р.Уксунйоки

р.Уксунйоки
30 апреля - 4 мая 2008 г.

  Майские праздники в этом году опять сделали коротким, поэтому вырваться куда-нибудь типа Кавказа не удалось, а выбраться всё-таки хотелось. Поэтому выбор пал на р.Уксун (по другим источникам Уксунйоки), что в Карелии, до которой и ехать недалеко, да и речка сама по себе короткая. Выезжали из Москвы вечером 29 апреля мурманским поездом до ст. Лодейное поле. Приехали 30-го рано утром, автобус до реки был заказан ещё в Москве и уже стоял нас ждал. Загрузились, поехали.

30.04  До реки ехать около 250 км. по более-менее приличному шоссе, но, поскольку наш ПАЗик разгонялся максимум до 60 км/ч, добирались до места около 6 часов.
    Выгрузились около а/моста через р.Уксун. Мест для стоянки и стапеля много, но за дровами надо ходить. Не спеша поставились, отстапелились, параллельно отмечая прибытие и начало праздников. Тепло, солнце, в низинах лежит снег.

1.05.  После отмечаний проснулись не очень рано. Пока позавтракали, собрались, выплыли около 14 часов. Народ всё подъезжает... Заполнен уже почти весь берег, много коммерческих групп на рафтах.
    Первый порог на нашем маршруте начинается прямо от места стапеля — пор. "Мостовой" ("Сильтакоски"): две протоки , разделённые опорой разрушенного старого автомоста. Перепад не большой, левая протока (здесь и далее указание проток и берегов — орографические) прямая, правая — с небольшим манёвром. К.с. - II (здесь и далее наша субъективная оценка категорийности препятствия для прохождения катамараном).
    Дальше — 7 часов сплава (ЧХВ) до пор. "Розовый слон". На этом отрезке несколько несложных (I к.с.) шивер. Один раз пришлось преодолевать завал через всю реку из полу-затопленных брёвен. Сказывается деятельность бобров, которых здесь, судя по выкошенному лесу по берегам, не мало. Одного представителя даже видели.
    Ориентир пор. "Розовый слон": резкий 90-градусный поворот реки налево, сразу за которым слышен шум порога. Чалка на ПБ прямо перед порогом.
    Порог состоит из двух проток, разделённых островом (по-видимому, в очень высокую воду этот остров скрывается под водой). Перепад около 2,5 м. Заход по спокойной воде, за порогом большущий плёс. Правая протока — пологий слив с маленькой проносной бочкой (II к.с.), левая — крутопадающий слив с косым валом посередине, который можно либо обойти, либо пробить. Вал при этом практически не тормозит и не отбрасывает судно. Бочка внизу посильнее и поглубже, чем справа, но "держит" тоже не сильно - когда мы на следующий день катались на пороге, то запихали нашу 4-ку (Raftmaster FOX-400) в неё снизу. Выгрести оказалось совсем не сложно, а уж про переворот и говорить нечего. Хотя мы были свидетелями того, как при прохождении этой ступени несколько 2-ек всё-таки положило.
    К.с. левой протоки III — IV, хотя при оценке этого препятствия у нас возникло несколько разногласий. В 300 м. ниже пор. "Розовый слон" расположен пор. "Мельница".
    Встали на ЛБ между порогами, т.к. на "Розовом слоне" все места заняты. Много места, дров.

2.05.  Днёвка. Катались на "Розовом слоне" и "Мельнице".
    Пор. "Мельница" (III к.с.) образован выходами гранитных плит. Название порог получил, по всей видимости, из-за остатков каких-то сооружений на ПБ, возможно даже, что там и вправду когда-то была мельница.
    Перепад около 1,5 м., плёс на заходе и за порогом. Плиты перегораживают пол-реки, поэтому проход возможен только у ЛБ. В центре слива косой вал, но тоже не очень мощный. Бочка, хотя и выглядит не так мощно, как на "Розовом слоне", на самом деле довольно глубокая. Наблюдали множество переворотов 2-ек и регулярно смываемых гребцов с рафтов. Хотя нашу 4-ку опять-таки перевернуть не смогли.

3.05.  От пор."Мельница" до следующего — пор. "Каньонный" около 40 мин. сплава. Препятствий нет. Порог, видимо, получил название из-за высокого каменистого ПБ. Этот бом с воды не виден — его загораживает лесистый остров посередине реки в начале заходной шиверы. Он же приглушает шум порога.
    Чалка перед островом на любой берег. Осмотр эффективен с любого берега, обнос удобнее по ПБ. Над порогом на ПБ (на боме) хорошая стоянка, но не большая.
    Длина заходной шиверы около 150 м., небольшие валы. Кульминация порога — выходной слив высотой около 1 м. Мощные бочки посередине слива и под ПБ. Есть несложный чистый проход под ЛБ, в обход центральной бочки.
    На 4-ке планировали пройти по центру, пробивая бочку, но немного промахнулись и на заходе сместились правее, чем нужно, упали в правую бочку. Там судно неплохо притопило, развернуло на 180 градусов и носами засосало в центральную бочку, откуда мы уже быстро выгребли. (Хотя стоявшие на пороге очевидцы рассказывали страшилки о шедшей перед нами 4-ке, которую в этой бочке держало 6! минут).
    За порогом большое улово.
    К.с. пор. "Каньонный" III — IV.
    До следующего (завершающего) порога "Храмина" 10 минут сплава по плёсам. Порог (разрушенная электростанция) расположен в конце длинного прямого участка. Виден и слышен издалека. Чалка на ПБ у начала заходной шиверы.
    К этому месту подходит лесная дорога, т.е. теоретически с порога можно сняться с реки. Но подъехать может только полноприводная машина.
    Заходная шивера длиной около 250 м., небольшие бочки, валы. Замыкает шиверу прямая довольно мощная глубокая бочка, которую можно обойти либо слева (по нашей воде), либо справа по пенной яме.
    Стоянки есть в районе чалки перед шиверой и на самом пороге. Места много, дров не очень. Хорошая небольшая стояночка есть сразу за порогом в сосновом лесу.

4.05.  С утра начали прохождение порога. В отличии от остальных порогов за "Храминой" улова нет — начинается выходная шиверка длиной около 1 км. Ширина реки при этом около 50 метров, страховка "морковкой" малоэффективна. П