оз.Боярское - оз.Энгозеро
|
Колесниченко Алексей (капитан) |
   kolesn@mail.ru | |
Колесниченко Елена (боцман) |
  | |
Колесниченко Николай 14 лет (матрос, рыбак) |
  | |
Колесниченко Иван 9 лет (юнга) |
  |
    Средство сплава - катамаран четверка от "Красного солнышка".
    Вода средняя, явно не низкая для августа.
             Заброска
    До Карелии добирались на поезде № 212 Москва – Мурманск. Не только этот, но и ни какой другой поезд
из Москвы на станции "Боярское" теперь не останавливается. Вариантов два. Доехать до Лоухов, оттуда на электричке Лоухи – Кемь. Из
Лоухов она отходит ежедневно в 15-30 (по сообщениям путейщиков). Если повезет, то можно договориться с проводником об остановке поезда
на 1 минуту в Боярском. Это может стоить чего-нибудь, но наш поезд прибывал в Лоухи около 5 утра, точной
информации об электричке мы не имели,.. в общем, нам повезло и мы прибыли по второму варианту прямо в 50 – 70 м. от берега оз. Боярское.
    Берег у воды песчаный, а в 10 м .от озера трава, что идеально для стапеля. Народу почти никого, так что с самого начала
ощутили, что из московской суеты наконец-то вырвались.
             оз. Боярское – оз. Большое.
    Писать о красоте этого озера - не хватает таланта. Мелкая рябь блестящей на солнце воды, первые острова именно такие, какими мы и представляем Карелию, первая высадка на один из них и прогулка по валунам, покрытым мхом и первые черничники. Нам повезло - первую неделю стояло солнечное лето. Встать на озере не проблема на многих островах. Мы сделали дневку на острове почти к югу, чуть к востоку от станции, пройдя не более 2 км. Спешить не хотелось.
    Вдоволь наплававшись, наевшись ягод, потренировав ребят на пустом катамаране, пошли между островов в общем направлении на восток. Пропустить выход из озера трудно. Гора на западном берегу протоки хорошо видна заранее. Повернув в протоку встретили ветерок, естественно, встречный. В районе выхода скал по левому берегу дуло вроде бы и не сильно, но продвигались с трудом. Сами же скалы действительно удивительны, сколько о них не читай. Кстати, если надо вставать, то до первой шиверы стоянка по левому берегу перед скальными выходами, пожалуй, последняя, если только возможно еще встать на острове в месте поворота протоки на восток.
    Первая шивера после нескольких лет застоя и с двумя детьми волновала. Но прошли без предварительного просмотра, с ходу. Сужение перед ней очевидное, так что просто "влететь" проблематично. Проход по шивере осложнен только на входе одним - двумя валунчиками, от которых надо увернуться, а далее по струе, с плавным правым поворотом на выходе. В начале захода есть небольшой сброс влево, но туда не надо – мелко, камни. Для катамарана проходы явно узки – цеплялись несколько раз, один раз даже сели на обливничек, но ничего серьезного не было – снимались, упираясь ногой. На байдарке безусловно интересней, можно уходить слаломом от камней и реально чисто пройти.
    Ночевали на острове, расположенном посередине небольшого оз. Большое. Стоянка замечательная, но дров почти нет. Здесь хорошо сделать дневку, а дров на близко расположенном берегу вдоволь.
             Оз. Большое, оз. Кулежма.
    С утра пошли дальше. Порог в 200-300 м от оз. Большого непроходим. Собственно это тоже шивера, но
на входе лежит бревенчатый щит, и даже при нашей, не самой малой воде, над ним не пройти. Обнос по тропе на левом берегу. Обозначенный на
карте (Региональный атлас республики Карелии 1:200000) порог - сразу после маленького озерца, названного мальчишками "Средним".
Начало – извилистое русло, за левым поворотом течение убыстряется, одиночный небольшой стоячий вал, камни только по краям. Выход
на правом повороте через воротца. Если бы наша команда уже вся умела управлять нашей машиной, то прошли бы чисто, а так раза три-четыре
"садились". А в общем – без проблем.
    Кулежма показалась нам мрачным озером, скорее всего из-за больших камней, разбросанных по нему. Остров обходили по
его северной стороне. Встречный ветер порой чуть не останавливал кат. С большим трудом добрались до западной части острова, где повернули
к протоке на оз. Пиртозеро. Стоянки есть на острове, как с западной, так и с южной сторон.
             оз. Кулежма – пор. села Амбарный.
    Вход в протоку из Кулежмы, хотя и расположен под острым углом к траектории движения, но
читается хорошо. В протоке нас застал холодный дождь с грозой. Было конечно не уютно, но к счастью тогда для нас мы не знали, что это
кончалось лето. Больше теплых по-настоящему дней уже не было.
    Пиртозеро не произвело никакого особенного впечатления. Песчаная коса, о которой говорится в отчете
http://lib.ru/TURIZM/boyarsk.txt, не понравилась грязью, близостью
подгоревшего леса, обилием мошки. Встали на самом мысу, замыкающем озеро с северо-востока. В упоминавшемся отчете сказано, что далее до
пос. Амбарный стоянок нет, а это не так. Стоянки есть и дальше по левому берегу вплоть до последнего разлива, перед расширением русла,
непосредственно перед Амбарным. Все же прошло с момента отчета 6 лет. И снова встречный ветер, кат на месте, за 40 минут прошли не больше
половины широкого участка перед поселком. После перекуса пошли бечевой и достаточно быстро добрались до первых домов, переправились на
левый берег. В поселке два магазина, почта по воскресеньям не работает. После оставшихся от старого моста деревянных быков начинается
легкая шиверка, вся сложность которой для катамарана заключается в резком уходе в конце под правый берег перед мостом (сама шивера проходилась
по левому берегу). Под мостом мы не пошли, а перенеслись по правому берегу. Есть отчеты, где рекомендуется идти под мостом по главной
струе (левой), но у нас этот пролет был частично перегорожен бревном. Далее мостки, за ними шивера, проходимая по левому берегу. Шли с
ходу, габариты на пределе, но идти можно спокойно, все читается с воды. Мы, правда, умудрились зацепиться за камень и часть шиверы пройти
кормой вперед до следующей "посадки", где развернуло "в норму".
    Далее спокойное течение, пологая излучина вправо, за ней порог. Надо быть начеку, а то можно влететь. Чалка для просмотра
на правый берег, в маленьком заливчике, там же тропа для обноса. Порог – небольшой падун, с резким поворотом влево сразу после слива. На
байде реальная опасность воткнуться носом в камень ниже слива, да и воды на гребне порога маловато. Для нас это было не критично, пошли
вдвоем с Николаем не разгружая кат. Все-таки сели, оказался не габарит по ширине – правый баллон уперся в полуобливной камень, а левому не
хватило чуть-чуть воды, которая течет основной массой по очень узкому отрезку. Но столкнулись легко, встав на камень по левому баллону. Выход
с порога в правый заливчик трудностей не представляет.
    За порогом легкая шивера.
             оз. Энгозеро – отъезд.
    Описывать продвижение по Энгозеру на выход смысла нет. Стоянки часты, но и групп тоже не мало. Последняя
стоянка, как нам показалось, - на мысе полуострова, близко подходящего к северо-западной части острова Елмангский.
    На выходе из озера между сильно выступающим мысом – полуостровом южного берега и островком с востока от него прохода нет – камни.
    Последний переход прошел почти без ветра, что нас несказанно обрадовало. Ориентир – правее группы деревьев (сначала просто
зеленое пятно), левее ангара, ближе – левее крана лесопилки. Река в поселке вполне проходима, главное не уйти правее лесопилки в затон – говорят
там полно топляка, да и зачем собственно туда надо?
    Прошли под двумя мостами, встали на а-стапель слева перед третьим.
    Может быть из-за того, что это была пятница и всем хотелось в выходные быть уже дома, народу на станции оказалось много. Отъезжало
8 групп, из них 3 больших. Мы взяли билеты только благодаря помощи другой группы и то в купе. На Москву останавливается поезд в 6-00 и всё.
Электричка на Лоухи проходит в 9-28, на Кемь – в 16-20. Есть поезд Мурманск – Новороссийск (в 3-00), останавливающийся в Твери, откуда до
Первопрестольной можно доехать на электричках. Вот и всё сообщение со столицей.
             Выводы
    Маршрут для байдарок выигрышней, чем для катов. Во-первых почти все препятствия для ката как-то не
впечатляют, а во-вторых больше, чем в половине случаях, цепляешь камни из-за габарита. Однако для неподготовленной группы с детьми катамаран,
на наш взгляд, дает преимущество в уверенности и возможность взять немного лишних вещей для детей. Возможно именно для аналогичных, технически
не особенно сложных маршрутов, полезно было бы внести в конструкцию изменения: уменьшить общую ширину с 2-х до 1.5 м, сидеть на вещах, а не
на коленях. В этом случае (и при посадке заднего гребца посередине) может быть оправдано применение руля. Если кто-нибудь опробовал уже
аналогичные идеи, просьба поделиться впечатлениями. При встречном ветре, когда кат с трудом продвигается, а берег не так далеко, гораздо
проще идти бечевой. Мы это испробовали при подходе к Амбарному. В порывах ветра катамаран может даже сдувать назад, как не греби, а, кроме
того, при боковом ветре судно сильно крутит.
    Народу от оз. Боярское до оз. Овечье мало. От Овечьего количество групп явно увеличивается. Но и в верховьях маршрута
мы встретили несколько групп.
    Самые лучшие места по общему убеждению – это от оз. Боярское до оз. Большое и на оз. Овечье. На Заячьем, наверное, тоже
можно найти прекрасные стоянки, но мы уже не задерживались, да и когда пересекали это озеро погода не склоняла к восхищению.
    Одним словом, маршрут удался!