р.Адыча
Якутия
22.07.2017 - 19.08.2017
    22.07. Из Москвы в Якутск добирались аэрофлотовским рейсом SU1750, вылет в 22-00. Билеты покупали сильно заранее, поэтому обошлись они нам в 32500,0 руб/чел. в обе стороны. Цена с учётом тарифа «Эконом», но с двумя местами багажа, что позволило нам, помимо всего снаряжения, закупить в Москве и почти все продукты. Рейс задержали, но не сильно, всего на пару часов.
    Время в полёте около 7 часов и утром 22 июля мы приземлились в Якутске. Докупили продукты и еду/напитки в дорогу на рынке около аэропорта (от аэропорта до рынка буквально 500 м. по прямой дороге). По телефону 8-4112-231111 заказали такси (200 руб./машина) до заранее забронированной на букинге квартиры-гостиницы (аппартаменты «Анюта», ул.Дзержинского, 43/1, Телефон: +79243621212, за 2500 руб./сут).
    23.07. С учётом нашего багажа для поездки нам подошёл бы только микроавтобус. Транспорт заказывали заранее, междугородний перевозчик, обслуживающий магаданское направление, там, фактически, один, Усть-Нерский, тел.: +74115420001, +79141097555, +79142344173. Ехали на Toyota Hiace, поездка обошлась в 60 т.р. Причём с машиной получилась не очень красивая история. Изначально договаривались именно о микроавтобусе на 4 человека с кучей вещей. Были обговорены и сроки, и маршрут, и цена (45 т.р.). Однако к назначенному сроку приехал минивэн, в который мы, конечно, вчетвером поместились бы, но вещи класть было некуда категорически. Пытались звонить в разные конторы, но все отсылали к одному перевозчику – Усть-Нерскому. В результате пришлось заплатить дороже, т.к. других альтернатив не нашли.
    Выехали в 10-30, около 11-00 были у парома через р.Лена, а в 11-05 уже отчалили. Теоретически паромы ходят по расписанию, но по факту они отчаливают по мере заполнения. Вдоль берега расположено несколько заездов, к которым эти паромы и причаливают, т.е. одновременно у берега может стоять несколько паромов – надо выбирать наиболее заполненный, т.к. он отчалит быстрее. Время в пути около 1ч15мин. Вода в Лене высокая.
    Съехали с парома, пообедали тут же в пос. Бестях в кафе и вышли на трассу. Асфальт пропадает почти сразу, переходя в грейдер разного качества. Кафе по дороге мало, как и населённых пунктов, а АЗС ещё меньше. АИ-95 – 50 руб., ДТ – 51,4 руб.
    Перекусили в кафе в р-не пос. Ытык и к 19 часам подъехали к парому через р.Алдан. Здесь всего два парома, да и автомобильный трафик гораздо меньше. Паром ходит 1 раз утром, 1 раз вечером. Расписания как такового тоже нет – паром отчаливает по мере заполнения. Нам повезло, на паром мы успели, в 19-05 отчалили и через 1,5 часа пристали к ПБ (здесь и далее указания берегов – орографические) у пос. Кескил. Отсюда до пос. Хандыга около 30-40 мин. езды.
    Вода в Алдане паводкового уровня, очень грязная, вдоль берега плывут брёвна, мусор, поэтому набрать нормальной воды из реки не представляется возможным. Заехали в магазин, купили бутилированную (100 руб./5л.). Встали на ночёвку на берегу около недостроенного здания порта (ориентир - приметное здание детской художественной школы в виде «летающей тарелки», расположенное неподалёку). Спали в палатках, еда на костре. Место не самое лучшее, но переночевать можно.
    24.07. С утра выяснилось, что из-за обильных дождей размыло дорогу в районе пос. Кюбеме (точное место размытия выяснить не удалось) и трасса перекрыта. Приняли решение остаться в пос. Хандыга, в котором, по крайней мере, есть связь и дожидаться починки дороги. Заселились в «хостеле» - 2-комнатной квартире с 7-ю койками в покосившемся деревянном доме-бараке за 500 руб./чел.
    Весь день ясно, солнце, +20 С.
    25.07. Накануне вечером позвонили в МЧС, по их информации дорога уже починена. Выехали в 7-30.
    Характер дроги не меняется – грунтовка, где-то почти гладкая, где-то щебень, ямы, иногда неглубоки глинистые колеи.
    Ближайшая АЗС – в пос. Кюбеме, представляющем собой несколько кафе-бараков, под общим названием «Куба», так это место в народе и называют. Часы работы 9-00 – 22-00. В кафе и пообедали.
    Как оказалось, размытие дороги было в 25 км за Кюбеме, промоина действительно заделана.
    К 17-00 доехали до кафе Эльга, откуда созвонились с вертолётчиками. Вертолёт нам обеспечивал Александр Долженков, у которого на балансе несколько вертолётов, тел.: 8-924-170-4204. Оказалось, что сегодня, несмотря на обещания, вертолёт вылететь не может, Долженков ссылается на какие-то трудности. (Как оказалось впоследствии никаких трудностей не было, а было неумение организовывать работу – в предыдущие дни вертолёт был сильно загружен и для последующего рейса ему было необходимо ТО, что и не позволило ему вылететь как было обещано). Однако было дано следующее обещание – забрать нас завтра утром. Делать нечего, пришлось ночевать в кафе, в сдающихся комнатках. В комнатах по 3 кровати, стоимость 500 руб./чел. В принципе, встать можно и у реки в 300 м. от кафе, но место не очень уютное, вода в реке после дождей грязно-коричневая, да и комаров там довольно много.
    У кафе плохо (только на веранде второго этажа) ловит Билайн и МТС.
    Расплатились и распрощались с водителем, а сами остались ждать вертолёта в кафе.
    Весь день пасмурно, мелкий дождь, под вечер начало проясняться, +15 С.
    26.07. С утра в оговоренное время ждём вертолёта, а его-то и нет. Звоним Долженкову, он сообщает, что вертолёт вылетел. В 9-00 увидели в небе какой-то вертолёт, пролетевший мимо и ушедший в р-н пос. Эльгинский. К 9-30 вертолёт вернулся и сел уже в р-не кафе, на другой стороне дороги. Оказалось, что пилоты не поняли указаний Долженкова и сначала почему-то улетели к посёлку. Попытались, естественно, эти лишние полчаса лёта вменить нам в вину, намекая на дополнительную оплату, но, после долгих переговоров и звонков Долженкову, этого удалось избежать.
    После этого долго выясняли откуда же вертолёт будет взлетать, так как груженому вертолёту для взлёта нужна полоса для разгона. В результате пилот принял решение взлетать с дороги, благо трафик позволяет. Загрузились в вертолёт и в 11-30, наконец, взлетели.
    До реки добрались к 12-05, выгрузились на ПБ на галечной отмели (start1). Место хорошее, много дров и стройматериала для катамарана. Вода в реке чистая, уровень средний. Ширина реки около 50 м., глубина до 1 м., дно твёрдое, каменистое.
    Палатки установили на опушке леса, т.к. здесь, как и в большинстве других мест по реке, в лесу встать невозможно из-за отсутствия ровных площадок.
    К вечеру собрали катамаран.
    Днём облачно, +20 С, вечером ясно, +15 С. Комаров почти нет.
    27.07. Отчалили, через 3 ч. сплава дошли до руч. Быинджа, где и устроили обед. На этом отрезки реки довольно много перекатов, но воды хватает – «сидели» мы только в 3 особо мелких местах.
    Далее река замедляется, начинают преобладать плёсы, а вскоре перекаты исчезают совсем. Стоянок нет.
    Через 2,5 ч. встали на ПБ в не очень удачном (как нам тогда казалось) месте. Вынудил нас к этому надвигающийся сильный дождь (st1). (Забегая вперёд, скажу, что со стоянками на реке – просто беда, найти их непросто, а хороших так и вообще практически нет).
    Весь день очень переменчивая погода. С утра ясно, облачность 0 баллов, +18 С., к 12 часам натянуло тучи, периодически моросил дождик, иногда проглядывает солнце и становится жарко, вечером обл. 10 балл., +13 С, ближе к ночи начался сильный дождь, не прекращавшийся до 9-00.
    ЧХВ 5,5 ч.
    28.07. С утра облачность 10 балл., чёрные тучи.
    В 9-30 опять начался дождь, к 11 часам перешедший в сильный ливень. В краткие перерывы между зарядами ливня успели собраться, пообедать и в 15 часов, после того, как дождь прекратился, вышли.
    Характер реки не меняется – спокойное широкое (местами до 100 м.) русло. Берега - либо глинистые обрывы высотой 4-5 м, либо песчаные косы. Стоянок нет, течение слабое.
    Вскоре задул сильный встречный ветер, пытаемся продвигаться вперед под прикрытием берегов. Иногда получается. Чуть стихать ветер начал только после 19 часов. Гребли до 21-00, т.к. стоянок нет, но в результате встали в неплохом месте на ПБ – песчаная коса, от чалки до стоянки около 100 м., сама стоянка в лесу, ровно, закрыто от ветра (st2).
    Пасмурно, +13 С.
    ЧХВ 4,5 ч.
    29.07. После вчерашнего марафона с ветром встали поздно.
    Обнаружились последствия вчерашнего ливня: вода в реке поднялась почти на 50 см., стала грязно-жёлтой, несёт много мусора.
    Почти сразу становятся заметны изменения характера берегов – появляются холмы, песчаные косы сменяются галечными, река несколько сужается и вскоре мы преодолели первый после долгих плёсов перекат. За первые 1,5 часа сплава прошли 5 перекатов, длиной от 200 до 500 м. На одном из перекатов на ЛБ заметили остов грузовика – наследие зимника. Берега выполаживаются, но остаются каменистыми.
    Далее уклон реки чуть возрастает, шиверы и перекаты следуют один за другим, перемежаясь быстротоками. Встретились даже два небольших порожка, при нашем, выше среднего, уровне воды могущих представлять опасность для байдарок: длина 300 – 500 м., валы 0,5-0,7 м., небольшие бочки, которые, впрочем, можно обойти краем струи. Для катамарана опасности не представляют, но требуют внимательности, т.к. оптимальная линия движения с воды читается с трудом из-за большой ширины реки, обливные камни в мутной воде видны плохо.
    Дарпир проскочили, не заметив там новой избы, про которую нам позднее рассказали на метеостанции.
    Через 3,5 часа встали на обед на ПБ за очередной шиверой (ob3). Очень приятное место, можно использовать и для бивуака. Всё так же дует встречный ветер, к счастью, не такой сильный, как вчера, но теперь ещё помогает и возросшее течение.
    После точки ob3 уровень препятствий чуть возрастает, они идут почти непрекращающейся чередой, но их характер остаётся прежним: шиверы с большим количеством обливных камней в широком русле, порогов нет. Возрастает скорость течения, становится сложнее отгребать от обливных камней.
    По такому течению до правого притока – р.Аулачан 1-й дошли за 1,5 ч. Сразу за впадением Аулачана берега реки становятся обрывистыми (высота 30-40 м), напоминая вход в каньон. Решили, что под вечер соваться туда, не зная, что нас ждёт впереди, не стоит и благоразумно остановились на стоянку на ПБ на стрелке Адычи и Аулачана на широкой галечной косе, поросшей зарослями ивы (st3). В качестве дров использовали плавник, коего тут много. Воду брали из Аулачана, т.к. в нём, в отличии от Адычи, вода чистая.
    Напротив впадения Аулачана поймали первого хариуса. Вечером спугнули небольшого медведя недалеко от стоянки.
    Весь день ветренно, ясно, облачность 2 балл., +15 С.
    ЧХВ 5 ч.
    30.07. Ночью заморозки.
    Вода начала падать – за ночь на 10-15 см., но остаётся такой же грязной.
    С утра вплыли в скальные ворота, ожидая каньона, которого, как такового, и нет. Характер препятствий не меняется, сложность и концентрация шивер, наоборот, уменьшается, преобладают быстротоки. Скорость течения, по нашей воде 8 км./ч на плёсах и до 12 км./ч на шиверах. Берега высокие – то один, то другой, редко когда оба сразу, представляют собой скалы высотой до 50 м.
    Изредка встречаются шиверы-порожки, сложность которых можно оценить в 1 к.с. из-за высоких (до 1 м.) валов, скорости течения и длины. В струе появляются бочки, которые, впрочем, легко обходятся.
    Через 3 ч. остановились на обед (ob4).
    Начиная примерно с этой точки река несколько успокаивается, плёсы становятся длиннее, шиверы короче и проще. Периодически в русле встречаются скальные обломки.
    За 3 ч дошли до левого притока – р.Орлилкан. Примерно за 1,5 км. до ручья на крутом левом повороте под высокой (50 м.) скалой правого берега – пор. 1 к.с. в сужении реки. Валы до 1 м., множество бочек, разбросанных по всему руслу.
    Встали на стоянку на ЛБ сразу за впадением притока (st4). Неплохое, в общем, место. Лес, галечная коса, много дров, ровное место на 3 – 4 палатки. Чистая и более тёплая, чем в Адыче, вода в притоке.
    Весь день ясно, облачность 2 балл., перистые облака, +17-20 С.
    ЧХВ 6 ч.
    31.07. Сегодня днёвка, да и место подходящее. Весь день солнечно, облачность 2 балл., +20 С, ветра нет. Под вечер небо затянуло дымкой.
   Вода в Адыче продолжает потихоньку падать, становится более прозрачной.
    Ягод мало и они только начали созревать, комаров почти нет.
    01.08. С утра пасмурно, тёмные тучи, ветер, но тепло, около 20 С. К 11-00 заморосил дождик, но вскоре прекратился.
    Перекатов и шивер становится всё меньше, их сложность уменьшается, возможно и из-за уменьшения уровня воды. Упала и скорость течения: на плёсах до 6 км/ч и до 10 км/ч на перекатах. Изредка встречаются пороги не выше 1 к.с. с ярко выраженной ступенью, но и в них основные препятствия легко обходятся по краю струи. Возможно, при ещё меньшем уровне воды, препятствия станут сложнее из-за уменьшения ширины русла. Характер берегов не меняется – всё те же каменистые косы, скальные выходы.
    Через 3 часа остановились на обед на ЛБ (ob5) перед началом каньона.
    После обеда натянуло дождевые тучи, начался дождь, задул ветер с порывами настолько сильными, что во время одного из них нам даже пришлось причалить к берегу, чтобы нас не унесло вверх по течению. Дождь тоже идёт зарядами: периодически обрушивается ливень, сменяющийся затем затишьем на 15-20 мин.
    Препятствий в каньоне нет. Стоянок нет. Но, судя по многочисленным сломанным лиственницам по берегам, ветер здесь может достигать ураганной силы. И заметили ещё одну опасность: камнепады со скал, особенно усиливающиеся во время осадков. Так что приближаться вплотную к скалистым берегам не безопасно.
    Через 2,5 часа дошли до впадения правого притока – р. Делакаг. Адыча в этом месте расширяется. ПБ представляет из себя галечную косу, к которой мы и причалили. Над косой – хорошая большая стоянка в лесу (st5). Но есть и минус – очень много комаров.
    Несмотря на периодические ливни, тепло, около 18 С. Под вечер начало даже проясняться, облачность 9 балл.
    ЧХВ 5, 5 ч.
    02.08. С утра облачно, но дождя нет.
    Вчерашний дождь не прошёл бесследно – вода в Делакаге поднялась и стала грязно-жёлтого цвета. На вид Делакаг стал даже полноводнее Адычи. Как следствие стала грязной вода и в Адыче.
    К 11-00 опять заморосил дождик, но вскоре кончился, показалось голубое небо и дальше до вечера облачность 5 балл., кучевые и перистые облака. Ветер слабый.
    Ниже впадения Делакага берега опять смыкаются, стоянок нет до т. «k-n1». Здесь скалы несколько расступаются и далее то один, то другой берег пологий, в то время как противоположный представлен высокими скалами. Больше стоянок нет.
    Препятствия встречаются всё реже и реже, преобладают быстротоки на поворотах реки, где она упирается в скалы – т.н. прижимы, когда на внешней стороне русла появляются валы и бочки, легко обходящиеся по краю. Их размеры больше, чем вчера, но это, скорее всего, связано с увеличением уровня воды. Опасности не представляют. Поднялась вода – выросла и скорость течения, в среднем до 8 км/ч.
    За 3 часа дошли до левого притока – р. Дербеке, где на стрелке и сделали обед (ob6).
    Примерно за 5 км. до впадения Дербеке береговые скалы меняют цвет на охристо-бордовый и становятся выше.
    После 16 часов поднялся небольшой ветер с порывами, но при возросшей скорости течения полностью остановить судно он не в состоянии.
    Далее до впадения р.Астах характер реки и берегов не меняется, река принимает несколько притоков, в т.ч. крупный – р.Нендельге и становится ещё шире, в некоторых местах её ширина достигает 150 м, но на скорости течения это никак не сказывается.
    Стоянку нашли только ниже впадения р.Астах на ЛБ над высокой крутой галечной косой (st6). Стоянка не самая плохая, в лесу, но много комаров и очень не удобно таскать вещи по крутому склону.
    Под вечер небо затянуло, облачность 9 балл., ветра нет. +17 С.
    ЧХВ 6 ч.
    03.08. Сегодня планировали отойти от стоянки на 15 км. с тем, чтобы встать в районе впадения левого притока – р.Леген-Ага и попробовать залезть на вершину 1232. С утра увидели, что всё небо в какой-то серой дымке, сильно ограничивающей видимость. Дождя при этом нет. Решили, что пока будем плыть, дымка рассосётся. Вода в реке упала на 15 см., но остаётся всё такой же грязно-мутной.
    Характер берегов и реки прежний – высокие скалистые берега, стоянок нет, препятствия практически исчезли, но течение пока есть – в среднем 8 км/ч.
    Пока шли до намеченной точки, дымка, вместо того, чтобы рассеиваться, ещё более сгустилась, плюс ко всему начал явственно ощущаться запах дыма. Стало ясно, что это последствие лесных пожаров, дым от которых наносится южным ветром. Видимость упала до 2 км. Поняли, что от идеи восхождения придётся отказаться, т.к. никакого вида сверху не будет и решили идти дальше, тем более, что стоянок в намеченном месте мы не увидели.
    Прошли правый приток – р. Сентачан. Он и следующий за ним небольшой приток подозрительно насыщенного грязно-жёлтого цвета. Похоже, золотодобыча в верховьях ещё идёт.
    Дошли до места, которое на карте обозначено как заброшенный прииск Адыча (vertolet). Остановились на косе, планируя сходить на прииск на экскурсию. Однако взлетевший с прииска вертолёт навёл нас на мысль, что прииск-то, может быть, не такой уж и заброшенный. Сплыли чуть ниже и в т. (ob7) устроили обед на ПБ на небольшом притоке.
    Дальнейшее продвижение по реке подтвердили наши подозрения относительно прииска: слышно, что наверху работает техника, стоят дизель-генераторы, бульдозеры сваливают породу в реку. Как потом нам рассказали на метеостанции, добыча золота на прииске официально возобновлена с 2016 г., на нём работают несколько артелей вахтовым методом, в пос. Лазо, расположенном ниже по течению, живут люди.
    Зачалились на галечной косе напротив пос.Лазо. Несмотря на то, что большинство домов в нём полуразрушены и кругом запустение, в нескольких домах живут люди, стоит техника, есть электричество, мед пункт.
    Вскоре за пос.Лазо в Адычу впадает с ЛБ р.Нельгесе. Встали на стоянку в 7 км. ниже впадения (st7). Место средней паршивости, в лесу, очень много комаров. Даже не выдержал и пошёл писать отчёт в палатку.
    Весь день тепло, +20 С, если бы не дым, светило бы солнце. Постоянно меняющий своё направление ветер – с южного, тёплого, но несущего дымку, на холодный северный. Под вечер начался сильный дождь, продолжавшийся до 3 часов ночи, сильно снизивший интенсивность дымки.
    ЧХВ 6 ч.
    04.08. Ночью холодно, около 0 С.
    Несмотря на вчерашний дождь, уровень воды продолжает снижаться, за ночь упав ещё на 15 см. Дымки нет и в помине, кучевые облака, облачность 5 балл., +18 С. Ночью тепло, лёгкий южный ветерок.
    Вскоре после того, как мы выплыли со стоянки ветер, естественно, сменил своё направление на встречный и усилился. Идти против ветра и медленнее, и сложнее, но, благодаря течению, уверенно продвигаемся вперёд.
    Через 1ч20мин дошли до метеостанции Усть-Чаркы. Зачалились, зашли в гости. На метеостанции постоянно живёт пожилая семейная пара и 1-2 практиканта-метеоролога. У них есть связь (рация), моторная лодка. Сообщили, что вчера на метеостанции была зарегистрирована температура +30 С.
    Пошли дальше. Ниже метеостанции характер берегов несколько меняется – они, хоть и остаются высокими, снижаются, растительности становится больше.
    Ветер не стихает. Грести надоело, поэтому просто втыкаем вёсла в воду, соорудив подобие «водного паруса». Ещё через 1,5 ч такого сплава встали на обед на ЛБ (ob8).
    После обеда чуть проплыли и начали искать место стоянки для завтрашней днёвки. Но, как водится на Адыче, более-менее нормальное место встретить удаётся не часто. Так и мы нашли подходящее место только через 1,5 ч на ПБ в лесу над галечной косой (st8).
    Весь день облачно, 5 балл., +25 С. После обеда ветер начал стихать.
    05.08. Днёвка.
    С утра абсолютно чистое небо, тепло. Сходили в радиалку на холмы, но, учитывая их пологость и лесистость, красивых видов не получили, в результате вылезли на скалы над рекой и там сделали несколько фотографий.
    К вечеру с севера натянуло чёрную тучу, но дождя не было.
    06.08. Вода продолжает падать, но остаётся всё такой же мутной.
    За 1ч 40мин. дошли до пос.Красная Долина, но никаких следов жилья не обнаружили.
    За посёлком долина реки расширяется, появляются острова, течение падает до 6 км/ч. Ещё через 1,5 ч. встали на обед на ПБ (ob9).
    Ещё через 2,5 ч дошли до конца каньона. Завершение каньона видно издалека и ярко выражено. Горы резко заканчиваются, река расширяется и успокаивается, на выходе из гор течёт одним широким руслом.
    Встали на стоянку почти сразу за выходом из каньона на ПБ (st9). Место хорошее, небольшая галечная коса, над которой ровное место в редком чистом лесу, комаров мало. Видно, что здесь периодически бывают рыбаки.
    Весь день ясно, но наблюдается небольшая дымка, аналогичная той, что была 3 августа, но не такая интенсивная и запаха дыма нет. +20-25 С, ветра нет.
    ЧХВ 5 ч 40 мин.
    07.08. Ночью холодно, но без заморозков. С утра ясно, штиль, небольшая дымка.
    Река разбивается на протоки, но воды много и течение, хоть и не сильное, но всё-таки есть. Трудностей в выборе проток нет.
    Через 3,5 ч устроили обед на ПБ (ob10).
    Вскоре прошли место впадения левого притока – р.Борулах. Здесь же Адыча упирается в скальную стенку левого берега и под прямым углом поворачивает направо, к северу. Ниже впадения река расширяется ещё сильнее, до 300-400 м., течение падает до 2 км/ч. С этих пор всё тянулись перед нами низкие лесистые берега. Стоянок практически нет. Чтобы хоть как-то продвигаться вперёд, непрерывно гребём, скорость при этом составляет в среднем 8 км/ч.
    Через 3 ч. такой гребли встали на ЛБ (st10). Место на троечку, но устали, да и вечер…
    Весь день ясно, солнце, после обеда жарко, около 30 С.
    08.08. Погода такая же, как и вчера – ясно, небольшая дымка, жарко.
    Характер реки и берегов такой же унылый и неспешный.
    Примерно в 5 км. ниже места нашей ночёвки видели несколько мест, потенциально, с воды, могущие представлять интерес с точки зрения устройства бивуака, но приставать и проверять наши догадки не стали.
    За 3,5 ч. догребли до обеда (ob11) Стоянок нет: один берег – крутой глинистый обрыв высотой около 5м, другой – пологая песчаная коса с зарослями ивы.
    Далее река ещё расширяется, местами до 500 м., течение падает до 1 км/ч. К счастью ветра нет. Берега всё такие же, ближе к вечеру начали искать место для стоянки, но тщетно. Похоже, что вода ещё упала – песчаные косы стали ещё длиннее, пропитаны водой, но вода в реке при этом прозрачнее не становится, всё такая же грязно-мутная.
    В результате были вынуждены остановиться на острове (в нашу воду он превратился в полуостров) (st11). Широкая влажная песчаная коса, встали над ней, в зарослях ивняка. Ровных мест под палатки практически нет.
    К вечеру дымка усилилась, солнце сквозь неё выглядит как маленький буро-малиновый шарик. Редкие порывы южного ветра приносят тепло и отчётливый запах гари.
    ЧХВ 6,5ч.
    Сегодня стали попадаться моторки. Когда проплывали траверзом пос. Алысардах, слышали механические звуки, похоже, посёлок обитаем.
    С берега уверенно ловится билайн.
    09.08. Ночью тепло. С утра ясно, дымка. Вода продолжает падать, за ночь ещё на 15 см.
    Протока-срезка петли перед Бетенкёсом полноводна, сравнима с основным руслом и, судя по всему, остаётся полноводной даже при малом уровне воды.
    За 2,5 ч дошли до пос. Бетенкёс. Чалка на ЛБ рядом с моторками. От берега до посёлка около 1 км. по дороге.
    В посёлке 3 магазина, почта, небольшой палеонтологический музей. Официальный магазин «Елена» расположен на главной площади между памятником ВОВ и зданием администрации. Напротив музей. Часы работы магазина: 10-00 – 19-00, вых.: воскр., обед 13-00 – 15-00. Открытия этого магазина мы так и не дождались. Справившись у прохожих, отправились в другой, «частный» магазин, расположенный просто в жилом частном доме. Расположен за магазином «Елена», в глубине посёлка, примерно в 200 м. за ним. Дом с бело-коричневым крыльцом за коричневым глухим металлическим забором с калиткой. Расписания как такового нет, но и этот магазин мы так и не увидели изнутри. Третий магазин такого же «частного» типа так же расположен в частном доме на другом конце посёлка. И этот магазин оказался открыт. Ассортимент не велик – торгуют при этом как продуктами, так и хоз.товарами. Хлеба, пива, водки нет и, как говорят, не бывает.
    Из-за того, что на поход по закрытым магазина Бетенкёса потратили много времени, решили устроить перекус на плаву. Течение в районе посёлка около 1,5 км/ч.
    Дошли до очередной развилки реки, на котором основное русло идёт прямо, а налево уходит небольшая, но вполне полноводная протока-срезка. На карте обозначена как мелкая протока, огибающая ур.Хастыр. На деле протока вполне полноводная, мимо проезжают моторки. Берега в протоке отличаются от берегов в основном русле: оба берега высокие, обрывистые, встречаются крутые песчаные косы.
    Встали на одной из таких кос на ПБ. Стоянка в лесу, комаров мало, но вещи проходится носить на высокий берег, ровных мест мало (st12).
    Весь день солнце, ясно, 25-30 С. Ветра нет.
    10.08. Ночью тепло, с утра ясно, облачность 0 балл., лёгкая дымка.
    Дошли до конца протоки. Река упирается в высокий обрывистый песчаный берег и плавно поворачивает налево, к северу. Ширина реки в этом месте 400 – 600 м., течение 1 км/ч.
    Река течёт сплошным руслом, все обозначенные на карте мелкие протоки сухие.
    Движение на реке становится более оживлённым, за день мимо нас проехали 4 моторки, видны следы жизнедеятельности по берегам.
    Через 3 ч. устроили обед на ЛБ глинистом берегу (ob13). Стоянок нет. Погребли дальше и через 2 ч. сплава начали искать стоянку, но берега в этом плане абсолютно бесперспективные. В результате долгих поисков всё-таки нашли стоянку на ПБ, причалив к небольшому распадку (st13). Стоянка на высоком берегу на косогоре, примерно 30 м. высотой. Забираться приходится по крутой тропе, по ней же таскать и воду. Здесь же оборудованное место для длительной рыбацкой стоянки. Плюс места в отсутствии комаров и хорошем виде на длинное вытянутое озеро, называемое тут рекой.
    Весь день жарко, около 30 С, вода прогрелась до 15 С.
    11.08. С утра ясно, дымка, небольшой северный ветер, + 20 С.
    Ветер несильный, но, учитывая практически полностью исчезнувшее течение, грести приходится усиленно. Через 50 мин. на правом повороте галечная коса, по виду пригодная для стоянки. Ещё через 20 мин. по ПБ начинается длинная галечная коса с зимовьём в её начале, с воды тоже перспективная. Коса тянется вплоть до впадения р.Туостах. ЛБ обрывистый, лесистый, стоянок на нём нет. В русле начинают появляться отмели, возможно, из-за низкого уровня воды.
    Встали на ЛБ у начала тропы на останцы (st14), напротив впадения Туостаха, сразу за впадением р.Кетёп. Здесь оборудованное место для стоянки, чуть в глубине изба-кордон. Висят информационные щиты о том, что посетитель находится на особо охраняемой территории.
    Ровных мест для палаток при этом практически нет.
    ЧХВ 2 ч.15 мин.
    12.08. Ночью тепло, под утро заморосил дождь. К 9-00 дождь усилился, но решили частью группы выйти на останцы.
    Тропа, начинающаяся у кордона, вскоре выходит на старую вездеходную дорогу вдоль р.Кётет. Моросит дождь, гор из-за низкой облачности не видно.
    Дальнейшее описание маршрута восхождения на вершину 1127 является чисто информационным и ни в коем случае не является руководством к действию, т.к. пройденный нами маршрут абсолютно не оптимален, зачастую ошибочен и очень время- и энергозатратен. Трек поэтому не прилагаем. Общее время, затраченное на маршрут, с учётом небольших блужданий, составило около 16ч. ЧХВ, за это время было пройдено порядка 38 км с километровым набором и таким же сбросом высоты, практически без троп.
    Началось всё с того, что мы, разгорячённые тропой, а м.б. из-за низкой облачности, не позволившей увидеть останцы, на которые ведёт тропа, а м.б. по своему слабоумию, проскочили отворот тропы с дороги. При этом специально для таких, как мы на дороге стоят несколько лавочек, за ними – сооружение из жердей, перегораживающее дорогу, в общем, всё даёт понять, что дальше идти не надо. И действительно, потом-то мы нашли набитую тропу, круто сворачивающую в этом месте с дороги и ведущую напрямик к ближайшим к реке останцам на вершину 887. Но мы эти указания проворонили и помчались по дороге дальше. Ввело в заблуждение ещё и то, что тропа (заброшенная вездеходка) и дальше вполне набитая.
    По карте дорога доходит до р.Соседний и по нему поворачивает направо к перевалу. По факту же этого поворота не видно совсем, а довольно чётко прослеживающаяся дорога переходит через р.Соседний и доходит до следующего безымянного ручья, где и теряется. Чуть выше на этом ручье нашли остатки давно заброшенного посёлка.
    Поняв, что р.Соседний мы проскочили, вернулись к нему по дороге, пересекли ручей и примерно через 100 м. свернули налево на С-З на еле приметную тропу вдоль ручья. Тропа слабо набитая, постоянно теряется. Прошли по тропе около 7 км., где, потеряв её очередной раз, в разрывы облаков увидели на вершине останец. Решили оставить тропу и идти на вершину напрямик. Дождь к этому времени уже несколько часов как кончился, иногда выглядывает солнце, пасмурно. Воду набрали с собой в р.Соседний.
    Подъём по умеренно крутому склону, сначала лесистому, по мере набора высоты сменяющегося стланником, последние 300 м. по куруму. К счастью, камни высохли, т.к. по мокрым камням, покрытым мхом и лишайником передвигаться без альпенштоков было бы крайне затруднительно.
    На перевал взошли к 19-00. Внезапно все облака отступили и опустились вниз, а перед нами раскинулось плато с останцами, разбросанными группами по всему плато. Зрелище и ощущение не передаваемые. В разрывы облаков проглядывает р.Яна. Интересно, что под останцами на вершине у нас перестал работать компас.
    Походив по плато около 1 часа начали траверс в направлении вершины 887, но налетевшие облака, полностью скрывшие от нас хребет и ограничившие видимость до 150-200 м, помешали нашим планам. Пришлось спускаться по направлению к лагерю. Спускались траверзом склона, постепенно сбрасывая высоту. Склон, в основном курумник, сменяющийся сыпухой из тонких каменных пластин. К счастью, камни сухие, но даже при этом спуск требует осторожности и аккуратности. Так постепенно дошли до пересыхающего ручья, сливающегося чуть ниже с другим своим рукавом.
    За местом слияния ручьёв начали забирать восточнее, чтобы выйти к вездеходной дороге, обойдя болотце в низовьях ручья. Поначалу идти было не очень сложно, но по мере снижения высоты и видимости к вечеру, лес становился всё менее комфортным для продвижения. Последние 2 км до дороги шли по старой гари, густо заросшей мелкими лиственницами со старыми брёвнами под ногами. Наконец вышли на дорогу, по которой и дошли оставшиеся 5 км. до лагеря.
    Ночью, несмотря на то, что мы находимся севернее северного полярного круга, уже довольно темно, тропа угадывается с трудом.
    В лагерь вернулись уже в 1 час ночи 13-го числа и почти сразу же начался дождь, продолжавшийся всю ночь.
    13.08. С утра ясно, солнечно, жарко, дымки нет.
    Оставшаяся часть группы, вчера не поднимавшаяся на останцы, решила дойти до них, но уже по «правильной» тропе (трек см.ниже). Вернулись к 18 часам, взойдя на вершину 887 и посетив группу останцов на ней, затратив на это около 7 часов. Передаю слово М.Митрофанову: «3 км до скамеек. Дальше направо под 90 град. Далее на каждом километре тропы стоят километровые знаки и оборудованы места для отдыха. После 5-го км можно спокойно идти сухой ногой, и я переобулся и оставил сапоги. Набор высоты очень плавный, тропа идет по/вдоль русла пересыхающего ручья, до 5-го можно пополнять запасы воды, выше по нашей погоде остаются только небольшие «копытца» с дождевой водой.
За 3 часа, не торопясь, дошел до первых останцов (около 8 км от лагеря). Поднявшись еще метров на 100 (500 м ходу), я вышел на небольшое плато на вершине горы, густо усеянное останцами. Наверное, здесь самая высокая их концентрация, да и самый высокий (28 м), если верить карте – тоже здесь. При этом место наиболее доступное, потому прилично вытоптанное: есть даже каркасы для навесов и столы. Синяя крыша (или тент?) виднеется в паре километров в следующем распадке. Там базируется группа, прошедшая вчера мимо нас, а как раз сейчас они тут гуляют вместе со мной. После дождя воду можно найти и тут, надо искать лужицы под камнями. Часто около таких камней лежат «кружки» из обрезанных пластиковых бутылок.»
    Днём облачность 5 балл., ветер, постоянно меняющий своё направление, полностью стихший к вечеру.
    Наши треки на карте:
    14.08. Ночью холодно, около +5 С. С утра абсолютно ясно, тепло.
    После впадения р.Туостах течение в Адыче возрастает до 4-6 км/ч, начинают появляться небольшие перекатики. Сразу за ближайшем от стоянки поворотом открывается замечательный вид на всю панораму останцов.
    Тут случилось странное и малообъяснимое явление – задул попутный ветер. И чем дальше, тем ветер становился свежее и к обеду достиг такой силы, что, будь он встречным, мы бы против него, скорее всего, уже не выгребли бы.
    За 2,5 ч дошли до правого притока – р.Кыра, где устроили обед (ob15). В устье притока за час наловили полведра рыбы – леньков и хариусов. В основном рыба брала на небольшую (№4) золотистую блесну.
    Т.к. до конца маршрута от этого места остаётся всего около 45 км, а времени у нас ещё предостаточно, решили устроить полу-днёвку. Но мест для стоянок подходящих нет и так, в поисках, за 30 мин. дошли до правого безымянного притока, вытекающего из-под вершины 667. Встали на травянистой полочке над галечной косой (st15). Ветер не стихает, возможно, именно из-за этого комаров нет. Ясно. Под вечер ветер чуть стих, но стал порывистым.
    В верховьях, видимо, идут дожди, т.к. вода, даже несмотря на уже очень серьёзную ширину реки, начала существенно прибывать, поднявшись за вторую половину дня на 25-30 см.
    ЧХВ 3 часа.
    15.08. Несмотря на то, что ночь ясная, было не холодно.
    За ночь вода поднялась ещё почти на 30 см, полностью затопив галечную косу и почти подобравшись к палаткам. Вода в реке мутная, несёт много мусора. Довольно сильный ветер.
    Течение усилилось до 5 – 6 км/ч, но это, скорее всего, связано с увеличением уровня воды.
    13 км. до правого притока – р. Нюмняй при таком течении и попутном ветре дошли за 1,5 ч.
    Далее река делает петлю и, с учётом этого, ветер дует то попутными, то встречными румбами. Адыча ещё расширяется и несколько успокаивается.
    Через 1ч10мин. на ПБ устроили обед (ob16) и ещё через 1,5 ч дошли до стрелки с Яной.
    Яна значительно Уже Адычи, течение в ней ниже, она мельче Адычи, но вода в ней теплее.
    На стрелке остатки циклопических сооружений – склада ГСМ в виде огромных бочек и второстепенных построек. Ныне всё заброшено, ничего не функционирует.
    После слияния течение ощутимо возрастает и составляет, на взгляд, около 10 км/ч.
    Стоянок нет, зачалились на ЛБ уже Яны, в 200 м. ниже стрелки у небольшого притока на узкой галечной косе (st16).
    Просушили и разобрали катамаран.
    К вечеру ветер почти стих, облачность 3 балл., +25 С.
    ЧХВ 4ч. 10 мин.
    16.08. Ночью тепло, с утра пасмурно, 8 балл., +25 С.
    Созвонились с хозяином судна на воздушной подушке - Иваном Гурьяновичем, с которым предварительно договаривались о том, что он нас заберёт со стрелки 17 августа и довезёт до Батагая (тел.: 8-914-100-72-34). Однако, к сожалению, оказалось, что сегодня он нас отвезти не сможет, т.к. судно забрал какой-то депутат (угадайте какой партии) для агитационной работы в верховьях Яны. Обещал вернуть судно 16-го вечером, но кто верит депутатским обещаниям? Поэтому начали искать запасные варианты. Созвонились с начальником авиаотряда МЧС Батагая Карликом Олегом Витальевичем, тел.: 8-914-292-4293, который обещал помочь с моторкой. Сами при этом тоже не теряли времени и, увидев проходящий мимо большой катер «Путевой», маханием руками и спасжилетом смогли его застопить. К сожалению, оказалось, что воды в Яне слишком мало для такого катера и до Батагая он дойти не сможет. Однако капитан собирался назавтра в Батагай по своим делам на небольшой моторке и сказал, что сможет взять одного человека. Договорились, что завтра с утра он заедет за одним из участников.
    После обеда начался дождь, довольно быстро перешедший в ливень с сильным ветром. Резко похолодало до 13 С. Часа через 4 дождь начал стихать, но ветер, возможно и из-за резкого похолодания, только усилился и стал порывистым. В Москве такой ветер однозначно бы отнесли к ураганному, он бы повалил все тополя и рекламные щиты, а тут ничего, лиственницы более гибкие, щитов так и совсем нет, поэтому это просто ветер. Тенты и палатки не рвёт, и то хорошо. Стихать ветер начал только к полуночи.
    17.08. С утра +10 С, облачность 9 балл., дождя нет.
    Капитан катера, как мы и договаривались, подъехал к 7 утра и забрал одного человека. Созвонились с Карликом. Он нашёл нам человека с моторкой – якута с редким именем Иван, который и приехал за нами после обеда. Обошлась нам поездка в 18 т.р. По словам Ивана на дорогу из Батагая до стрелки и обратно у него уходит около 80 л. бензина.
    У Ивана обычная старенькая казанка, но 40-сильная ямаха вполне резво домчала нас до Батагая за 3 ч. 25 мин.
    Убедительный совет: одевайте на себя все возможные вещи и закутывайтесь в непродуваемую одежду. Мы, несмотря на то, что знали это и натянули на себя все носки и шапки, да и воздух к обеду прогрелся уже до +20 С, замёрзли.
    Батагай имеет две пристани: одна, официальная, т.н. «угольная», но моторки к ней пристают редко, т.к. там не удобный высокий берег, и вторая, самоорганизованная, расположенная чуть ниже по течению. Ко второй-то мы и причалили. Тут же приехала машина, доставившая нас за 10 мин. в посёлок в гостевой дом «Кисилях». Фактически это минигостиница с 3-местными номерами, общим душем и туалетом. Есть небольшая общая кухня. Стоимость 1000 р./чел.
    В посёлке несколько магазинов, в ассортименте и хлеб, и пиво, и водка. Цены примерно в 1,5 раза выше, чем в Якутске. Продажа алкоголя, так же, как и во всей Якутии, осуществляется с 14-00 до 20-00.
    18.08. С утра +10 С, облачность 9 балл., дождя нет.
    На утро заказали такси до аэропорта, 250 руб./машина. Ехать 15-20 мин. Аэропорт – небольшое деревянное здание с грунтовой взлётной полосой.
    Летели а/к Якутия. На регистрации начались проблемы: в билетах у нас было указано, что норма провоза багажа – 20 кг. и 5 кг. ручная кладь. Однако женщина на регистрации с правилами авиакомпании, видимо, не знакома, а твердит заученное, что норма провоза 20 кг., а ручная кладь, с её точки зрения, это, максимум, зонтик или дамская сумочка. Билетные квитанции мы, к сожалению, не распечатали, а дозвониться до а/к Якутия не смогли. При этом любая распечатка, в том числе с сайта продавца билетов типа туту.ру является для неё документом, и если там написано, что, к примеру, ручная кладь составляет 10 кг, то именно столько она и разрешит провести. Переспорить её не удалось и пришлось доплатить за перевес (1% от стоимости билета за 1 кг.). (После возвращения в Москву написали жалобу в а/компанию и незаконно взысканную доплату нам вернули).
    Без проблем разрешают проносить с собой воду и, скорее всего, и другие напитки, если перелить их в соответствующую тару. Хотя в чём смысл досмотра мне не очень понятно, т.к. вещи никуда не сдаются, а самостоятельно пассажирами загружаются в самолёт и выгружаются из самолёта после приземления.
    Вылетели с небольшой задержкой в 30 мин. Самолёт – старенький АН-24.
    В Якутске на такси доехали и заселились в уже знакомых нам апартаментов «Анюта».
    Весь день ясно, 3 балл., +20 С.
    Выводы:
    1. Лес по берегам состоит, в основном, из лиственниц небольших и средних размеров, почва не ровная, палатки ставить негде. В большинстве случае из-за этого вставали лагерем на опушках. Ровное место в лесу – крайне редкое явление.
    2. С начала августа ночи становятся довольно тёмными.
    3. После сильных затяжных дождей основной подъём воды мы наблюдали в среднем через сутки после начала дождя.
    4. О вертолёте мы договаривались с Александром Долженковым (тел.: 8-924-170-4204) и не потому, что это наиболее выгодное предложение, а потому, что других вариантов мы просто не нашли. В его распоряжении несколько вертолётов с экипажами, но, как показал опыт, рассчитывать, что заброска будет осуществлена точно в оговоренные сроки, мы бы не рекомендовали. Как по объективным причинам, так из-за человеческого фактора. Мы задержались с вылетом всего на сутки и закладывать меньший запас времени на заброску было бы несколько самонадеянно.
    5. С выброской на моторке нам помогал Карлик Олег Витальевич, 8-914-292-4293, ovkb@mail.ru – начальник авиаотряда МЧС Батагая. Хозяин судна на воздушной подушке в Батагае: Иван Гурьянович, 8-914-100-72-34.
    6. Все основные препятствия, расположенные в верховьях Адычи, мы проходили по воде выше средней. Соответственно и описания даны именно для этого уровня воды.
    7. Скалистые обрывистые берега сыпятся. Подплывать близко не рекомендуем.
    8. Как нам сообщили на метеостанции, рыбы в Адыче не бывает до середины августа, когда она начинает спускаться в реку с верховьев притоков. К этому же времени приурочено и созревание брусники и голубики. Красная смородина созревает к началу августа. Грибов мы практически не видели.
    9. Связь: кафе Эльга – МТС, очень плохо Билайн. Бетенкёс и наша стоянка перед ним – Билайн. Останцы на Туостахе, по слухам, Билайн. Стрелка Адыча-Яна – Билайн.
    10. Настоятельно советуем брать с собой распечатки авиабилетов с указанием груза, включенного в тариф.
    11. Почти на всём протяжении реки были свидетелями ранее никем из нас до этого не наблюдаемого явления – «поющую воду». Проявляется эффект, похоже, только в мутной воде. Суть его в том, что на участках до или перед перекатом с большим количеством «поганок», в общем, там, где идёт активное перемешивание, от воды явственно слышен шум, который мы сравнивали либо со звуком от очень мелкого дождя, либо с тихим звуком отдалённого камнепадика, либо со звуком скворчащего на сковороде масла. Усилить звук можно, приложив ухо к баллону катамарана, выполняющего роль резонатора. Объясняем мы этот звук трением друг об друга многочисленных частичек взвеси, присутствующей в воде в большом количестве в вертикальных потоках воды на неспокойных участках реки, где эта взвесь дополнительно взбаламучивается.
    12. Справочные телефоны:
МЧС Якутск (4112) 42-40-32 (оперативный дежурный ГКУ РС(Я) «Служба спасения РС(Я)») или 45-90-19
телефон доверия 8 (4112) 39-99-99
Спасатели 20-30-63
Аэрофлот +7 (495) 223-5555, 8-800-444-5555
Якутия.аеро 8 800 100 75 77, +7 4112 491 299
Авторы фото: Карпухин И., Загуляев А., Митрофанов М., Колесниченко К.
С вопросами пишите: kvkonst@mail.ru
Наши карты (pdf) лежат тут:1:200 000 (39 Мб), и тут:1:500 000 (37 Мб).
Наши точки к ним - ТУТ.
"Длинный" трек на Кисиляхи ТУТ.