Хибины_чердак

Хибины
август 2003 г.

Идея сходить в Хибины в конце лета родилась у нас ещё весной – думали сходить летом в "серьёзный" поход, а потом прогуляться по Хибинам. И народу нас набиралось человек несколько… Но, как это обычно и бывает, у всех нашлись веские причины для отлынивания от запланированного мероприятия, да и по моей вине отъезд отложился почти на неделю. В результате группа не поражала своей многочисленностью, наверстывая при этом в мобильности:


Состав участников:


Колесниченко Константин

Шапиро Мария

Решив, что отсутствие громадной оравы – не повод для того, что бы отказываться от Хибин, купили мы билеты на 112 поезд до ст. Апатиты. Тут следует пояснить, почему именно на 121-й и почему до Апатит, а не, например, до Хибин или до Нефелиновых Песков, как все нормальные люди и делают. Отъезд у нас планировался на 22 августа, билеты покупали за неделю, так на 182 поезд (только он из всех московских поездов останавливается на вышеуказанных станциях) билетов уже не было!!! Все, видимо, ломятся с Югов до дому к 1-му сентября. Да и 112 поезд был забит - достали только верхние полки, причем пассажиры ехали до конца – до Мурманска, так и парились в забитом вагоне. Решив, что уж от Апатит до гор мы как-нить доберемся, 22 августа в 01-17 мы загрузились в поезд и поехали…

В Апатиты прибыли 23.08 в 10-08. Т.к. договориться машинистом, о том, чтобы он притормозил в Неф. Песках, не удалось, пришлось вылезать – не ехать же в Оленегорск… Думали доехать до ст.Хибины на автобусе (http://www.apatity.mels.ru/travel/avtobgl.htm), однако никто из местных на ж/д вокзале не смог сказать, откуда и когда уходят автобусы, а некоторые субъекты даже утверждали, что до сентября, когда созреет картошка, автобусы ходить точно не будут. (Потом, конечно, оказалось, что автобусы все-таки ходят – мы их видели на ст. Хибины). Рабочие поезда ходят утром и вечером в сторону ст. Имандра, но только по будням (мы приехали в субботу), проходящие поезда дальнего следования, останавливающиеся в Неф. Песках прибывали только после 18-ти часов, так что решили ехать на машине, благо вдвоём мы легко умещались в легковушку. Запросили с нас 400 р., договорились доехать до ст. Хибины за 300 р. и в 11 часов мы уже начали маршрут…

От ст. Хибины, перейдя ж/д пути, повернули на Сев. вдоль ЛЭП, дошли до р. М.Белая и пошли вверх по течению по тропе вдоль берега. Через ~ 500 м. дошли до подвесного моста через реку (к мосту подходит дорога из пос. Хибины), перешли на ПБ (здесь и далее берега, указанные в отчёте, орографические) и далее двинулись по тропе вверх по М.Белой. Тропа хорошо набитая, без развилок, ставящих в тупик.

Погода, как обычно, "радует" – все горы затянуты низкой облачностью, морось сменяется дождём и обратно, но довольно тепло – градусов 15. Ветра почти нет.

Через 45 мин. ЧХВ дошли до еще одного подвесного моста через М.Белую. Переходить не стали, так и пошли дальше по ПБ.

Ещё где-то через 30 мин. дошли до каких-то странных сооружений – вдоль реки стоит штук 15 нечто вроде артезианских скважин – вертикальная труба с краном, из которых бьёт вода.

Ручей, текущий с пер. Зап.Арсеньева пересох (местные говорят, что весь июль практически не было дождей, жарко – до +29 град.), перешли его русло и еще минут через 20 подошли к руч. Ферсмана, переходить его не стали и пошли вверх по нему по ПБ, по хорошо заметной тропе. По ЛБ, видимо, тоже идёт набитая тропа (мы на неё вышли выше границы зоны леса (ГЗЛ)), причём лес на ЛБ заканчивается раньше, чем на правом, да и лес-то какой-то хилый – в основном карликовые берёзки и осинки, которые, видимо, и существуют только для того, чтобы во время дождя скапливать на своих листочках как можно больше воды, чтобы потом от души окатывать идущих. Бр-р-р… Да и выше ГЗЛ по ЛБ идти удобнее – правый берег – мелкая сыпуха (видели следы от упавших сверху здоровенных бульников), слева же – приятные полочки.

Встали на ЛБ руч. Ферсмана в небольшом распадке, не доходя ~ 3 км до пер. Вост.Арсеньева.

67o42'51,3" СШ,
33o23'45,0"ВД.

24.08 Стемнело вчера в районе 23-00, рассвело около 5 утра. Вылезли с утра из палатки – погода вроде как улучшилась, по крайней мере край хребта временами показывается из-за облаков. Позавтракали, собрались, пошли. Прошли ~ 1 км. вверх по тропе, ведущей к пер. Ферсмана и свернули к пер. Вост.Арсеньева. Пер.Ферсмана со стороны руч. Ферсмана – низкое (самое низкое в этом цирке) седло, запирающее долину, с него, собственно, и течёт руч. Ферсмана. Слева (к Западу) от пер.Ферсмана – гора Ферсмана, а седло, западнее неё – пер.Вост.Арсеньева.

Хибины, пер.Ферсмана

 

Вид на пер. Ферсмана со стороны руч. Ферсмана. С утра

Хибины, пер. Вост. Арсеньева

 Пер. Вост. Арсеньева со стороны руч. Ферсмана.
Перед началом перевального взлёта.

Конечно же, к моменту, когда мы подошли к перевальному взлёту, опять натянуло облачность. Ветер, морось, видимость метров 150 (к моменту, когда мы достигли перевальной точки, видимость упала до 50 метров). Всходили на перевал левее (по ходу движения) центра, огибая скалки, затем забирая направо к перевальному седлу. На перевале – записка группы из Петрозаводска, прошедшей перевал 22.08 с пер.Ферсмана, ушедшей затем в сторону р.М.Белая. С перевала спускались "в лоб". Где-то с середины спуска, в том месте, где начинает просматриваться ручей, текущий с перевала, вдоль ручья идёт тропа – мы на неё и вывалили. Ручей течет вдоль правого (по ходу нашего движения) борта долины.

Приблизительно через 1 час ЧХВ от конца спуска дошли до ГЗЛ. Тропа вдоль руч. Меридиональный идёт по обоим берегам. Мы шли вдоль ЛБ. Чуть выше места впадения руч. Часнайок перешли Меридиональный и встали на развилке троп, одна из которых идет вдоль руч. Меридиональный, другая уходит к руч. Часнайок к пер. Ю.Чоргорр. Развилка ~ в 400 метрах выше места впадения руч. Часнайок в руч. Меридиональный.

67o47'34,5'' СШ,
33o22'41,6'' ВД.

25.08 С утра вроде как развиднелось. Не подумайте только, что вокруг – синее небо, выглянуло солнце и прочие прелести, нет – облачность слегка поднялась и стали видны хребты. Потому собрались и пошли "на штурм" Ю.Чоргорра.

Тропа, как практически и везде в Хибинах, хорошо читаемая. Шли по ЛБ руч. Часнайок, хотя тропа есть и по ПБ. До озера перед перевальным взлётом дошли за 1,5 часа ЧХВ. Подниматься на перевал лучше "в лоб" – там более мелкие камни, да и тропа иногда проглядывает. Спуск тоже прямо по тропе.

Поднялись на перевал без дождя, да и ветра тоже не было, но, не успели мы начать спуск, как на перевал "село" облако, заморосил дождь.

Записку на перевале не читали – какие-то "умники" запихнули записку в пластиковую бутылку, присыпав сверху конфетками и баранками. Так что выковырять оттуда записку можно разве что направленным взрывом.

Тропа с перевала спускается в сторону руч. Петрелиуса, поворачивая, не доходя до него, вниз по течению – в сторону руч. Куньока. Через некоторое время тропа выводит на дорогу, ведущую к базе КСС. К Петрелиусам, видимо, тропа идёт ниже – вдоль руч. Петрелиуса. Встали на берегу первого встретившегося на пути озёра, не доходя ~ 1 км. до базы КСС. Стоянка неплохая, однако дров нет совсем – за сушинкой пришлось идти метров за 500.
       67o47`47,3`` СШ,
       33o35`09,8``ВД.

26.08 В этот день думали сходить в радиалку на Рисчоры, но, посмотрев на погоду, решили устроить днёвку. Облачность очень низкая – не видно даже подножия хребтов, дождь уже не моросит, а просто нагло и откровенно льёт, практически не переставая, температура опустилась градусов до 8 - 9.

массив Путеличорра

Вид с нашей стоянки на массив Путеличорра.
Прямо перед нами, чуть справа, должен быть
пер. Сев Чоргорр (мы его даже один раз увидели
в разрыве облаков)

Сидим, ждём…

27.08 Дождь шёл всю ночь, с утра ситуация сильно не изменилась – гор не видно, дождь всё идёт… Чуть потеплело, по ощущениям где-то около 12 градусов. Решили, раз уж такая дерьмовая погода, идти в Кировск по дороге вдоль Куньока. У нас, в принципе, оставался ещё один день, но по такой погоде "ловить" было нечего.

По дороге дошли до брода через Куньок, переходить ручей не стали, пошли вниз по течению по тропе ЛБ до моста напротив базы КСС. Оказалось, что машина в Кировск только что ушла, так что пошли пешком, метров через 500 встретили вахтовку КАМАЗ, везущую студентов из МГУ на экскурсию на оз. Гольцовое. Нам предложили съездить с ними посмотреть озеро, а затем отвезти нас в Кировск. От предложения мы не отказались, так что в результате ещё и на Гольцовом побывали:).

По дороге в Кировск "взяли" ещё один перевал – Кукисвумчорр.

Высадили нас в Кировске на автобусной остановке около автокомбината, дальше на 105 автобусе за 24,30 руб/чел мы доехали до Апатит. К сожалению, 105 автобус не идёт до ж/д вокзала, поэтому в Апатитах пересели на автобус №8, на котором и добрались до станции (14 руб/чел.).

Билеты на 181 поезд взяли без проблем – вагон был заполнен на треть и 29 августа были в Москве. (Кстати, всю дорогу до Москвы опять-таки шёл дождь, везде тучи. Солнце выглянуло уже на подъезде к Москве).

 

гостевая книга
Место для слов