Котуй

Котуй
июль - август 2024

Зарубку о том, что непременно надо посетить Котуй я поставил довольно давно, когда впервые увидел фотографии этих уникальных мест. Начитавшись и насмотревшись отчётов, хотелось заброситься на вертолёте из пос.Тура на р.Мойеро (правый приток Котуя), но, прикинув стоимость аренды вертолёта, этот маршрут так и остался просто красивой идеей. А вот пару лет назад тема Котуя всплыла в очередном обсуждении и стало ясно, что в район можно попасть за адекватные деньги, используя для заброски рейсовый вертолёт. Группа при этом оказывается не сразу на Котуе, а в 80 км. от него, но приток, по которому до Котуя можно доплыть, достаточно полноводен даже для катамаранов. Ну в крайнем случае, придётся их несколько километров протаскивать по перекатам.

Потом были долгие попытки собрать команду, выяснить нюансы логистики, уточнить информацию о маршруте и вот, наконец, осенью 2023 года мечты начали потихоньку воплощаться в реальность. Начали с приобретения билетов, причём первыми приобрели билеты на вертолёт и остальные приобретали, исходя из даты вылета из Туры. В результате карта перелётов выглядела так: Москва – Красноярск (самолёт), Красноярск – Тура (самолёт), Тура – Ессей (вертолёт). И если на самолёте, в принципе, можно было бы перевезти весь наш груз, то на вертолёте довольно жёсткие ограничения по весу – 15 кг. багажа и 5 кг. ручной клади. (Как позже выяснилось, можно было заказывать дополнительное место багажа и в вертолёт, если выслать заявку в Красавиа заранее, но, во-первых, неизвестно, одобрят её или нет, а во-вторых обойдётся это совсем не дёшево). А груза у нас оказалось предостаточно: продукты на месяц, два катамарана, снаряжение, итого более чем 350 кг. Поэтому было принято решение отправить бОльшую часть груза заранее автотранспортной компанией до Красноярска, затем зимником – до Ессея. В Красноярске груз встретил и разместил у себя Николай Иванович Иванов (+7 903 959-05-99), на его адрес отправляли груз транспортной компанией, он же хранил его у себя. От него груз забрал его сын Артём (+7 917 449-34-46) и доставил в Ессей, где и сложил у себя в сухом контейнере. Заплатили как за доставку, так и за хранение. Стоимость перевозки в Ессей из Красноярска – 65 руб./кг.

Из Хатанги билеты решили взять тоже заранее и, видимо, правильно сделали – самолёт был полон. На обратном пути, для экономии, часть снаряжения тоже отправляли транспортной компанией в Москву, поэтому оставили зазор между прилётом в Красноярск и вылетом в Москву почти сутки на случай задержки рейса и прочих неожиданностей.

Квартиры в Красноярске, хостел в Туре тоже заказывали заранее.

Перед вылетом пытались зарегистрироваться в МЧС, нашу заявку сначала приняли, а потом прислали письмо о том, что район проведения путешествия сильно удалённый, эвакуировать нас в случае чего придётся на вертолёте, а на это в их бюджете финансирования не предусмотрено и нам необходимо самостоятельно заключить договор со страховой. Тем не менее перед выходом и в конце похода мы проинформировали МЧС телефонным звонком.

Так же заранее договорились об аренде спутникового телефона.

Часть группы прилетела в Красноярск заранее, чтобы погулять по городу и сходить на Красноярские столбы (Всем советую, очень необычное и красивое место. Мы сначала на такси доехали до кресельного подъёмника горнолыжного комплекса Бобровый лог, поднялись, сходили на Такмак, а потом по тропе, мимо Столбовской видовки, на Перья и вышли в районе 1-го Столба. Ходили целый день, прекрасные виды.).

Изначально рейс из Красноярска в Туру был назначен из аэропорта Хворостовского, но заранее прислали смс о том, что вылетать будем из Черемшанки. Аэропорт небольшой, приезжать можно за 1 – 1,5 часа до времени вылета. Самолёт тоже небольшой, в июле в Туру летит полупустой, основная масса пассажиров летит в это время в Красноярск, в отпуск. Прилетает самолёт в аэропорт Тура – Горный, откуда до города 15 км. По прилёту нас высмотрел милиционер и переписал данные группы «Чтобы знать кто в районе находится». Местное население как-то оперативно расселось по машинам и разъехалось, мы же добирались до города на микроавтобусе, который, видимо, регулярно встречает приезжих. Телефон водителя 8-913-558-3303. Доехали до хостела за 600 руб.

В Туре есть два места для проживания: гостиница «Гостиный двор» и хостел «Север». Разница в цене довольно ощутимая, поэтому остановились в хостеле (тел.: +7 (39170) 3-00-36). Резервировали места заранее. Хостел вполне приличный, нам выдали 6-местную комнату, душ и с/узел общий, но, поскольку кроме нас постояльцев почти не было, это не напрягало. Большая кухня, чисто, приветливый персонал. Стоимость 1300 руб/чел.

Погуляли по городу, магазины в достатке, дефицита продуктов нет.

Назавтра вертолёт у нас в 9-20, в аэропорт следует приезжать к 8-00, договорились, что отвезёт нас туда тот же микроавтобус.

12.07. В аэропорт приехали к 7-50, он уже открыт, перед нами в очереди на оформление большая семья, оформляли их очень долго, почти час. Ограничения (15кг + 5 кг.) пытаются соблюдать довольно строго, особенно в отношении туристов. Мы по-максимуму набили карманы тяжёлыми вещами, но всё равно на 6 человек у нас получился перевес в 20 кг., но это пропустили, доплата составила 1800 руб.

При погрузке стало ясно почему так строго следят за перевесом: помимо пассажиров вертолёт везёт много коммерческого груза – какие-то баллоны, железки и т.д. При этом и все пассажирские места распроданы – сидим плечом к плечу, посередине салона гора груза.

Вылетели почти по расписанию, до промежуточной остановки – пос.Чиринда долетели за 2 часа, там быстро выгрузились и ещё минут через 40 приземлились в Ессее. Там нас встретил Артём, загрузили вещи в каракат, заехали за нашей заброской, в магазин за овощами и хлебом. Ассортимент не богат, но вполне достаточен, даже пиво в наличии. Хлеб надо заказывать заранее, что мы и сделали за несколько дней до приезда через Артёма. В посёлке же купили бензин для нашего мотора, 85 руб/литр, канистры переслали по зимнику.

Посёлок Ессей расположен на берегу одноимённого озера, а река Сикасян, по которой нам предстоит доплыть до Котуя, вытекает из противоположного конца озера, на расстоянии 20 км. от посёлка. Поэтому мы заранее договорились с Артёмом, что он поможет найти нам несколько моторок, на которых нас забросят к истоку. Ехали на 3 лодках, запросили с нас за это по 10 000 руб. с моторки. Высадились слева от истока, около избушки, точка St1207 (здесь и далее GPS-точки выделены курсивом, файлы wpt приведены в конце отчёта). Места для палаток мало, рядом болото, но гнуса не чрезмерно много. Возможно, комфортнее организовать стоянку справа от устья, ближе к лесу, особенно, если планировать делать раму катамарана из дерева. Диаметр и высота деревьев, в принципе, позволяют использовать их для рамы.

До ночи, благо они сейчас белые, разбирали снаряжение и продукты, собирали катамараны, паковались.

Тепло, +18 С, небо чистое, ветра нет.

13.07. Выплыли в 12-30. Вплыли в Сикасян. Река сразу широкая, около 50 м., достаточно глубока в устье. Местные говорят, что вода высокая, лёд сошёл только 3 недели назад, но вода уже тёплая. Скорость течения около 3 км/ч.

Мотор у нас один, поэтому связываем два катамарана бортами, развязываемся только перед началом порогов. А порожистый участок начинается довольно скоро – точка Пер. От этой точки и на протяжении 6 км – непрерывные шиверы. Характер берегов меняется, болота сменяются сопками. В малую воду наверняка потребовалась бы проводка – мелко, маневрируем между камнями. Примерное место окончания шивер обозначено точкой КонШивер.

Ниже шивер река разгоняется до 4 – 5 км/ч, встречаются небольшие перекатики, поэтому катамараны не связываем, идём под вёслами.

К 18-30 доплыли до устья левого притока – р.Мэнгкэкэ-Сиенэ, встали на ЛБ (здесь и далее берега указаны орографические) в 100 выше места впадения. Кочки, неровно, но чуть лучше, чем в остальных местах. Берег глинистый, купаемся с катамаранов.

Сикасян в верхнем течении оказался довольно рыбной рекой.

Тепло, +25 С, много мошки. Под вечер ветер стих, стало совсем жарко, комаров не сдувает.

14.07. Вышли в 11-30.

Ниже притока Сикасян расширяется, успокаивается, течение опять снижается до 2 – 3 км/ч. Быстроток появляется примерно за 6 км. до устья, а последний километр река течёт спокойно.

В Котуй впали в 16-30. По сравнению с Сикасяном Котуй кажется огромным, хотя ширина его здесь около 250 м. Река спокойная, но быстрая, несёт со скоростью 6 – 7 км/ч. Вода мутная.

Стоянок мало и только на галечных отмелях, чуть в стороне от берега кочкарник и много комаров. В нескольких километрах ниже впадения Сикасяна такие отмели ещё встречаются, затем надолго пропадают. Мы на этих отмелях не встали, решили, что ещё рано, поэтому вынуждены были плыть до ночи в тщетных попытках найти стоянку.

Сразу за впадением р. Дагалдын 2/3 реки перегораживает песчаная отмель у ПБ, которую мы в сумерках не заметили, пришлось стаскивать катамараны с неё на чистую воду.

Встали в результате в 21-30 почти в 27 км ниже впадения Сикасяна. Выше найти место для стоянки не смогли – все прибрежные травянистые полочки оказались просто мокрой глиной, а галечных пляжей не встречалось. Найденное место тоже далеко не самое лучшее, та же мокрая глина, лужи, но, по крайней мере, есть галечные проплешины, на которых и смогли поставить палатки.

Тепло, +27 С, ветра почти нет.

15.07. За ночь вода упала на 10 см.

После вчерашних «подвигов» вышли в 12-30. С утра солнечно, но ветер поменялся на северный и к обеду на небе появилась дымка. Этот же ветер нагнал хоть и не большую, но чувствительную волну. Тем не менее выдаём под мотором 9 – 10 км/ч.

Чуть ниже нашей стоянки обнаружилось несколько галечных отмелей, потом берега опять становятся травянистыми и обрывистыми.

По пути заходили под мотором во все крупные притоки метров на 200 – 300 половить рыбу, т.к. в самом Котуе, возможно, из-за коричнево-мутной воды, клёва нет. И наш манёвр удался – поймали несколько крупных щук.

Встали на стоянку в 16-00 на ЛБ чуть ниже впадения левого притока – р. Эйрэ на каменных плитах. Место красивое, но не для больших групп, мы с трудом нашли место для наших 4-х палаток.

+ 20 С, под вечер ветер стих, вылезли комары.

16.07. Вышли в 12-00.

В 3 км. ниже нашей стоянки река пересекает хр. Митька-Джангы. Русло сужается, по берегам вырастают останцы, много галечных отмелей, пригодных для стоянки, но примерно за 3 км. до впадения левого притока, р. Дирингдэ, места для стоянок пропадают. В месте впадения поймали несколько крупных щук.


Встали в 18-00 на ПБ на хорошей сухой полочке.

Весь день переменная облачность, +20 С, вечером ясно, небольшой ветерок, сдувающий мошку. Под вечер натянуло облака, похолодало и в час ночи начался дождь, который шёл без перерыва до 9-30.

17.07. Вылезли из палаток в 9-30, температура +13 С, облачно, ветрено. Вышли в 12-30 и к 14-30 дошли до правого притока, р.Мойеро, где на стрелке и пообедали. Вода в Мойеро, в отличии от Котуя, прозрачная и более тёплая.

Ниже слияния река выходит из гор, русло расширяется, берега опять становятся низкими. Но галечные косы, пригодные для стоянок, встречаются регулярно.

Встали в 18-30 на ПБ на отмели, сразу за впадением р.Джагалах.

После обеда облака полностью раздуло, но ветер холодный северный, температура + 13 С. К вечеру стало резко холодать, к 24 часам температура опустилась до 0 С, над рекой образовался густой туман, видимость около 100 м. Ветра нет.


18.07. В 8 утра тумана нет, температура опять +13 С. Вышли в 11-00, к 12 подошли к левому притоку. р. Тукулан. Левая протока о. Тукуланский сухая. Зашли под мотором в Тукулан, причалили и пошли осматривать место крушения самолёта (САМОЛ).

Неплохая стоянка обнаружилась на большой галечной отмели на правой стороне острова. Далее стоянки тоже встречаются, хоть и не часто.

Следующий большой безымянный остров обошли по левой протоке, она показалась нам более полноводной.

К 15-30 дошли до правого притока, р. Аганыли, где и пообедали. Берега низкие, пологие, однообразные.

Встали в 18-30 на ПБ в устье р.Бол. Хара-Хая на отмели. Среди камней много небольших агатов.

С утра малооблачно, днём облачность уже 9 баллов. К 18 часам начался небольшой дождь, но быстро прекратился. Так всю ночь и продолжалось – дождь несколько раз начинался, но быстро заканчивался. Температура днём +20 С.

19.07. С утра +13 С, всё небо в облаках. Вышли в 10-30. Ветер хоть и не очень сильный, но холодный, северный. Река уже такой ширины, что даже такой небольшой ветерок нагоняет ощутимую волну. Их высота до 0,5 м., на гребнях барашки. Пытаемся идти под прикрытием берегов, но всё равно палубу постоянно обдаёт брызгами. Под ветром холодно настолько, что окоченевают руки. Пришлось даже вылезать на берег разводить костёр, чтобы хоть немного согреться.

К 12-30 ветер подутих, волны сразу стали сильно меньше. К 15 часам дошли до правого приток, р. Унгкян. Основная струя идёт вдоль ЛБ, под правым большая отмель. В 15-30 встали на обед у следующего притока, р.Хогдоко на галечной косе. Оказалось, что ручей почти полностью пересох.

Стоянки встречаются регулярно, хоть и не часто. После 15 небо почти полностью расчистилось, но холодный ветер всё ещё дует.

Остров Улахан-Ары обходили по правой протоке, вдоль самого берега, в остальных местах слишком мелко. На острове, на небольшой галечной косе есть возможность организовать стоянку.

Остров Гугда-Ары обошли слева. Зачалились в 18-30 на ПБ в 150 м. ниже впадения р.Ары-Юрях.

К вечеру полный штиль, облачность 0 б., Температура днём +15 С, ночью +3 С.

20.07. С утра пасмурно, +10 С. Вышли в 10-30. Нам предстоит преодолеть длинную речную петлю перед о.Песчаный. В восточной части этой петли берега становятся выше, появляются скалы. Сам остров обошли справа, к Порогу №1 подошли к 12-30. Довольно точное описание порога дано в лоции (общий файл см. в конце отчёта): «Порог № 1. Шивера, пологие валы высотой до 1 м. Правый берег – скалистый, левый – широкое валунное поле. Длина порога – 1 км.». Порог мы прошли чуть левее основной струи. На самой струе высокие (до 1,5 м.) пульсирующие валы.

За левым поворотом находится порог № 2. Он чуть короче, чем порог №1. Правый берег обрывистый, каменистый, левый – каменная осыпь. Такие же валы, заходили в порог чуть левее центра, смещаясь на выходе к ПБ.

Видимо, вода в реке у нас ещё высокая, т.к. перекат ниже впадения правого притока, р. Орон-Юрях залит, прошли его по центру, валы высотой 0, 5 – 1 м. Судя по лоции, в низкую воду этот перекат представляет из себя гораздо более серьёзное препятствие, чем предыдущие два порога.

Оба порога и перекат прошли к 13-10. Препятствия проходили без мотора, на вёслах, но катамараны не развязывали.

Через несколько километров ниже порогов берега постепенно становятся выше, а пейзаж разнообразнее.

В 18-30 встали на ЛБ на галечно-песчаной отмели напротив впадения правого притока, р. Уоран-Юрях. Ветра нет, низкая серая облачность, +15 С. Комары.

21.07. К утру облака растянуло, 5 б, + 13 С. Вышли в 10-30, ветра нет. Берега высокие, красивые выходы скал.

К 14 часам дошли до левого притока, р. Дебянгдэ, пообедали.

Встали на ЛБ на галечной отмели в 17-30 перед порогами, после левого поворота реки.

Температура днём + 23С, но ветер холодный, северный.

22.07. С утра облачность 10 б., свинцовые тучи. Температура на градуснике +16 С, но пронизывающий северный ветер просто вымораживает.

Вышли в 11-00. По нашей воде пороги №№ 3 и 4 отсутствуют – залиты водой и угадываются только по чуть большему числу «поганок».

Порог №5 шли под мотором, не развязываясь. Зачалились сразу за ним на ЛБ и пошли осматривать порог №6. Между порогами около 200 м. быстротока и чалиться для просмотра лучше чуть ниже, ближе к началу порога, а нам пришлось скакать по камням все эти 200 метров.

По нашей воде в пороге очень высокие (больше 2 м.) пульсирующие валы в центральной струе, поэтому и 1-ю, и 2-ю ступени проходили вдоль ЛБ, держась левого края основной струи. Косые отбойники от берега не сильно, но отбрасывают к центру 2-й ступени. Первый катамаран прошёл прямо по валам 2-й ступени, второе судно смогло удержаться на курсе и прошло вдоль берега.

За порогом у ЛБ большое глубокое улово, а над ним на берегу расположена так называемая «рыболовная база мэра Хатанги». От базы остался только один домик, но он в отличном состоянии, оставили там немного продуктов.

Обедали на левом притоке, р. В.Налэ, неплохое место для стоянки.

Порог №7 полностью залит водой, порог №8 тоже, угадывается по небольшим вальчикам. Прошли под мотором вдоль ЛБ.

Встали на ЛБ перед впадением безымянного левого притока на ровной полочке в лесу. Стоянка удобная, укрытая от ветра, но комариная.

Облака постепенно прореживаются, облачность к вечеру 7б.

23.07. С утра облачно, но постепенно проясняется, ветра нет, тепло. Вышли в 10-30. Поскольку вскоре предстоит преодолеть целую серию порогов, идём по-отдельности, без мотора.

Порог №9. Заходная шивера расположена почти в километре до точки порога (По нашей воде залит, но валы довольно высокие, до 1,5 м.) Пороги № 10 – 12 следуют один за другим, по нашей воде так же залиты, такие же валы, как и девятом пороге.

Между 12 и 13 порогами около 500 м. быстротока, зачалились на ЛБ в 200 м. перед порогом для просмотра. Описанная в лоции гряда камней у нас была залита почти полностью, камни торчат только у берега. Проходили вдоль ЛБ краем боковой струи. В основной струе по центру большие валы, бочки, решили туда не лезть. Длина порога около 800 м.

До следующего, 14-го порога река донесла быстро, течение здесь 6 – 7 км/ч. В порог заходили по центру, уходя затем от основных валов к ПБ. Порог плавно переходит в несильную шиверу, тянущуюся вплоть до устья р.Ниж.Налэ. Вода довольно высокая, поэтому проблем с заходом в приток и чалкой на стрелке у нас не было. Зачалились к плоским каменным плитам. Часть палаток установили прямо на этих плитах, часть на галечном пляже чуть выше по течению Н.Налэ. На стрелке явно часто стоят туристы: много пеньков от спиленных деревьев, следы костров. Но дров хватает с избытком. К устью подошли к 13-00.


24.07. Днёвка. Облачно, но тепло, ветра нет.

25.07. С утра абсолютно ясное небо, ветра нет, +25С. Уровень воды в реке постоянно снижается, за двое суток уровень упал почти на 0,5 м, но пока воды хватает.

Вышли в 11-00. Шиверы начинаются сразу напротив впадения Н.Налэ и идут без перерыва, вплоть до порога №17. В лоции эти шиверы обозначены как пороги №№ 16 и 17. По нашей воде небольшие валы были только у ЛБ, у скальной стены, вдоль ПБ - быстроток.

Порог № 17. Пожалуй, самый сложный порог на реке. Мы сходили на его разведку во время днёвки и крайне рекомендуем его предварительно просматривать. Просматривать его лучше по ПБ, он выше и позволит оценить всю картину. По нашей воде по центру порога на основной струе стоит огромный «петух», за которым – две расходящиеся мощные косые бочки. Вдоль левого, более полого берега, вода более спокойная, но осложнённая косыми валами. Вдоль правого, обрывистого берега по нашей воде основные бочки можно обойти краем основной струи, уходя ближе к концу порога к центру, по выходным валам. Мы так и сделали. Оказалось, что у ПБ стоят мощные «поганки», довольно ощутимо засасывающие и разворачивающие гружёный катамаран.

Следующий порог №18 предварительно просмотреть возможности не было. С воды показалось, что на заходе в правую от острова протоку стоят высокие валы, что за ними – не видно. Приняли решение пройти левой протокой, тем более что у нас была идея остановиться половить рыбу в «Аквариуме». Оказалось, что проход в аквариум перегораживает каменная гряда, высотой около 1,5 м., но воды достаточно, слились нормально, между полу-обливными камнями.


В «Аквариуме» так ничего и не поймали…

Из «Аквариума» вышли на основную струю перед порогом №19. По центру на основной струе высокий пульсирующий вал, слева валы чуть поменьше, но тоже высокие, справа более спокойно. Пытались перегрести реку и уйти под ПБ, но не успели (несёт очень хорошо) и влетели прямо в центральный вал. Высота вала 2,5 – 3 м., но, к счастью, никакой бочки за ним не было, поэтому успешно его перевалили, следующие валы уже меньше.

До следующего порога № 20 прошли ещё 3 шиверы с небольшими валами.

Порог №20 проходили под ПБ, вдоль правого края струи. В левой части порога, под обрывистым правым берегом, мощные валы с бочками. Порог длинный, около 800 м.

К правому притоку, р. Уоран подошли к 14-00.

В устье р. Оревун – шивера, основная струя с валами идёт вдоль ЛБ, справа более-менее спокойно.

Примерно через 7 км. – ещё одна шивера (т. Шивера), проходили по струе, представляет из себя валы, высотой около 1 м. Шивера длинная, около 1,5 км. Далее до порога №21 встречаются ещё два несложных переката (точки Перек.). Сам порог №21 не сложный, широкий, виден издалека. Заходили в порог правее центра, краем слабо выраженной струи, уходя затем ближе к центру в обход камней и на выходе из порога смещаясь к ЛБ, на основную струю.

Река на этом отрезке течёт очень шустро, к порогу №21 подошли к 18-00.

Зачалились на первом же подходящем месте, которое нашлось на ЛБ, чуть ниже впадения левого притока, р. Кириестях, на сухой травяной полочке.

26.07. С утра так же ясно, солнечно, ветра нет, +23 С. Вышли в 10-30. Быстро доплыли до порога.

Порог № 22: левая часть русла перегорожено каменной грядой, через которую вода хоть и переливается, но не пройти – мелко. Основная струя идёт под ПБ, вдоль каменной стенки. Струя чистая, без больших валов. Мы же заходили в порог по центральной струе, влетели во входной вал высотой около 2 м. Но валы пологие, судно почти не тормозят, бочек за ними нет.

Ниже 22-го порога река течёт довольно быстро, периодически встречаются несложные перекаты.

Перед впадением р.Котуйкан неожиданно встретили моторку. Оказалось, что на стрелке построена свежая база отдыха: 6 новых деревянных домиков, бочки с топливом, много моторок. Оказалось, что это пользующееся популярностью место: http://kotuy.com. Но общее впечатление оторванности от цивилизации они, конечно, подпортили. Отсюда и до конца похода мимо нас регулярно уже сновали моторки.

До Котуйкана дошли к 14-00.

Поскольку в наших планах на следующий день стоит посещение хризолитового месторождения, встали на ЛБ напротив правого притока р. Кугда-Юрях. В устье самого ручья мест для стоянки нет. Часть палаток поставили прямо на гальке, часть чуть подальше от реки, на границе леса, на ровном песке.

27.07. С утра обычность 10б., ветра нет. Сегодня нам предстоит выбраться по притоку наверх, на плато и пройти по нему до заброшенной базы по добыче хризолитов. Расстояние в одну сторону – около 8 км. На одном катамаране перечалились на ПБ и в 10-30 начали подъём. Поднимались вдоль ручья, по курумнику, вплоть до первого левого притока ручья (точка Кугда). От этого места начали забираться наверх на плато по набитым оленьим тропам. Наверху пейзаж резко меняется, лес постепенно исчезает, идём по травяным полям, иногда пересекаем каменистые выходы, двигаемся по азимуту. Через некоторое время становится видна приметная голая сопка, изрезанная остатками шурфов, а чуть левее сопки угадываются остатки строений. Подходим ближе. От базы осталось не много: полу-разобранные вездеходы, остатки промывочных лотков, разрушенные балки, пара из которых при этом с крышами, но без окон. Дует сильный холодный ветер, укрыться можно только в этих балках. Пытались искать хризолиты, но, справедливости ради надо сказать, что крупных минералов мы не нашли, а основную массу сувениров отыскали в отвалах на базе. Сколько мы не рыли сопку рядом с шурфами, ни одного хризолитика не откопали.

Подъём у нас занял около 3 часов, спуск чуть быстрее. И сам путь вдоль ручья Кугда-Юрях очень красив и разнообразен.



28.07. С утра облачность 7 б., но ветра нет, тепло.

Вышли в 10-30. Почти сразу подошли к порогу, обозначенному на карте, но отсутствующему в лоции. Мы его обозначили как порог № 23. Порог по нашей воде не сложный, центральная струя чистая, с небольшими валами, по краям небольшие бочки, прохождение не представляет сложностей.

Ручей Кугда-Юрях стекает уже с Анабарского плато и, фактически, ниже этого ручья правый берег относится уже к Анабарскому плато, а левый, формально, к Путоранам. И вправду, скалы правого берега резко отличаются от тех, что мы видели раньше, ярко-жёлтым оттенком. Особенно эта разница становится видна при ярком солнце. Кажется, что и останцы стали более изрезанными.

К 12 часам дошли до правого притока, р. Урюнг-Тас-Юрях, зачалились и прогулялись вверх. Поднялись буквально на пару километров, до первого притока. Абсолютно другая по ощущениям природа – долина с широкими полочками, заросшими лесом и травами, цветы, жёлтый песок на белых камнях, внезапно появилась уже спелая голубика.

Напротив впадения левого притока, р.Кындын, изба с зачаленной рядом моторкой.

До правого притока, ручья, стекающего с г.Одихинча, дошли за 2 часа. По пути прошли несколько простых перекатиков. Встали прямо в устье ручья. Палатки можно поставить как на скальных плитах, так и чуть выше, в лесу.


29.07. С утра облачность 2б, тепло.

Поскольку из Анабарского плато мы скоро выплывем, решили прогуляться вверх по ручью, полюбоваться красотами. Долина ручья и впрямь оказалась очень живописной, по дороге видели огромное гнездо высоко на скалах. Дошли до водопада, спадающего в широкую каменную чашу, замыкающего долину (т. ВДП). От устья до водопада примерно 3 км.

Пообедали и выплыли в 14-30. Горы заканчиваются впечатляющей разноцветной скальной стенкой по ПБ.

Прошли несколько небольших перекатиков. Примерно в 3,5 км выше устья р.Медвежья на левом повороте на ПБ расположен глэмпинг. Стационарные палатки, столовая, снуют моторки, развозящие туристов.

Мы планировали вставь в устье Медвежьей, но место не очень понравилось – крупная галька, глина, сыро. В результате остановились на ЛБ чуть ниже, перед правым поворотом на галечно-песчаной отмели, около избушки. Причалили в 19-30. Палатки можно поставить и на коренном берегу, и около избушки, в лесу. Сама избушка и местность вокруг довольно чистые. Много спелой голубики.

30.07. Днёвка. Облачность 0б, лёгкий ветерок, +20С.

31.07. С утра облачно, +20С. Вышли в 10-30. Хотим сегодня дойти до пос.Каяк, чтобы разузнать есть ли возможность уехать оттуда на попутной барже или лодке, чтобы не плыть по разливам устья Котуя.

К 13 часам дошли до р.Эриечка. На ПБ на стрелке – большое ухоженное зимовьё с ледником, теплицей, летней кухней и пр. Жилище обитаемо, но мы никого не застали.

К 18 часам доплыли до Каяка. Шахта закрыта, посёлок полностью выселен, только зайцы бегают по улицам. И хотя официально посёлок был полностью расселён в 2014 году, выглядит он так, как будто люди ушли из него совсем недавно. Многие дома в хорошем состоянии, окна со стёклами, к домам протянуты электропровода.

У самого посёлка ставить лагерь не хотелось, поэтому решили плыть дальше до первого пригодного для стоянки места, каковое нашлось только почти через 10 км. на ПБ перед началом урочища Капнан. Здесь нашли неплохую галечно-песчаную отмель. Ещё одно хорошее место для стоянки обнаружилось неподалёку, чуть выше, на границе поляны и леса, около триангуляционного знака. Похоже, что раньше сюда приезжали из пос. Каяк.

Избы, обозначенной на карте на противоположном берегу, нет. Но обнаружили избу в 1 км. ниже нашей стоянки на ПБ. Установлена в стороне от берега, с воды её не видно.

01.08. Билеты из Хатанги в Красноярск у нас приобретены на 5 августа, плыть же осталось с нашим темпом 2 – 3 дня, поэтому решили сделать днёвку, да и погода хорошая: облачность 5б., +20 С.

02.08. Погода всё такая же хорошая. Вышли в 10-00.

От карьера, обозначенного на карте на ПБ сразу за урочищем, не осталось никаких следов. Вскоре река ещё сильнее расширяется, течение практически полностью пропадает, появляются большие острова. Раньше по реке в этих местах ходили баржи и судовой ход отмечен створными знаками по берегам. И это не просто так – в русле встречаются мели, один раз даже наши катамараны не смогли пройти, пришлось стаскивать их с мели вручную.

К 15-30 дошли до стоянки на ЛБ напротив о.Длинный. От изб, отмеченных на карте, остались только развалины. Сам берег очень топкий – засасывающая белая глина, много мошки, но, как оказалось, место очень интересное с геологической точки зрения: в одном месте выходы пластов угля, глины, окаменелых деревьев. Насобирали много интересных образцов.


03.08. Облачность 3 б., полный штиль, +23 С.

Вышли в 10-30, до устья Котуя дошли к 13-30. По дороге видели стадо оленей, видимо, как раз начинается их ежегодная миграция.

Самолёт у нас ещё послезавтра, две ночи в посёлке проводить не хочется, поэтому встали в начале протоки Прямая на ПБ, не доходя примерно 10 км. до Хатанги. Узкая песчаная коса, но места хватает. А если вылезти наверх, на коренной берег, то даже появляется GSM сигнал, но интернета нет.

У нас явно получается перевес по багажу. Хоть продуктов и нет, но два катамарана, мотор, снаряжение. Поэтому, пользуясь наличием связи, попросили береговую команду связаться с авиакомпанией и заранее зарезервировать нам дополнительные места багажа. К счастью, это удалось, хоть и не без усилий. Вроде есть какая-то транспортная компания, перевозящая самолётом грузы в Красноярск, но мы о ней заранее не знали, да и вряд ли успели бы оперативно отправить и получить наше снаряжение.

Пользуясь солнечной погодой и теплом помылись, постирались перед выходом в цивилизацию.

04.08. Вечером 3 августа задул северный ветер, принёсший низкие тёмные облака, ночью ветер усилился, пришлось даже дополнительно укреплять палатки. Всё, что можно, засыпано мелким песком, но к утру ветер чуть подутих. Пасмурно, +15 С.

Вышли в 10-30. К этому времени ветер снизился до 5-7 м/с, мотор справляется, вытягивает катамараны.

Протока Прямая является протокой, видимо, только в очень высокую воду. У нас протока оказалась просто заливом, отчалив мы вскоре уткнулись в широкую песчаную отмель через всё русло. Пришлось возвращаться обратно и огибать о.Деска-Арыта уже с севера. Река здесь шириной уже почти 1,5 км и ветер, хоть уже и не такой сильный, разгоняет высокую волну. В результате оставшиеся 10 км. шли почти 3 часа, обдаваемые веером брызг.

На рейде Хатанги стоит несколько судов на якоре, берег перед посёлком весь завален металлоломом, заброшенными постройками. Издалека виден храм, примерно под ним мы и зачалились к широкой галечной косе. Хотя не известно чего на этой косе больше – гальки или битого стекла. Начали разбираться, сушиться. Хоть и пасмурно и холодно, но дождя нет.


Пошли в посёлок выяснять где можно было бы остановиться на ночь. В принципе, можно поставить палатки и на берегу, но для этого следует причалить чуть выше, чем мы, и всё равно придётся стоять среди металлолома. Выяснилось, что в посёлке есть гостиницы Мамонт и Хатанга, стоимость проживания около 4500 руб/чел. И, как ни странно, мест в гостиницах нет. Есть квартиры, которые тоже сдаются, информацию о них можно узнать у продавщиц в продуктовых магазинах, коих в посёлке достаточно. И ассортимент, кстати, вполне достойный. Мы уже собирались воспользоваться одним из таких предложений, как к нам на берегу подошёл местный житель и предложил остановиться у него в квартире, а довезёт наши вещи его знакомый таксист. Ну мы и не смогли отказаться. Тем более, что как только мы заехали в квартиру, начался дождь, температура упала до +10 С.

05.08. Сильный дождь шёл всю ночь, к утру он перешёл в морось, похолодало до + 5С. Туман. Но мы уже едем в аэропорт на том же таксисте. Вылет по расписанию, самолёт полон.

В Красноярске часть группы поехала в транспортную компанию сдавать снаряжение, остальные поехали заселяться в заранее забронированную квартиру. Назавтра у нас вылет в Москву.



Примечания, контакты:

1. Мы шли под 4-тактным мотором Honda, мощностью 2,7 л.с. Средняя скорость тандема катамаранов под ним составила 10 км/ч при расходе 1 л/ч. Под мотором шли не всегда, к примеру, порожистые участки проходили под вёслами. В результате из взятых 60 литров бензина мы потратили 57. Но следует учесть, что против ветра суммарно мы шли не больше пары дней. Если бы дуло дольше и сильнее, бензина бы нам не хватило. (Но теперь, скорее всего, есть вариант обратиться за помощью на рыболовную базу в устье Котуйкана)

2. Большинство стоянок зачастую не имеют идеально ровной поверхности. Часто это галька различной крупности, кочки и т.д. И в этих случаях надувной коврик и увеличивает комфорт сна, и существенно расширяет возможности по выбору мест для стоянки.

3. Одной из самых бесполезных вещей в походе оказался фонарик. Ночи очень светлые.

4. Поскольку пос. Каяк оказался заброшен, никакой добычи не ведётся ни в устье р.Эриечка, ни в карьере ниже Каяка, рассчитывать на попутные баржы не приходится. При этом появилась действующие базы отдыха (в устье Котуйкана и выше р.Медвежья), с которыми можно пробовать договориться о выброске в Хатангу.

5. В самой Хатанге есть различные средства передвижения, в том числе суда на воздушной подушке. Хозяин одной из них – Алексей, 8-908-016-2005.

6. В Красноярске из/в аэропорт мы ехали на микроавтобусе-такси: Александр, 8-902-917-1043.

7. В 2013 вертолёт стоил: Ми-8Т – 185 т.р./час, Ми-8МТВ-1 – 208 т.р./час. Первый берёт тонну на борт, второй – две. Примерная стоимость заброски на Мойеро (до устья Делингдэкэн) 863 000 руб и 970 000 руб. соответственно.


С вопросами пишите: kvkonst@mail.ru

Наши точки (wpt) и лоция: ТУТ.