ОТЧЁТ
|
Колесниченко Константин (SPECIALIZED RockHopper A1FS) |
Миньковский Евгений (Jamis CrossCountry SX) |
Силаева Юлия (WHEELER proride 3900) |
14.08 Выезжали из Москвы поездом № 382 Москва – Мурманск, отправлением 20-40. Турья, видимо, по причине как позднего (середина августа), так и нестандартного (вечер воскресенья) отправления, было не много.
По счастью, надоумленные более опытными товарищами, захватили с собой два куска ткани (старые шторы) – проводница потребовала снять оба колеса, а рамы завернуть в ткань – в таком виде и положили байки на третьи полки. Перевеса у нас и так не было, да и проводница не настаивала на взвешивании.
16.08. Прибыли в Чупу в 01-41. Выгрузились. перекусили, перепаковались и с рассветом (в начале 6-го часа) выдвинулись.
Великая вещь большая подрамная сумка! В неё набивается куча тяжёлых вещей, что существенно увеличивает удобство езды на гружёном велосипеде – управляемость сильно возрастает. Но при такой немногочисленной группе выходной вес получился довольно большим – около 25 кг/чел. (мы не планировали никаких закупок продуктов по пути, да и на такое количество дней продукты составляют не самый большой процент от общего веса). Двое из нас ехали с велосумками AVL – полный respect, а Женька "оторвал" где-то сумки Course – через час езды они превращались в какой-то бесформенный комок, елозящий на багажнике. Приз зрительских симпатий был обеспечен. Приходилось притягивать сумки дополнительными стропами.
От вокзала проехали по дороге до переезда и дальше – по направлению к пос. Чупа. За посёлком асфальт заканчивается и дальше идёт грейдер в отличном состоянии, на котором вполне можно держать среднюю скорость 20 км/ч. Иногда встречаются "стиральные доски", но быстро заканчиваются.
Довольно быстро докатили до пос. Ниж. Полунга. Причём именно "докатили", а не "вкручивали" – было ощущение, что дорога практически на всём протяжении идёт под гору и крутить педали вообще не надо (хотя ехали вдоль Чупской губы).
После посёлка Ниж. Полунга основная дорога сворачивает на север – по ней мы и поехали.
Доехали до развилки дорог, одна из которых (прямо на северо-восток) уходит к посёлку Хетоламбина (туда мы поедем завтра), другая – к оз. Верх. Пулонгское. Свернули на вторую.
Доехали по ней до моста через озеро (в этом месте через озеро идёт недлинная дамба со старым деревянным мостом), начали искать место для стоянки. Есть стоянка слева перед дамбой и сразу за мостом слева от дороги, но обе оказались заняты. В результате поисков доехали почти до пос. Вуотваракка и встали на берегу.
Погода неважная: из Чупы выезжали в сильный туман. Во время пути туман почему-то не только не рассеивался, но наоборот – превратился в тучку, висящую низко над землёй и постоянно орошающую нас моросью. Когда встали на стоянку (около 10 утра) этот псевдо-туман превратился в настоящий ливень, прекратившийся через 15 минут. Ещё через 15 минут без дождя, ливень начался опять. И так весь день…
Поспали, к вечеру дождь прекратился, ночью даже видели чистое небо.
Не жарко – около 15 °С
От станции Чупа до места стоянки – около 30 км.
17.08. С утра опять тучи, через которые иногда пробивается солнце. Дождя нет, ветер. Опять-таки не жарко…
Позавтракали, собрались и выехали в обратном направлении по дороге.
Доехали до оз. Уракко, сделали перекус.
По дороге проехали мимо карьеров, по-видимому ещё действующих. Один – примерно в 4 км. по дороге от поворота к посёлку Хетоламбина, другой – в 3 км. северо-восточнее оз. Уракко. Дорога до карьеров засыпана кварцевой крошкой (становится понятно, откуда она берётся), после карьеров "засыпка" исчезает, но дорога остаётся во вполне в приличном состоянии.
Первоначально у нас был план свернуть к морю сразу после оз. Уракко, однако нужный поворот мы пролетели. Как потом оказалось, он гораздо хилее основной дороги и мы просто не придали ему должного значения. Зато потом, вкручивая километры мы всё никак не могли понять где мы, пока в самом конце дороги не въехали на горку. С нё было видно море.
Дорога шла по осевой мыса, расположенного между губами Кив и Красная. Продолжается она дальше, чем обозначено на карте, но до оконечности мыса всё равно не доходит около 4 км., на берег выезда тоже нет. Нашли полузаросшую дорогу, ведущую от основной на юг, проехали по ней до её окончания около 500 м и пошли на разведку пешком по тропе. Нашли путь к берегу моря (700 метров по тропе), однако место нам не очень понравилось: берег был с плохим, с вязким дном и вообще это был какой-то глухой залив. Поэтому мы вернулись на осевую дорогу и попытались проехать ещё вперед, но потерпели неудачу – на г. Шавруха дороги нет. Время было позднее, поэтому решили встать на разведанном берегу залива. Рядом – небольшое болотце, из которого (особенно после недавних дождей) течёт небольшой ручеёк, так что проблема пресной воды была решена.
AVL-овские сумки опять показали себя с лучшей стороны – лямки, идущие с ними в комплекте, превращают велосумки во вполне носимый рюкзак, с которым, в принципе, можно даже ехать (прямо рекламный проспект какой-то получается…).
Весь день собирался пойти дождь, но разродился он только часам к 20-00. Шёл всю ночь и перестал только под утро.
Опять-таки не жарко – около 12 °С. Поднялся ветер.
Расстояние от стоянки на оз. В. Пулонгское до стоянки на губе Кив – около 38 км.
18.08. Дождь прекратился около 12-00.
Позавтракали и решили сходить прогуляться к морю – к губе Кив. Оказалось, что не дошли мы до неё вчера совсем чуть-чуть.
Искупались в море (совсем не жарко) и решили, что спорт – спортом, но отказываться от стоянки на море, мидий и тому подобных радостей мы не готовы. В результате нашли более пристойное место на берегу одного из заливов и переместили лагерь туда.
Сегодня потеплело, дождь, в кои-то веки, хоть и собирался, но так и не пошёл. Видели солнце!
Максимум прилива в этот день – около 15-30 и 3-30, отлива, соответственно – около 21-30 и 9-30.
19.08. Решили сходить на г. Шавруха. Шли вдоль берега залива. Тропы по берегу нет, берег вдоль моря хорош для ходьбы, но обходить заливы неудобно – они глубоко вдаются в сушу, а берег у них противный. В результате залив огибали почти 1,5 часа. Уже обогнув, поняли, что горло залива с лёгкостью пересекается вброд, особенно во время отлива – глубина ниже колена. Обратно, правда, у нас возникли некоторые трудности с бродом – мы это делали, конечно же, в максимум прилива. В результате (промерено собствеными тушками:) глубина "брода" составила около 1,5 метров. (Это был, по-видимому, самый длинный брод в моей жизни – около 150 метров. При этом всё это приходилось делать на течении). Местные жители называют эти заливы "заливухами" – как раз из-за отмелей, перегораживающих горло залива и препятствующих свободному втоку и вытоку воды из/в залив. В результате и образуется вполне заметное течение на этих отмелях. Никогда бы не подумал, что буду переходить вброд море, по грудь глубиной и с сильным течением!
До самой г. Шавруха дошли по берегу довольно быстро. С горы открывается замечательный вид – как на материк, так и в сторону моря.
На вершине – триангуляционный знак управления военных топографов. Высота горы – 40 м.
Во второй половине дня наконец-то отличная погода! Ясное голубое небо, солнце! Тепло!
Куча ягод и грибов, мидии вот только, к сожалению, мелковаты, зато их тысячи!
20.08. По тропе вернулись обратно на дорогу (около 1,5 км) и поехали обратно по ней до развилки дорог севернее оз. Уракко. Не доезжая примерно 2 – 3 км до развилки видели дорогу (правда, худшего качества, чем та, по которой мы ехали), ведущую в губу Кив к о. Буян (не подписан на карте). Её-то мы и пропустили два дня назад, когда добирались до моря. И правильно сделали, что пропустили, а то не побывали бы на Шаврухе.
От развилки свернули на дорогу, ведущую на северо-запад мимо оз. Белое. До моста, ведущего через ручей, вытекающий из оз. Белое – около 9 км. Дорога в хорошем состоянии, по ней местные жители ездят на легковых машинах за ягодами.
Через 300 метров после моста свернули на заросшую дорогу, ведущую на север. Через 500 метров дорога, конечно же, пропала совсем. Здесь же и поставили лагерь. Вода – из того же ручья.
Вообще у нас был план снова встать на море в урочище Еловый Наволок или в Нильмгубе. Но быстро попутного просёлка мы не нашли, а на разведку угрохали несколько часов. Штурм лесополосы с байками был отложен на завтра.
Погода весь день не плохая, под вечер начался дождь, продолжавшийся всю ночь.
Пробег за день – около 30 км.
21.08. С утра предстоял "прорыв" через лес до дороги, ведущей из-под г. Новоселы в пос. Нильмозеро. Были, конечно, сомнения в существовании этой дороги, поэтому вчера (20-го) сходили на разведку, дорогу нашли и поняли, что предстоящие нам 1,6 км леса будут достойны ходового дня. Так и оказалось – шли 1,5 часа, неся байки на себе через завалы из брёвен, продирая их через подлесок, катя руками по кочкам по болоту.
Общее направление движения – север, но по пути иногда встречаются сильно заросшие трудно различимые дороги, по которым идти всё-таки проще, хотя они и не всегда совпадают с генеральным направлением.
Дошли до дороги и покатили по ней на северо-запад. Дорога в неплохом состоянии, хотя и видно, что ездят по ней не часто. Но легковая машина пройдёт.
Проехали мимо отвилка, ведущего, по всей видимости, в губу Кузоцкая, но проверять это предположение не стали…
Доехали до крупного перекрёстка лесных дорог и свернули уже на набитую дорогу, ведущую к ст. Полярный Круг мимо пос. Нильмозеро.
Встали на ночёвку на западной оконечности оз. Верх. Нильмозеро.
Отличная погода, вечером попытался пойти дождь, но быстро передумал.
Пробег – около 25 км.
22.08. С утра продолжили движение по той же дороге. Пересекли железнодорожные пути у станции Полярный Круг и докатили до трассы М18 Москва-Мурманск. На перекрёстке – трактир. Работающий.
Дальше свернули на трассу и поехали по ней к ст. Чупа.
Билеты на поезд у нас были только на завтра, 8 утра, поэтому переночевать решили недалеко от станции, но и не совсем уж в непосредственной близости. Нашли место в лесу недалеко от дороги, ведущей на станцию около небольшого ручейка, пересекающего дорогу между километровыми столбами 6 и 7.
Солнечно, но довольно прохладно.
Пробег – 34 км.
23.08. Оставшиеся до станции 3 км проехали, практически не заметив.
Шоссе ведёт на переезд, расположенный чуть в стороне от станции. Для того, чтобы попасть на вокзал надо свернуть на дорогу, уходящую от основной прямо перед переездом (по ходу нашего движения) направо. По ней до станции – около 400 метров.
Погрузились в поезд № 211 Мурманск – Москва, отправлением со ст. Чупа в 08-14. (На этот раз заматывать байки уже ничем не пришлось).
P.S.Сотовой связи нет на всём протяжении маршрута. Ближайший населённый пункт с устойчивой связью – Кемь.
Велосипеды показали себя с лучшей стороны – ни одной поломки, ни одного прокола. Единственное обслуживание, понадобившееся за всё время похода, пару раз смазать цепь. Общий пробег – около 160 км.