р.Белая

р.Белая
30.10.2005 – 04.11.2005

28.10.  Билеты взяли на поезд №41 Москва-Нальчик до Армавира. До Краснодара билетов за 1,5 недели до отправления уже не было, а билеты до Белореченска нам в кассах почему-то продать не смогли – у них в базе такой станции нет, несмотря на то, что, судя по информации на сайте www.mza.ru, поезд с остановкой в этом пункте, должен начать ходить с 27 октября.
    В Москве перед отъездом пытались заказать машину до пос. Гузерипль (начальная точка маршрута). В армавирском автотранспортном предприятии с нас запросили за заброску на ГАЗели 6000 руб. Нашли координаты ещё одного человека – зовут Оли (это мужское имя, ударение на первом слоге) – 8-928-394-12-38. У него УАЗ – «буханка», но, к сожалению, именно 29-го числа он нас забросить не мог. В результате решили, что найдём машину на месте – в Армавире. Так и получилось – только вылезли из поезда, нам сразу предложили пассажирскую ГАЗель до места за 2500 руб. Владелец машины – Александр 8-918-334-86-77.
    Кстати, координат автовладельцев в Краснодаре гораздо больше, например: 8-861-275-17-89 – краснодарский турклуб.
    Асфальтовое шоссе идёт прямо до пос. Гузерипль, ехали около 4 часов. Поляна расположена на берегу реки, сразу за посёлком.
Выгрузились (это было около 4 утра), поставили лагерь, попили чаю и легли спать.
Холодно: 4 С.

30.10.  С утра – пасмурно. Чуть теплее, чем вчера – около 7 С, иногда накрапывает дождь. Отстапелились.
    В этот раз нас было 8 человек на 3 катамаранах – 4-ка «Raftmaster», 2-ка «Тритон» и самодельная 2-ка:

Баянкин Саша

 

Ботнев Пётр

kodar@aport.ru

Дембицкий Леонид

 

Индриков Сергей

 

Колесниченко Константин

kvkonst@mail.ru

Косяков Максим

 

Кырхларов Дима

 

Рыков Михаил

 

31.10.  С утра – совсем не жарко, однако ближе к полудню начало проглядывать солнце, потеплело до 11 С!!! Дождя весь день нет, начал он накрапывать только после захода солнца. Темнеет, кстати, очень рано – около 18 часов (это уже по зимнему времени).
    Выплыли довольно рано – в 11 утра. Через 3 км. – пор. Театральный. Ориентир начала порога - крутой ЛБ, сложенный породами красноватого оттенка (при этом ранее встречаются несколько очень похожих мест). По нашей воде (в первый день у нас был очень низкий уровень) сложность порога – не выше III к.с. Просмотр по ПБ. В первой ступени, по центру русла – здоровенный бульник, оставляющий возможность прохода только справа, причём вплотную к берегу, т.к. по низкой воде на заходе обнажается камень. Во второй ступени (по нашей воде) – небольшой вальчик, дальше до 3-й ступени река успокаивается на протяжении 100 м., затем в скальных "воротах" – выходная ступень порога, представляющая из себя довольно мощную косую бочку.
    До пор. "Топорики" от "Театрального" – около 5 минут сплава. Ориентир – дорога спускается к реке, угадывающийся резкий поворот реки направо, белые скальные обломки на повороте на ЛБ. Зачалились на ЛБ перед поворотом, осмотр порога – по дороге. По нашей воде порог представлял из себя шиверу со множеством камней, разбросанных по всему руслу. Никаких мощных сливов или бочек не было, требуется постоянная лавировка.
    За порогом – 90-градусный поворот налево с довольно мощной шиверой.
    Далее – до пор. "Топоры" – несколько шивер (по большой воде, видимо, довольно мощных). Расстояние от "Топориков" до "Топоров" около 4 км.
Пор. "Топоры" начинается сразу за мощной шиверой, перед которой – 200-метровый плёс. Нечёткий ориентир – отметки красной краской на камне ЛБ. Зачалились на ЛБ перед шиверой, просмотрели порог – однозначный непроход – вся вода уходит в щель шириной около 2 метров, перепад – около 3-4 метров. Перечалились на ПБ непосредственно перед порогом, обнесли вещи и суда по скалам ПБ.
    Далее до пор. "Киши-1" – около 500 м., река течёт в каньоне. Чалка для просмотра порога – на ЛБ в улове почти сразу за окончанием каньона, в месте впадения небольшого притока.
    МОСТА ЧЕРЕЗ РЕКУ ЗА ПОР. "КИШИ-2" НЕТ!!! Его снесло паводком, т.е. доступа на поляну на ПБ нет!!! Встали на ночёвку над дорогой на ЛБ напротив места чалки, на притоке. Есть ещё место для стоянки за пор. "Киши-2" напротив поворота к разрушенному мосту через Белую, но расположено оно рядом с дорогой, да и до воды довольно далеко.
    "Киши-1", по сравнению с существующими описаниями, сильно изменился. От много раз описанного препятствия неизменной осталась только каменная глыба у ПБ. Скалу, делящую слив на два рукава и отбивающую основной поток вправо, тем же паводком сдвинуло вниз по течению и раскололо на несколько частей. Проход вдоль скалы глыбы направо невозможен – всё замусорено камнями, основной поток идёт у ЛБ через п/обливные камни. На заходе в малую воду под ЛБ обнажается каменная гряда.
    "Киши-2" практически не изменился – основной слив по-прежнему под ПБ (т.е., выйдя из "Киши-1", необходимо из-под левого берега уходить под правый), добавились какие-то здоровенные бульники под ЛБ.
    Вечером начался довольно сильный дождь, закончившийся только утром. Температура, тем не менее, не упала ниже 7 С.

1.11.  Сильный дождь сделал своё дело – вода покоричневела и её уровень поднялся метра на 1,5. Пороги при этом, естественно, сильно изменились – камни у ЛБ на заходе в "Киши-1" скрылись под водой, основной поток валится на скальные обломки в середине слива, образуя мощный грибообразный "отбойник" по обе стороны от них. Основная часть потока идёт вдоль ЛБ, торчащие ещё вчера камни залиты, за исключением камня у ЛБ на выходе из порога, через который, впрочем, тоже иногда перехлёстывает вода.
    Никакой отмели у ЛБ между порогами нет, возможности чалки у ПБ – тоже. Страховка между порогами с ЛБ не эффективна, поэтому страховку выставили за пор. "Киши-2" - катамаран 2-ку и "морковку".
    Заходили в "Киши-1" чуть левее центра основной струи, уходя потом в центр струи, идущей между ЛБ и скальными обломками, оставляя п/обливной камень на выходе из порога слева и сливаясь через залитый (после подъёма воды) камень.
    "Киши-2" проходили у ПБ, прыгая в основную бочку.
    "Киши-1" с высоты (с дороги) смотрится очень серьёзно – бочки создают впечатления глубоких и мощных, однако на деле оказалось, что всё вполне "проносное", бочки не очень жёсткие. Мощной оказалась бочка в "Киши-2" – что 2-ка, что 4-ка ушли под воду почти полностью, у 4-ки при этом вымыло одну из закруток рамы.
    После прохождения пообедали и в 15 часов выплыли. Грузились на удобной полочке прямо перед разрушенным а/м мостом. Через 700 метров за мостом – пор. "Московская бочка". На заходе – валы до 1,5 м., на выходе – мощная прямая бочка. Шли без просмотра.
    Дальнейший сплав до к-на "Гранитный" занимает 1,5 – 2 часа. Серьёзных препятствий нет, несколько шивер.
    Ориентир начала каньона – высокий а/м мост (дорога переходит с одного берега на другой). Чалка – на ПБ через 150 м. за мостом в первое удобное небольшое улово.
    За 200 м. до моста (уже в пределах его видимости) река сжимается скальными выходами, ширина потока – около 10 м. В начале сужения – валы и довольно мощная бочка, за мостом река несколько расширяется.
    Весь день – переменная облачность, температура около 12 С, изредка выглядывает солнце. К вечеру температура упала до 7 С, начал накрапывать дождь, быстро, правда, закончившийся. Под утро тоже немного покапало. Уровню воды упасть не дают…

2.11.  С утра на поляну, как раз к окончанию наших сборов, приехала съёмочная группа Мосфильма, снимающая в этих местах очередную сцену сериала по мотивам "Героя нашего времени". На одной из их машин мы и доехали вместе с вещами на стоянку за каньоном, оставив катамараны перед каньоном на стоянке. Переехали на поляну за выходом из каньона на высоком ПБ (поворот с дороги – сразу за столбом"25"км). Переоделись в сплавное и пошли к оставленным на стояке катамаранам, попутно осматривая каньон.
    У нас собой была лоция Айбатулина – что касается порогов "Киши - 1, 2", информация устаревшая, описание же к-на "Гранитный" соответствует низкой воде. При нашем уровне почти все камни в порогах залиты, зуб в пор. "Зуб" залит полностью. Практически все препятствия в к-не просматриваются с дороги, однако не забывайте о перспективе! – смотрите-то вы на пороги с высоты около 30 м. и пороги выглядят несложными, что может не соответствовать действительности. Довольно много уловов между порогами, но вылезти из каньона можно только после его окончания.
    До пор. "Горка", открывающего серию порогов в каньоне, серьёзных препятствий нет, сам же порог представляет из себя две мощные ступени, первая – прямой слив с глубокой бочкой за ним, за которой через 20 метров – основная ступень высотой 2 – 2,5 метра с высоким косым валом в верхней части слива, бьющим в левую скалу и мощной пенной бочкой внизу. Далее – около 100 м. пенной "трубы", заканчивающейся пор. "Пригорок", представляющем из себя высокий слив с проблематичной бочкой за ним.
    Даже при обносе «Горки» отчаливание перед мощным сливом «Пригорка» показалось нам критичым. Старт же 4-ки непосредственно с п/обливных камней ПБ в сливе «Пригорка» также сулил технические проблемы… В общем – отказать!
    В пор. "Зубодробный" и "Оверкиль" стоят мощные глубокие бочки. В "Оверкиле" – через всю реку, в центре слива – торчащий зуб. В "Зубодробном" бочку можно обойти справа, уйдя от прижима к скале (что и сделала паралельная группа), но дальнейшая траектория движения осложняется пенной ямой под скалой ПБ в 20 метрах ниже заходной бочки, в которую (в яму) и несёт основная струя при заходе вдоль ПБ.
    Учитывая сложность старта над сливом пор. "Пригорок", неочевидность удачного прохождения пор. "Зубодробный", расположенного в начале каньона, невозможность организации страховки и эвакуации судов и команды в случае аварии в каньоне, препятствие решили обнести.
    (Судя по рассказам экипажа соседней (параллельной) группы, прошедшей при нас каньон на 2-ке "Raftmaster", сложность представляли пор. "Шахматы" и "Оверкиль". В первом - не видимый с дороги камень в основной струе, в "Оверкиле" – очень высокий (что не оценивается с дороги) слив, поставивший 2-ку на "свечу", при этом вымыло одного гребца, но всё закончилось благополучно.)
    Ориентир чалки за каньоном – плакат "Берегите лес от пожара" на высоких скалах ПБ. Стоянка – сверху на этих скалах.
    Температура днём – около 16 С, ночью 8 С. Всю ночь шёл дождь.

3.11.  Прогоный участок до к-на "Хаджохский" прошли за 1,5 часа. На этом отрезке реки несколько несложных шивер. Ориентир начала каньона – а/м мост, по которому проходит дорога на плато Лаго-Наки. Мост расположен в 1 км. за станицей Даховская.
    Чалка на ПБ примерно в 500 м. ниже моста на галечную отмель. Стоянка – на ЛБ на территории парка "водопады Руфабго". До моста от места чалки около 1.5 км. пешком по дороге. Проход по мосту – 60 руб./взр., 30 руб./ребёнок. Какие-то деньги берут и за стоянку на территории, нас почему-то пустили бесплатно. Вещи занесли сразу на стоянку на территории парка.
    Начинается каньон порогом "Девичьи слёзы". Осмотр порога по ПБ. Подход к препятствию по берегу сильно затруднён крутым заросшим кустарником берегом.
    По нашей воде первая (основная) ступень порога - это крутой треугольный слив с пенной бочкой за ним по центру ступени, высота слива – около 1,5 метров. Вдоль ЛБ – чистый трек, под ПБ – слив через п/обливные камни.
    2-кой и 4-кой проходили под ЛБ. Прошли успешно – суда почти не притопило, на заходе струя слегка тащит в центр. 2-ка "Тритон" успешно прошла порог под ПБ, прыгнув через п/обливные камни.
    Остальные ступени – крупные скальные обломки в русле, лавировка между ними. Довольно мощная струя, валы, бочки. Шли без просмотра.
Далее до пор. "Руфабго" две шиверы. Проход – по струе.
    Пор. "Руфабго" расположен прямо перед пешеходным мостом. Два пологих слива в 20-ти метрах друг от друга. Проход чистый по струе вдоль ЛБ. Чалка для просмотра порога – на пологие скалы ПБ.
    В этот день решили дальше каньон не идти – дождливо, да и день клонился к закату. Оставили суда на берегу перед порогом и пошли ставить лагерь. Т.к. на территории парка рубить деревья на дрова запрещено (да и нечего там рубить), то взяли дрова в кафе – денег опять-таки почему-то не взяли, хотя услуга эта платная.
    Весь день идёт дождь, температура – около 10 С.

4.11.  Ближе к утру дождь закончился. Шедший около суток дождь не мог не сказаться на уровне воды – в отличии, например, от Б.Лабы, Белая очень резко реагирует (по крайней мере, осенью) на осадки, видимо за счёт широкой долины.
    Просмотрели к-он за пор. "Руфабго". Пор. "Бегемотик" и "Мешоко" технической сложности по такой воде не представляют – везде ярко выраженная чистая струя, практически без бочек в сливах. Между порогами – несложные шиверы.
    Опасение вызывает не описанное ни в одном отчёте скальное сужение в 100 м. ниже пешеходного моста за пор. "Руфабго". В этом месте вся река устремляется в каменный желоб шириной около 7 метров. Левый берег – вертикальный, образован слоистыми породами, правый – пологий. На входе в сужение – мощная глубокая пульсирующая косая бочка, под ЛБ – узкий трек, бьющий в скальный выступ, "отбойника" от выступа нет. Часть струи этого трека падает в бочку, образуя "винт". Сразу за бочкой под ПБ восходящие потоки образуют серию "грибов" - видимо под ПБ "сифон".
    Сначала, учитывая достаточное количество времени, большое "улово" за порогом и солнечную погоду, решили попробовать порог пройти, однако, после долгих раздумий и киданий палочек в порог, от этой затеи отказались.
    В 17-00 за нами приехала машина, доехали до Армавира и в 00-59 сели на поезд №27. Билеты, кстати, на этот поезд брали ещё в Москве тоже с большим трудом – смогли взять только боковые места.
    Хотелось бы отметить некоторую чехарду с сотовой связью. Нигде не "берущий" МТС вдруг заработал на последней поляне, иногда прорывался МегаФон, Би-Лайн же вообще проявился только при приближении к цивилизации.

Выводы

1. Машину в Армавире для заброски с большой долей вероятности можно найти прямо на вокзале. Рассчитывать же на то, чтобы поймать машину на трассе на реке для выброски я бы не стал – останавливается очень мало машин, почти все забиты под завязку.

2. Не только сложность, но и характер порогов очень сильно зависят от уровня воды. Мы шли по описанию, составленного, видимо, для низкого уровня – практически ничего общего с тем, что мы увидели в порогах при нашем среднем уровне. Типичный пример – скальное сужение в к-не "Хаджохский" в 100 м. ниже пор. "Руфабго", при малом уровне воды не представляющий, судя по всему, особых трудностей при прохождении, при среднем – довольно сложное место.

3. Не стоит недооценивать к-н "Гранитный" – детальный просмотр порогов в нём невозможен – все препятствия осматриваются с высоты, что скрадывает их масштаб и сложность.

4. После паводка 2004 г. сильно изменились пор. "Киши 1,2" и смыло а/м мост через реку за ними.