловко ныряющее прямо в валах.

оз.Муасярви Озеро Муасярви красиво. После порога Одинокое дерево на левом берегу не очень хорошая стоянка. Следующая стоянка с баней расположена на левом берегу на выходе в озеро, но здесь часто занято. Мы встали в конце озера на мысу. Красивая стоянка, но дно илистое и купаться не тянет.

22.07   В протоке на выходе из озера шиверы. В описании был обещан порог с падением в 0.5 м., но при нашей воде мы ничего такого не заметили. Шиверы делились на простые и с обливниками, за которыми были небольшие бочечки. Последние можно отнести к порогам 1 к.с. Единственная опасность – стукнуться о какой-нибудь камень перед входом в бочку и войти в нее лагом. Так смыло Тимофея, скорее всего в "Курках". Однако кату здесь все нипочем, только Тима ударился коленом о камень. Был один порог ("Петух") с полуобливным валуном в потоке. Экипаж Толмачева прошел справа от него, наш – слева, а Богачевы – прыгнули по центру. Все прошли нормально. Сложность оценили как 1 – 2 к.с.

Вошли в оз. Вайкульское. Боковой ветер в умеренной силы. На выходе из озера - шиверка, далее почти разрушенный мост, за ним начало порога Фурляляй. Первая часть с островом проходится по левой протоке без просмотра, за ней улово, где мы и зачалились, так как в наши планы входило встать над порогом. Сама стоянка на "каменном лбе", о котором так много написано в различных отчётах, часто занята. Кроме того, здесь трудно расположиться большой группе. Из улова ведет тропа на вершину холма – там есть стоянка, где и разместилась вся наша группа.

23.07  пор.Фурляляй Дневка. Все, кто хотел, включая детей, катался на основной части порога. Опять же по струе, проход ближе к правому берегу, с уходом затем влево от обливника. Выходная часть ближе к шивере. Место красивое, ничего не скажешь...

 

24.07  После пор.Фурляляй - длинная протока. В конце плёса расположен не сложный порожек. Перекусили на левом берегу. Здесь можно встать и на стоянку, но очень грязно. Два последних порога после перекуса шли без просмотра.

Первый (пор.Имисев) – проход по струе, которая повторяет повороты реки, прямо по бочкам. Очень красив большой камень в центре русла. Оценили как 1 к.с.

Второй (пор.Талии) – резкий перепад с одной сильной бочкой, перед которой наш кат чуть пролетел носом по воздуху, к вящей радости впередсмотрящих. Оценили как 1 к.с.

Третий (пор.Хирви) мы просматривали и шли без детей. Наиболее оптимален путь по левой протоке. Вариантов три: справа от основной бочки, прямо на нее или левее неё через более слабую, но косую бочку. Последний вариант не устроил никого. Экипаж Толмачева пошел более техничной линией справа от бочки. Наш экипаж и Богачевых – через центральную бочку. Была опасность задеть камни и порваться, но струя даже не дала их почувствовать. За бочкой уход под правый берег, по струе. Оценили как 2 к.с.

пор.Хирви пор.Хирви пор.Хирви

Далее решили идти через оз. Корпиярви, чтобы в случае сильного ветра иметь в запасе ночь для перехода. В начале озера действительно поднялся сильный ветер, пришлось минут 20 пережидать. Холодно. Но ничто не остановит пыл юных девушек. Не в пример многим Настя искупалась в Корпиярви, о чем вся группа имеет честь засвидетельствовать. После 22 - 23 часов ветер стих, заканчивали переход озера в полный штиль.

оз. Корпиярви

В конце озера шивера, проход по струе, но на выходе много камней. Еще чуть-чуть и мост…

Стоянок, по крайней мере хороших. после последних трех порогов мы не видели. Кажется, что в случае необходимости лучше вставать на левом берегу оз. Корпиярви.

25.07  Антистапель лучше устраивать на левом берегу, не доходя до моста, но там уже кто-то стоял. Встали справа, прямо под мостом. Там есть достаточная для антистапеля поляна. Дождик был только с утра, что позволило почти все если не высушить, то подсушить. Договоре