р.Ока
|
Белохин Вася |
lordspam@mail.ru |
Бисиркина Валя |
|
Бисиркин С.И. |
|
Бисиркин С.С. |
|
Голубев Женя |
|
Григорьев Лёша |
|
Индриков Сергей |
Колесниченко Костя |
kvkonst@mail.ru |
Костин Паша |
|
Красненьков Володя |
|
Паволоцкий Саша |
apavolotsky@mail.ru |
Паперно Саша |
|
Сидорова Маша |
|
Титов Миша |
|
Тубышкин Гриша |
Основную часть снаряжения и продуктов отправили в Иркутск багажным вагоном с помощью фирмы Пальмер ТЭК. Сдали багаж в Москве 11 юля, а 16-го числа вещи были уже в Иркутске. Там снарягу приютила у себя до нашего приезда тур. фирма Green Express. Эта же контора взяла на себя организацию вертолёта для заброски на Хангарул. Однако 22-го числа выяснилось, что в ближайшие два дня вертолёт лететь не может по каким-то не понятным причинам. Так как запасные дни у нас были, решили, что пару дней мы вполне можем позволить себе постоять на Байкале и с помощью этой же конторы, предоставившей нам для этого два микроавтобуса, уехали в этот же день в Листвянку. В Листвянке договорились с капитаном одного из катеров о заброске до места, на котором можно пару дней постоять. Высадил он нас на берегу примерно в 2 км. за пос. Б.Коты. Берег Байкала в основном скалистый, мест для стоянок не так много, причём практически все заняты. В том выполаживании берега, где нас высадили, располагался детский палаточный лагерь и, помимо нас, стояло ещё 4! группы. Дров практически нет, но место красивое.
С этим же катером договорились о том, что 24-го числа он нас зеберёт обратно в Листвянку.
Погода в целом неплохая – довольно тепло (ок. 20 С), солнце, но вода в озере очень холодная – можно только забежать в воду и тут же с воплями ломануться обратно.
23.07.   Сходили погулять на ближайшие скалы, поискали пещеры, которые вроде как должны быть поблизости. Пещер не нашли, но нашли неглубокий грот. Слазили – посмотрели. Полюбовались окрестностями, поиграли в волейбол с пионерами. Попели, поговорили, попили. В общем, отлично провели день.
Весь день солнечно, тепло, чуть ветрено.
24.07.   Днём поднялся ветер, волна усилилась. Выяснилось, что при такой волне катер пристать к берегу не может – слишком мелко, т.е. надо идти к пристани в пос. Б.Коты. Договорились с лодкой, приписанной к п/лагерю, что на ней мы перевезём вещи, а сами пошли в посёлок пешком. Вдоль берега идёт хорошая тропа. Красиво. По дороге попадаются что-то типа кемпингов – стоят стационарные палатки, кухня, дрова и т.п. Причём кемпинги не пустые – народ приезжает туда на неделю - две. Гуляют по окрестностям, загорают и всячески приобщаются к природе.
Пришли в посёлок, посидели подождали катера, пока не дождались. Пришлось искать на месте другое плавсредство, что удалось только изрядно постаравшись. В результате до Листвянки доплыли на небольшом катерке за 3000 руб. Со всеми переходами, ожиданиями, поисками катера до Листвянки дошли только к вечеру. Там нас уже ждали машины Green Express'а, которые довезли нас до поля (на которое якобы садится вертолёт), расположенное на берегу Ангары за Иркутском. На следующее утро оттуда нас должен был забрать вертолёт на Хангарул.
В ночи приехали на поле, поставили палатки, перекусили и залегли спать.
Весь день лёгкая облачность, t около 20 С, дождя нет.
25.07.   С утра – пасмурно, иногда накрапывает дождь. Вертолёта нет.
Ближе к 12-ти дня выяснилось, что Бурятия (по территории которой и протекает Хангарул) разрешения на полёты не даёт. Следовательно. Зун-Мурин для нас тоже становится недоступным. До р.Уда вертолёт долететь не может из-за сильной удалённости реки.
Учитывая подготовку группы и количество оставшихся дней единственная река, остававшаяся в нашем распоряжении – Ока. От вертолётной заброски на реку отказались. Ставшая уже практически родной Green Express предоставила нам микроавтобус и ГАЗель для заброски на Оку.
Загрузились, сели, поехали. До пос. Орлик, с которого мы планировали начать сплав по реке, добирались около 8 часов. Дорогу до Орлика частично восстановили после недавнего паводка непосредственно перед нашим приездом. На окраине посёлка были около 4 утра. ГАЗели нет…
26.07.   ГАЗель с вещами пришла в результате только в 10 утра. Пока ждали машину развели на околице костёр, попили чаю, часть группы спала в машине, часть проводила время около костра. Население индифферентно.
Орлик – довольно большой сильно вытянутый вдоль реки посёлок. Стоянок и мест для стапеля нет.
Т.к. в результате наших многочисленных и долгих переездов мы оказались-таки не на Хангаруле, а на Оке, то отказаться от посещения горячих источников Хойто-Гол мы сочли просто преступлением. В посёлке нашли (точнее, нашли нас) ГАЗ-66, с водителем которого и договорились о поездке на источники на следующий день. Адрес водителя – ул.Обручева. 17 (в пос. Орлик, естественно). Он же довёз нас на машине до хорошего места стоянки – примерно в 10 км ниже по течению от Орлика, не доезжая около 1,5 км. до моста через реку. Место действительно неплохое – красиво, много места, следы медведей, несколько раз приходили местные жители, которые пытались ловить в этих местах рыбу. Вполне доброжелательное отношение.
Погода продолжает радовать – солнце, около 25 С.
27.07.   Машина на источники пришла в 9 утра – оказалось, что-то там сломалось прямо перед выездом, но это что-то удалось, к счастью, починить.
Дорога – это мечта любого off-road'иста – без лебёдки проехать просто не реально. Когда мы ещё только договаривались о заброске длительность дороги (9 часов!!!) и её стоимость (10000 руб.) показались нам сильно завышенными, но это действительно так! Чего стоят вытягивания севшей "на брюхо" машины из болота, грязевых ручьёв (видео) и луж, размером с небольшое озерцо? (видео)А поездка по дороге, от которой осталась фактически только половина, да и то, идущая под углом над оврагом и во время движения по которой приходится всем перебираться на одну сторону кузова, чтобы машина меньше сползала? А крены дороги, на которых машина не переворачивается только потому, что колея слишком глубокая и она просто ложится на один борт? Короче, ЭТА дорога стоит и времени, и тех денег, которые за заброску просят. А уж водители и их машинки заслуживают отдельного поклона.
Сами источники стали довольно цивилизованными (по словам участников, которые там уже бывали 7 лет назад) – стоят домики для проживания (45 руб./чел./сут.), построен открытый бассейн с термальной водой, есть баня (35 руб./чел.). Купальни с термальной водой (теплее, чем в бассейне) стали тоже платными – 35 руб./чел.
Весь день пасмурно, частые недолговременные дожди, около 20 С.
28.07.   В 12 утра, очередной раз искупавшись в ваннах, тронулись в обратный путь. Ехали всё те же 9 часов, опять же неоднократно используя лебёдку.
Солнечно, небольшой дождь был в середине дня, около 25 С.
29.07.   По нашим прикидкам времени на маршрут (как потом оказалось прикидкам ошибочным – ориентировались на какое-то "халявное" описание реки) остаётся довольно мало, поэтому встали рано и собрались, с учётом первого сплавного дня, оперативно – вышли около 12 часов.
Скорость течения, с учётом частых перекатов, около 10 км/ч. Примерно через 1 час сплава прошли устье р.Сенса (наверх по которой мы и ехали на источники). К 17-00, с учётом горячего обеда, подошли к р.Жом-Болок. В устье уже стоят две группы, но места полно. Хороший пляж, красиво. Прогулялись посмотрели выходную шиверу Жом-Болока. Шивера длинная – около 2 км. Ребята, которые на ней катались, называли её "Восторг водника". В общем, так и есть, очень приятный порожек - есть возможность и покататься, и технику поотрабатывать, да и вполне безопасно.
Буквально через несколько сот метров слева впадает ещё один из рукавов Жом-Болока – небольшой ручеёк шириной около 3 метров. В 200 метрах выше по ручью расположен очень красивый водопад – вода падает с высоты около 20 метров в чашеобразный цирк.
После впадения Жом-Болока уклон и расход воды в Оке возрастают, шиверы встречаются чаще, скорость течения незначительно, но увеличивается. Начинаются разбои. Вода у нас выше средней, поэтому выбрать полноводные протоки не представляет труда.
Примерно через 2 часа сплава от устья Жом-Болока подошли к впадению правого притока – р. Айтаме. В месте впадения на ПБ встали на стоянку. Много места, дров и комаров.
Впереди – горный хребет, пересекая который река и образует каньон Орха-Бом.
В районе р.Айтаме наконец-то появилась рыба, которой выше по реке не было – местные рыбаки утвержали, что её снесло недавним паводком. Следы паводка отчётливо видны по берегам: поваленные столбы ЛЭП, свежие брёвна и т.д.
Все препятствия на пройденном за день пути однообразны и не представляют никакой сложности – перекаты с легко читаемой линией движения, небольшие вальчики.
Весь день – отличная погода, солнце, тепло – ок. 30 С.
За день пройдено 55 км.
30.07.   Минут через 15 сплава от места впадения р. Айтаме разбои на реке заканчиваются и река входит в каньон. Несложные перекатики встречаются чаще. Ещё примерно через 15 мин. сплава с ПБ впадает р.Етомой. В месте впадения есть место для стоянки.
Ещё через 1,5 – 2 км. с ЛБ впадает р.Халбая-Хара-Гол. В месте впадения – хорошая стоянка.
В 100 м. ниже впадения р.Халбая – остров, левая протока мелкая, в правой расположен первый на реке порог "Три геолога". Просмотр практически невозможен (ПБ скальный, слева подойти к протоке довольно сложно), да и не особо нужен – протока широкая, небольшие валы (около 1,5 м.), бочек нет, единственная сложность – прижим к скале ПБ, образующийся при повороте реки. Уйти от прижима не сложно, а при заходе по центру струи или левее в прижим практически не "тащит". Справа в конце порога водопадом впадает ручей.
Через 50 м. ниже порога находится выходная шивера, далее на протяжении 1,5 км. ещё 2 шиверы с валами до 1,5 м.. Через 200 м. после них – пор. "Пронеси Господи - 1!". При желании можно зачалиться для просмотра на песчаный левый берег в улов сразу за шиверой или чуть подальше – на камни ближе к порогу. Порог расположен на прямом отрезке реки. По нашей воде из препятствий – только валы 1,5 – 2 м., бочек нет.
Следующий порог "Каландрашвили" расположен в 200 м. ниже "ПГ-1". Ориентир начала порога – высокий скалистый ЛБ. Можно зачалиться для просмотра на ПБ. Проход по струе, валы 1,5 м., бочек нет.
В 400 м. ниже "Каландрашвили" на крутом левом повороте расположен пор. "Окинский". Ориентир – скала-парус на ЛБ на повороте реки и впадение р.Хусан-Жалга с ПБ после поворота. Осмотр по ПБ по камням. Порог представляет собой серию валов высотой 2 – 2,5 м., в середине порога – проносная бочка. Основная струя (с валами и бочкой) идёт вдоль ЛБ, при желании можно выйти из струи практически в самом начале порога и пройти под ПБ по практически спокойной воде. (видео)
На выходе из порога на ПБ – место для стоянки.
Через 100 м. быстротока на правом повороте начинается пор. "Интеграл" ("Бурятский"). Пожалуй, самый мощный, по нашим ощущениям, порог на реке. Осмотр со скалы ПБ. Имеет, как и следует из названия, характерную форму. Основная струя идёт вдоль ПБ, на левом повороте несильный прижим. Валы до 2,5 м., проносные бочки. При желании все валы можно обойти под ЛБ, уйдя со струи в самом начале порога.
Встали на ночёвку на ЛБ в 200 м. ниже порога. В этом месте расположен музей, много мест для стоянок. На удивление довольно чисто.
Весь день солнце, тепло, под вечер начался дождь, похолодало до 15 С.
За день прошли около 10 км.
31.07.   Дождь шёл пол-ночи. с утра – пасмурно, но часам к 11-ти начало проясняться.
Сразу за стоянкой – несложный перекат, за ним – пор. "Пронеси Господи – 2". Собственно это даже не порог, а шивера с валами, практически без бочек. Прижим к скале ПБ слабый. Проход – по струе по центру.
Далее до пор. "Харагольский – 1" множество перекатов и шивер, выделить из которых пор. "Ары-Бурье" мы так и не смогли. Характер препятствий одинаков – различные по мощности валы, изредка проносные бочки. Всё идётся сходу.
Примерно через 2 часа сплава подошли к пор. "Харагольский – 1". Интересна шивера перед порогом. Расположена она примерно в 200 м. выше по течению на плавном правом повороте реки и с воды ничем не отличается от остальных – валы. Струя идёт вдоль ЛБ, однако после поворота, если идти правым краем струи, то можно успеть попасть в единственную, пожалуй, мощную бочку на реке – нашу почти 1,5-тонную двушку держало в ней, несмотря на усилия экипажа, секунд 5. Чётких ориентиров начала этой шиверы к сожалению нет. Может помочь то, что расположена она после несложного переката, перед которым – плёс длиной около 400 м., левый берег которого (плёса) образован высокими скалами.
Перед левым притоком – р.Хара-Гол на ЛБ отличная стоянка. От места впадения и начинается пор. "Харагольский – 1". Порог расположен на некрутом левом повороте реки, ПБ – скальный, левый – каменистая осыпь. В нгачале порога основная струя идёт по центру русла, смещаясь затем под ПБ. Валы увеличиваются по высоте от начала порога к выходу. Наиболее высокие (около 2 м.) – у скал ПБ. Прижима нет. У ЛБ – не очень глубокая бочка.
За порогом – несложный перекат, за которым начинается пор. "Харагольский – 2". Характер препятствий всё тот же – валы. Линия движения читается с воды.
Далее – шиверы, перекаты.
Встали на стоянку напротив очередного переката.
Весь день солнце, около 25 – 30 С.
ЧХВ – 3 часа.
01.08.   Поняв, что времени на прохождение оставшейся части маршрута у нас достаточно, решили устроить днёвку. Сделали баню, сбегали на окрестные вершинки, подремонтировали катамараны и вообще занимались всяческой бытовухой. Наловили рыбы. Грибов очень мало, ягоды ещё не созрели.
Весь день пасмурно, периодически накрапывает дождь, но тепло – около 25 С.
02.08.   С утра пасмурно, но дождя нет.
Опять один за другим перекаты, шиверы. Считать их не удаётся – очень быстро сбиваешься со счёта – препятствия часты и очень похожи, в основном валы.
Наконец проходим препятствие, по мощности превосходящее фоновые. Оказалось, это был пор. "Мельница". Довольно высокие валы (около 2 м.), есть бочки. К сожалению. попасть в основную бочку не удалось ни одному из судов – бочка расположена правее основной струи, а из-за высоких валов замечаешь её слишком поздно. Ориентир начала порога – природное образование на скале ЛБ, напоминающее букву "Х", образованную трещиной в скале и пересекающей её полосой - выходом более светлой, чем скала, породы.
Далее обычные перекаты и шиверы.
Выделить чёткие ориентиры начала пор. "Центрифуга" тоже не удалось – расположен он на левом повороте реки, ПБ – скальный выход, высотой около 10 – 15 м., ЛБ – галечная отмель. Основная струя идёт вдоль ПБ, валы, на выходе – косой вал-отбойник от скалы ПБ, высотой около 2 м. Если уйти со струи, то препятствия можно обойти по практически спокойной воде.
Далее до впадения с ЛБ р. Хойто-Ока прошли 3 переката. Устье притока расположено на правом повороте реки в середине переката. В месте впадения на ЛБ есть место для стоянки.
Чере 500 м. впадает левый приток – р.Урду-Ока. В месте впадения – шивера. На ПБ отличная стоянка, на которой мы и сделали обед.
ЧХВ от места стоянки до р.Урду-Ока 3 часа.
Место впадения р.Урду-Ока считается концом Орха-Бома. Здесь же проходит граница Бурятской и Иркутской областей. Резкого изменения характера реки мы не заметили – расход увеличивается не сильно, долина если и расширяется, то не существенно. Характер препятствий тоже не меняется, однако в шиверах начинают встречаться довольно мощные бочки, которые, впрочем, тоже можно легко обойти – ширина реки позволяет.
От места впадения р.Урду-Ока до пос. В.-Окинский 136 км.
Встали на ночёвку на ЛБ в 25 км. ниже впадения р.Урду-Ока. Стоянок на этом отрезке не много, а те, что есть, не самые комфортные.
С утра – пасмурно, но часам к 12-ти прояснилось, жарко – около 30 С.
ЧХВ от р.Урду-Ока до места стоянки 2 ч. 20 мин.
03.08.   Продолжаем сплав до пос. В.-Окинский. Река постепенно расширяется, препятствия встречаются всё реже, их мощность уменьшается.
Во второй половине дня, начиная примерно с 17-ти часов, начался сильный встречный ветер. В предыдущий день тоже дуло навстречу примерно в это же время, но не так сильно.
Гребли до 21-00, встали на ПБ уже почти на выходе из гор. Стоянка не очень хорошая, но время позднее, да и приближалась гроза.
Весь день, не считая вечерней грозы, солнце, жарко – около 30 С.
ЧХВ 7,5 часов, пройдено 50 км.
04.08.   Ниже река совсем успокаивается, перекатики практически совсем исчезают, хотя скорость течения на плёсах 5 – 7 км/ч.
Берега однообразны – невысокие горки – холмы. Всё ждём когда, наконец, выплывем на равнину. Арзомскую шиверу, которая, судя по лоции, расположена на выходе из гор, так и не идентифицировали. На равнине река разделяется на протоки, в основных протоках воды вполне достаточно.
Перед местом антистапеля (около пос. В.-Окинский) все протоки собираются в одно русло. Километра за 3 – 4 перед этим с воды виден лесистый кряж Толстый Мыс, подходящий к воде с ПБ. Кряж обрывается в реку скалами красноватого оттенка, от этого момента до места антистапеля, расположенного на ЛБ, около 0,5 км. В этом месте к воде подходит грунтовая дорога из посёлка (до него отсюда около 2 км.). Большая поляна, достаточно дров. В сезон там постоянно дежурят машины, на которых можно доехать до пос. Зима, расположенного на железной дороге. Для ориентира водители даже вывесили белое полотнище, издалека видное с воды. Такса – 500 руб./чел. Расстояние до пос. Зима около 100 км.
В посёлке 2 магазина, почта с телефоном.
В первой половине дня отличная погода, днём в течении получаса нас поливал дождь, после чего похолодало до 15 С.
ЧХВ 8,5 часов, пройдено 56 км.
Отсюда часть группы уезжала своим ходом в пос. Зима на поезд, остальные же ждали автобус, который вёз их в Иркутск на самолёт.
05.08.   Т.к. на поезде уезжали мы только вдвоём, то за микроавтобус с нас запросили 1500 руб. Причём мы пробовали найти машину в посёлке дешевле – не получилось, такса у всех одинаковая. По дороге заехали на рынок, расположенный на окраине пос. Зима, закупились продуктами на поезд.
На станции плацкартных билетов до Москвы не было, приобрели билеты до Новосибирска на 77 поезд, отправлением со ст.Зима в 10-10 по московскому времени (15-10 по местному). В Новосибирск прибыли на следующий день в 13-05 (опять-таки Москвы). Плацкартных билетов в западном направлении на этот день опять не было. Вообще. На электричку до Омска опоздали часа на два. Купили купейные до Омска на 205 поезд, выехали из Новосибирска в 15-43 и вечером того же дня в 23-08 были уже в Омске.
В Омске та же ситуация – только купейные билеты, но почему-то уже гораздо дешевле, чем в Новосибирске. Вообще складывается такое ощущение, что количество плацкартных вагонов целенаправленно уменьшается за счёт увеличения купейных. Это, конечно, моё субъективное мнение, но факт налицо – плацкартных билетов достать не смогли. Общие вагоны вообще аннулированы.
7-го августа в 2-16 в Омске сели на поезд № 519 и 8-го числа в 16-42 были в Москве.
Выводы: |
|
1. Планируя маршрут по р.Хангарул с вертолётной заброской неплохо заранее иметь запасной маршрут на случай нелётной погоды. По этой же причине запасные дни тоже не помешают. |
|
2. Со спортивной точки зрения Ока не самая интересная река ( по крайней мере по нашей воде, уровень которой был средним или чуть выше). Сложность порогов – III, максимум III+ к.с. для катамаранов. Возможно, сложность препятствий возрастёт с сильным увеличением уровня воды. |
|
3. Протяжённость порожистого участка (ущелье Орхо-Бом) по сравнению с общей длиной маршрута не велика – приходится долго плыть по плёсам до порогов и ещё дольше и нуднее выбираться до места антистапеля. |
|
4. Несмотря на то, что весь маршрут довольно протяжён (около 250 км.) его спокойно
можно пройти за 4 – 5 дней. И, с нашей точки зрения, не стоит пренебрегать тем, что можно увидеть в ближайших окрестностях реки. Это, в
частности, горячие минеральные источники Хойто-Гол, откуда можно совершить радиалку в долину вулканов. В устье р.Жом-Болок при достаточном
количестве времени неплохо устроить днёвку и покататься на выходной шивере. В ущелье Орхо-Бом горы подходят почти вплотную к реке – интересно
сделать радиалку на одну из вершин. |
Удачи!