Юпшара, Гега, нижняя Бзыбь
май 2009 г.

Представляю вашему вниманию отчёт по рекам Абхазии: Юпшара, Гега и нижняя Бзыбь. Автор - наш руководитель, Рахманов Александр.

1 мая (выезд из Москвы) – 11 мая (возвращение в Москву)

Группа туристов из Москвы и Санкт-Петербурга частично объединенная совместными лыжными походами выходного дня в группе «Супермарафон Дмитриев и К».

К отчету приложены фотографии, сделанные Тамарой Ивановой.

Состав группы:

Рахманов Александр
(руководитель)

Кат 1

Никонова Елена

Кат 1

Индриков Сергей

Кат 2

Колесниченко Константин

Кат 2

Иванова Тамара

Кат 3

Беляков Евгений

Кат 3

Петров Михаил

Кат 4

Петров Владимир

Кат 4

Дембицкий Леонид

Кат 5

Тетюшкин Юрий

Кат 5

Полные расходы составили 8700 руб. с человека, включая дорогу, питание, экскурсии.

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕКИ ЮПШАРА

Река Юпшара берет начло из озера Рица. Общая длина реки 12,5км, средний уклон реки около 50 м/км. Длина спортивной сплавной части – 9 км, средний уклон спортивной части 30,5 м/км. Среднемесячная температура в мае в долинах Юпшары и Геги выше 8 градусов.
     Мы проходили реку в мае 2008 года и в мае 2009 года по высокой и очень высокой воде. Расход воды в мае 2008 был около 30 м3/с, в 2009 всю неделю шли дожди и расход менялся от примерно 25 м3/с 3-4 мая до 35 м3/с 5-7 мая. Наша лоция отличается от лоции, опубликованной на сайте http://www.turclubmai.ru/heading/papers/1231, составленной на основании наблюдения реки в сентябре.
     Через Юпшару построено 11 мостов, которые являются хорошими ориентирами определения места положения на реке. Условно реку можно разбить на 3 участка. Верхний участок длиной 3,3км от истока из Рицы до моста №1 имеет средний уклон 102м/км и спортивного интереса не представляет. Средний участок длиной около 1.5 км от моста №1 до моста №3 имеет средний уклон 51 м/км. Здесь сосредоточены наиболее сложные и интересные пороги.
     Нижний участок длиной 7.5км имеет средний уклон 23 м/км. Участок представляет собой почти непрерывную шиверу с порогами средней сложности и мощными бочками, протоками с возможными завалами, на всём протяжении реки проблемы с чалками. Перед слиянием с Гегой русло реки сначала расширяется и выполаживается, а потом резко сужается и река круто падает в Гегу, на стрелке сложнейший порог, вход в который перекрыт рухнувшим мостом.

ЛОЦИЯ РЕКИ ЮПШАРА

Навал на зуб в пороге Ю1
Фото 1.
Навал на зуб в пороге Ю1
Середина порога Ю1
Фото 2.
Середина порога Ю1

     Ю1 (5с) длиной около 300 м с большим уклоном. Просмотр, страховка и чалки с левого берега (ЛБ). Порог начинается от 1 моста мощной шиверой со сливами, загроможденными бревнами. Возможен старт сразу за мостом или на 20-30 м ниже. Кульминация порога в самом его начале: на резком левом повороте навал воды на большой камень (Фото 1). Уйти от камня очень сложно, для этого надо вписаться в узкий проход между камнем и скалой правого берега (ПБ) или камнем и ЛБ. Можно прыгать через камень, наезжая на него носом катамарана. После высокого свала воды с камня следует серия сливов, бочек, навалов на камни (Фото 2), затем прижим к скальному ПБ, плавный левый поворот и выходная быстротока порога. Река успокаивается, чалка на ЛБ.
     От порога Ю1 до следующего сложного порога Ю2 примерно 300 м. На этом участке чуть выше моста 2 и под мостом серия прямых сливов с мощнейшими бочками. Целесообразно зачалиться на отмель ЛБ перед порогом Ю2 для отдыха.

     Ю2 (5б) порог длиной около 200м (Фото 3 и 4). Просмотр, страховка и чалка с ПБ. Порог начинается на крутом левом повороте. Резкое падение русла, река образует несколько мощных косых сливов и навалов на камни. В конце порога правый поворот с прижимом к скальному ЛБ. Чалка сразу за прижимом у маленького каменистого острова у ПБ. Отсюда старт на прохождение следующего порога.

Порог Ю2. Общий вид
Фото 3.
Порог Ю2. Общий вид
Порог Ю2. Основной слив
Фото 4.
Порог Ю2. Основной слив
Слив порога Ю3
Фото 5.
Слив порога Ю3

     Ю3 (5а) порог длиной около 600м. Просмотр, страховка и чалка с ПБ. После порога Ю2 следует 200 м быстротоки и начинается входная шивера порога Ю3. В русле две протоки с камнями и бревнами, более широкая правая протока. Потом плавный левый поворот и чистая основная струя идет через несколько невысоких сливов вдоль ЛБ, правый поворот, водопадный слив более 1.5 м (Фото 5) и несильный прижим к скальному ЛБ. За прижимом чалка к ПБ.

     Далее можно идти около 2 км без разведки до Каменного мешка (по другой версии Юпшарских ворот). Необходимо только убедиться, что на этом участке нет сплошных завалов. Мы опросили на этот счет ранее высадившуюся на реке группу. На всем участке жесткий слалом, прямые сливы, валы, мощные бочки, камни, бревна, несильные прижимы. Мест для чалок очень мало. В начале участка мост 4. В конце участка дорога с ЛБ подходит к реке, в скальном ПБ видно сужение долины с нависающей скальной стеной. Несильный прижим под нависающую скалу. За прижимом чалка в большом улове на ЛБ. Впереди мост 5. Дорога переходит на ПБ, у дороги ларьки с сувенирами. От моста 5 целесообразно разведать порог средней сложности (4а) под мостом 6. Здесь сильный навал на ферму моста и могут быть застрявшие бревна. Между мостами примерно 300 м.
     После моста 6 можно идти без разведки следующий участок реки длинной примерно 2.5-3 км. На участке продолжение жесткого слалома, появляются протоки. Метров за 800 до конца участка высокая светлая скала в воде у ЛБ. Далее надо идти осторожно, через несколько сот метров вправо уходит непроходимая маловодная протока, затем впереди виден резкий левый поворот и характерный бугор на ПБ на самом повороте. Чалка в улово у ПБ до поворота. Далее сплошной завал. Он был спилен в 2008 году, но в 2009 году образовался снова. Это место видно с дороги. Мы его осмотрели при заброске вверх по реке. Через завал можно перетащиться, но целесообразнее его обнести по ПБ. Обнос 20-30 м по хорошей тропе.
     Далее до моста 10 идет следующий участок длинной 2.5-3 км очень похожий по характеру на предыдущий. За мостом 10 русло выполаживается и расширяется. Дорога с ЛБ идет по низкой террасе близко к воде. Здесь хорошие чалки и удобные выходы на дорогу. Приметой чалки могут служить наклонные бетонные плиты на ЛБ. У дороги находится брошенный кордон (с воды плохо виден) и знак парковки P 700 метров, который можно заметить с воды. Далее мост 11. Перед мостом начинается сложнейший стрелочный порог, вход в который перекрыт рухнувшим старым мостом. Стрелочный порог без разрыва переходит в Г1 (6с кс).

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕКИ ГЕГА

Рега Гега берет начало на высоте около 1640м. Общая длина реки 25,6км, средний уклон реки 59 м/км. Длина спортивной сплавной части нижней Геги 5 км, средний уклон нижней Геги – 28,4 м/км.
     Мы видели реку в мае 2008 года и проходили в мае 2009 года по высокой и очень высокой воде. Расход воды в мае 2008 был около 70 м3/с, в 2009 всю неделю шли дожди, и расход менялся от примерно 60 м3/с 3-4 мая до 80 м3/с 5-8 мая. Наша лоция отличается от сентябрьской лоции, опубликованной на сайте http://www.turclubmai.ru/heading/papers/1231/.

ЛОЦИЯ РЕКИ ГЕГА

     Г1 (6с) Длина порога более 1 км расположен на участке между мостами №11 и №12. Просмотр от стрелки, с дороги и террас обоих берегов. Поскольку мы не планировали прохождение этого порога, то и не просматривали его подробно. Отметим, что с моста 11 видна только часть порога.

Вход в порог Г2
Фото 6.
Вход в порог Г2
Навал на скалу в пороге Г2
Фото 7.
Навал на скалу в пороге Г2

     Г2 (5б) Порог длиной около 150м начинается от старого моста. Удобный спуск к воде и улова находятся между новым и старым мостами на ЛБ. Просмотр порога и страховка с ПБ. Начинается порог мощной шиверой на прямом участке реки (Фото 6). Потом правый поворот, навал на скалу в русле у ЛБ и прижим к скальному ЛБ (Фото 7), камни в русле и под скалой. За прижимом чалка. Порог смотрится страшноватым, поскольку навал на любой камень чреват аварией, но технически не так сложен. По высокой воде отсюда старт на прохождение порога Г3.

     Г3 (5с) Порог длиной около 400м расположен через 200м от предыдущего порога на некрутом правом повороте. Просмотр, страховка и чалка на ПБ. Трудность порога определятся сложным маневром и мощными бочками, которые разворачивают и удерживают катамаран. В начале в 50 м до первого слива порога находится мощнейшая прямая бочка, силу которой трудно оценить с берега. Потом слив между камнями (Фото 8) делит струю на правую, идущую прямо через серю косых сливов и навалов на камни (Фото 9) и левую, идущую дугой вдоль скального ЛБ (Фото 10). Прохождение возможно и слева и справа, ориентировка в пороге простая даже по нашей очень высокой воде. На выходе прижим к скале на ПБ. Потом короткий быстроток и чалка на ПБ. До самого серьезного из пройденных, порога Г7, остается 1.2-1.5 км.

Входной слив порога Г3
Фото 8.
Входной слив порога Г3
Основной слив порога Г3
Фото 9.
Основной слив порога Г3
Левый вариант
Фото 10.
Левый вариант

     Пороги Г4-Г6 по нашей воде мало отличались от общего фона реки. На участке от Г3 до Г7 целесообразно организовать две-три промежуточные чалки в уловах у ПБ для отдыха, страховки и просмотра реки. Весь участок просматривается и страхуется по ПБ.
     Метров через 400 после Г3 через реку натянут трос. Г4 (4б)- порог длиной около 250м расположен в 100м ниже троса на левом повороте реки. На заходе на левом повороте 100м участок шиверы. В конце поворота сильный навал на камни ПБ, за которыми короткий участок плеса (возможна чалка и страховка). Далее Г5 (4а) - порог длиной около 150м расположен в 400м ниже предыдущего порога на левом повороте реки. На заходе 100м участок шиверы, на левом повороте навал на большой береговой валун у ПБ. Далее выходная короткая шивера. Г6 (4а)- порог длиной около 250м расположен в 100м ниже предыдущего порога на левом повороте реки. Через 50-60м после левого поворота навал на невысокие камни ПБ. Впереди за береговым 4-х метровым валуном плавный правый поворот реки. На повороте невысокий слив и несильный прижим к скале ЛБ. Короткий участок с уловами на ПБ. Если выставить сигнальщика, то здесь можно причалить перед следующим очень серьёзным порогом.

Порог Г7, входные сливы
Фото 11.
Порог Г7, входные сливы
Порог Г7, второй слив
Фото 12.
Порог Г7, второй слив
Порог Г7. Прижим
Фото 13.
Порог Г7. Прижим

     Г7 (6а). Порог длиной около 400м расположен на зигзагообразном участке реки после правого поворота. Просмотр с ПБ. Страховка с ПБ и в конце порога можно поставить одного страхующего на ЛБ. Чалка под двумя мостами за порогом. Сюда же можно обнести на страховку катамаран.
     Порог начинается на повороте двумя высокими сливами (Фото 11, 12), на левом повороте трек-прижим к скалам ПБ, серия валов, потом еще один узкий слив через камень, друг за другом две сильные бочки, бросающие судно к скальному прижиму на ЛБ (Фото 13), потом несильный, но коварный прижим под нависающую скалу ПБ, на выходе большой полузалитый водой камень делит русло надвое. Далее участок быстротоки с валами и вход в следующий порог. Надо уйти со струи и зачалиться в улово под мостами на ПБ.

     Г8 (4б) – Длина 400м, просмотр и чалка с ЛБ (Фото 14). Шивера, и чуть справа от центра обливной камень, с которого сильный свал воды, образующий опасную бочку. От бочки надо уходить влево сразу после отчаливания, так как течение здесь мощное и быстрое. Потом продолжение шиверы. Порог кончается через 50 м после осыпи на ПБ. Чалка на ЛБ. Выход на дорогу здесь не очень удобный.

Вход в порог Г8
Фото 14.
Вход в порог Г8
Навал на камень в пороге Г9
Фото 15.
Навал на камень в пороге Г9

     Г9 (4а) – 300м шиверы, расположенной на прямом участке реки после левого поворота. В начале шиверы по ЛБ на автодороге видно два тоннельных входа. Шивера заканчивается в конце тоннеля воротами между скальными обломками в русле. На правый обломок навал воды (Фото 15). За порогом чалка на поляну на ЛБ. Удобный выход на дорогу.

     Г10 простой порог примерно через 200 м после Г9. В конце порога через реку натянуты два троса, вероятно, остатки пешеходного моста. В момент максимального поднятия уровня воды в Геге эти тросы практически полоскались в воде, к чему надо быть готовым. Состояние тросов можно легко оценить с дороги.
     Далее примерно 500м несложной шиверы до моста №13 перед стрелкой с Бзыбью.
     Тугой мощной струей Гега впадает в Бзыбь. На стрелке в нашу воду чалок нет. На ПБ Бзыби в 50 м от устья Геги есть чалки, но довольно проблематичные, как по сложности причаливания (уловов нет, приходится стоять на струе), так и по трудности вытаскивания судов на дорогу по очень крутому берегу. Но при желании всё возможно.

РЕКА БЗЫБЬ ДО ГОЛУБОГО ОЗЕРА

Это простой участок реки (1-2 кс) удобный для тренировки чалок, оверкилей, самосплава и тп. Его длина около 5 км. Он заканчивается около двух водопадов на притоках с ПБ. За вторым водопадом удобная чалка и выход на дорогу на ПБ. Здесь Голубое озеро, небольшой рынок (еда, вино, сувениры).
     От стрелки с Гегой до верхних каньонов Бзыби более 20 км. От Голубого озера до моря около 20 км простого (1-2 кс) сплава.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАРШРУТУ

1. Реки удобны для катания и отработки прохождения порогов разной сложности и разного характера. Прохождение порогов в верховьях Юпшары и на Геге по нашей воде требует хорошего опыта и грамотной страховки. Пороги Геги по большой воде довольно опасны. Порог Г1 относится к порогам высшей сложности для катамаранов. Его прохождение требует времени и хорошего опыта. Мы не знаем проходили ли порог по высокой воде на катамаранах. Группа, планирующая полное прохождение маршрута, должна отвечать требованиям, необходимым для прохождения рек 6 кс.
     2. Удобные стоянки есть в средней и нижней части Юпшары и на стрелке Геги и Бзыби.
     3. Если у группы есть собственный транспорт и время, то можно запланировать экскурсии на оз. Рица, Гегский водопад (водопад в 7 км от стрелки Геги и Юпшары на правом притоке Геги) и Новый Афон (пещера, монастырь, средневековые развалины).
     4. Рекомендуем для организации катания на реках шофера из Абхазии Рому, телефон - 8-918-0049599. Четкая организация, разновозрастная и очень приятная компания. Отметим только, что он и его шофера выпивают, но нам это не мешало. Рекомендуем также проверять денежные расчеты, особенно при переезде границы и прохождении кордонов, во избежание восточных хитростей. Расценки мая 2009: 2500 руб. в день, 10 руб. за 1 км на разъезды. У нас получилось 500 км разъездов (без Нового Афона) по оценкам Ромы и чуть больше по нашим собственным. Рома взял за 500 км.

ДНЕВНИК ПОХОДА

1 мая.  Выехали из Москвы рано утром (в 8-10) 102 поездом.

2 мая.  Ясно и тепло. Прибыли в Адлер около 9-00, где нас встретил помощник Ромы. Он подогнал маршрутку (1500 руб с группы из 10 человек с вещами) и она за полчаса довезла нас до Казачьего рынка. Пешеходный переход через границу, таможня и закупка продуктов заняли около часа. Часть вещей через границу везли на тележке, которую можно по дешевке арендовать здесь же. Совет: о цене договаривайтесь сами. У границы нас ждал Рома на машине с прицепом. Заметим, что такая схема прохода границы экономит несколько часов. Если переезжать границу на машине, то это может занять полдня. Приехали в базовый лагерь, который Рома организовал для трех групп на поляне на ПБ Бзыби на стрелке ее с Гегой. По дороге обедали в ресторанчике (300 руб. с человека). Большая поляна, родник, охраняемая территория. Дрова привезли шофера. К каждой группе прикреплена машина.
    Поставили базовый лагерь. Собрали катамараны и прокатились по Бзыби до Голубого озера (30-40 минут сплава).

3 мая.  Дождь, тепло. Вода в Геге резко пошла вверх. Экскурсия в Новый Афон. Пещера (вход 300 руб. с человека, проезд с Ромой 140 руб. с человека). Монастырь.

4 мая.  Ясно и тепло, потом дождь. Воды в Геге и Юпшаре меньше, чем в прошлом году в это время, но не на много. Прокатили Юпшару от третьего моста (вдп. Мужские слезы) до стрелки с Гегой. Плыли без разведки. Причаливали для отдыха в гроте перед Каменным мешком (Юпшарские ворота) и перед сплошным завалом (обнос по ПБ) у бугра на ПБ. Суда вытаскивали у кордона. Просматривали и страховали только порог под мостом 6. Потом переехали на Гегу и прошли пп Г8, Г9 и Г10. Сплавились по Бзыби до озера. Тренировали оверкили, постановку судна на киль, самосплав. Часть экипажей сделали это специально, часть просто потому, что не смогли причалить на стрелке. Дежурные причалили на ПБ Бзыби в 50 м от стрелки и послали за нами машину.

5 мая.  Дождь, тепло. Вода продолжает подниматься. Начали просмотр Юпшары от первого моста. Порог Ю1 решился пройти только кат 4. Остальные начали сплав с Ю2. Потом все вместе прокатили еще раз прогон до стрелки Юпшары и Геги. Без происшествий.

6 мая.  Дождь, тепло. Вода выше прошлогодней. Река стала заметно мощнее, но мы уже привыкли к воде. Опять заехали к первому мосту Юпшары. Прошли порог Ю1 катамараны 1 и 3. Потом все вместе сплавились до кордона. Трое из нас сходили к Гегскому водопаду. Вернулись в темноте.

7 мая.  Дождь, тепло. Вода в реках достигла максимума и стала заметно выше прошлогоднего уровня. Начали прохождение Геги. Прошли тремя катамаранами (кат 1, кат 4 и кат 5) порог Г7, самый сложный на маршруте. Кат 2 обнесли на страховку. Потом все сплавились по порогам Г8 и Г9. Семеро отправились на Гегский водопад, экипаж ката 1, который там был, сначала прокатил Юпшару (4-й раз) от вдп. Мужские слезы до кордона, а потом внимательно просмотрел пороги Геги от Г2 до Г7.

8 мая.  Ясно и тепло. Начали прохождение Геги часов около 10. С нами попросился пройти речку экипаж катамарана из другой московской группы (Максим и Василий). Г2 прошли все, но кат 2 наехал на маленький камень и сломал поперечину. Для него сплав закончен. С Гегой не шутят. Потом пятью катамаранами стартовали на прохождение Г3. Порог более сложный, чем Г2. Опять небольшое происшествие. На заходе в порог из катамарана 5 выпал гребец и упустил весло. Весло поймали на страховке, но поволновались изрядно. Все обошлось. Прошли пороги Г4-Г6. Здесь время Максима и Василия истекло, и они были вынуждены уехать. Кат 5 решил порог Г7 не идти, чтобы не портить впечатления от вчерашнего удачного прохождения. Его поставили на страховку ниже порога. Порог Г7 прошли тремя катамаранами (кат 1, кат 3 и кат 4). Потом еще раз сплавились по порогам Г8 и Г9. Закончили все около 17 часов. Антистапель.

9 мая.  Дождь, прохладно. Выехали на море в Гантиади. Быстро замерзли на ветру и уехали в Адлер (микроавтобус от границы до вокзала 1200 руб.). Гуляли по городу. Вечером сели в поезд.

11 мая.  В 14-20 прибыли на Курский вокзал.