р.Лоймола, р.Тулемайоки

Отчёт
о детском водном походе
по рекам: Лоймола, Тулемайоки

совершенном в период с 9 по 21 июля 2014 г.

    Этот поход лично для меня был исключительно необычным, т.к. это был первый поход и с таким количеством детей, и с моим собственным ребёнком. Учитывая и количество детей, и возраст самого младшего (1 год), выбор нам предстоял непростой: хотелось именно в Карелию, но недалеко от Москвы, т.е. выбор ограничивался Южной Карелией, заброска и выброска «колёса в воду» и не очень длительные, река должна быть несложной, но хотя бы с минимальным набором препятствий. Ну и, желательно, чтобы там не было чрезмерных толп. И если последнюю проблему мы частично решали тем, что выезжали посередине рабочей недели и в не самый популярный для Карелии месяц, то с остальными ограничениями пришлось помучиться. В результате выбор пал на р.Тулемайоки. Почитав описания (река, в основном, посещается туристами весной по половодью) почему-то решили, что на две недели нам её будет мало и чуть удлинили маршрут, начав сплав по р.Лоймола.

    До Лаймолы добирались от Петрозаводска на машине (вот телефоны водителей:
Максим, газель — 8-911-403-36-51
Саша, Ford Transit — 8-921-629-00-60
Константин — 8-921-702-00-62, 8-911-419-00-17
Еще газель — 8-921-228-04-92)
до пос. Лоймола. В конце посёлка сворачиваем с асфальтовой дороги налево на грунтовую вдоль реки (N 61.97963°, E31.73780°). Дорога хорошая, проедет любая машина. По этой дороге доехали до северной оконечности оз.Корпиярви (дорога подходит непосредственно к воде), где и выгрузились (N 61.87918°, E31.84489°). Стоянка неплохая, народу (середина недели) нет, но в выходные местные наверняка приезжают на рыбалку.

    На следующий день отстапелились, собрались и выплыли. Озеро красивое, с воды видели ещё одну неплохую стоянку. Вплыли в реку и тут началось: несмотря на то, что в течении недели перед нашим приездом шли дожди, бесснежная зима сделал своё дело – воды в реке нет. Почти совсем. И многочисленные озёра тоже не сильно регулируют уровень воды в реке. Народу и груза у нас много, суда сидят глубоко, поэтому любой перекат превращается в протаскивание судов на руках. К примеру, у нас на 4-ке 5 чел. взрослых и четверо детей. Ну и груз, естественно. В результате отрезок реки в 5 км. до оз Сариярви мы шли Сплав по Лаймоле(в прямом смысле этого слова) почти 4 часа. Встали на юго-восточном песчаном берегу озера (N 61.82323°, E31.90640°). Пляж хороший, но стоянка не самая комфортная. Зато виды отличные. Оборудованная стоянка, судя по всему, расположена на западном берегу у истока реки из озера.

    Обнаружили, что где-то на шиверах сильно разодрали шкуру на 4-ке. Помимо камней в реке много топляка и ряжевых стенок, возможно что и с гвоздями.

    Как оказалось, вчерашний день нам только казался сложным. В этот день за первые 4 часа дошли только до пор. Табуны (около 3 км. по прямой от места стоянки). Сплошные проводки. Провели суда и через пор.Табун. За порогом характер реки резко изменился – перекатов стало меньше, преобладают плёсы, поэтому к вечеру смогли догрести до оз.Ораваярви (или, по другим картам Кариярви). Встали в самом начале озера на западном берегу (N 61.77670°, E31.97822°). Стоянка неплохая, виды всё так же радуют. Грязное время 8 часов. (N 61.776400°, E 31.978362°)

    На следующий день нам предстояло, в основном, преодоление озёр. На берегах Кайтоярви хорошие стоянки, можно их обнаружить и на берегах Хисъярви. Далее до конца реки адекватных стоянок нет, все берега в траве или обрывисты. Пор.Осиновый Каньон почти пересох. Детей всех высадили и вдвоём смогли часть порога проплыть, а не пройти. Под вечер догребли до автомоста, т.е. почти до впадения в Тулемайоки. Последние 500 м. реки перед мостом оказались мелководной шиверой, на которую потратили кучу времени и сил. Стоянка в устье ЛаймолыНормальных стоянок нет, поэтому встали на правом берегу в смешанном лесу. Выход к воде неудобен, катамараны вытаскивать некуда, пришлось оставить на воде. (N61.666429, E 32.177943)

    На следующий день впадаем в Тулемайоки. Надежды на то, что эта река крупнее и перекаты должны быть полноводнее оправдались лишь частично. Проводок и вправду стало меньше, но скорее из-за того, что Тулемайоки носит более спокойный характер. Не было почти ни одной шиверы, где бы 4-ка не садилась и не приходилось её спихивать с мелей.

    Хотим предупредить сразу!: хорошие стоянки (две) находятся только в верховьях реки! Все остальные места, в некоторых отчётах называемые стоянками, могут стать таковыми только от безысходности: трава, смешанный лес, плохой выход на берег, мало места.

    Обе хороших стоянки расположены на правом берегу, первая примерно здесь (N 61.63610°, E 32.13700°), вторая на высоком берегу в заливчике (N 61.617632°, E 32.14706°). Встали на второй - это у нас полу-днёвка получилась. Сосны, небольшая всхолмленность, ягель. Прям Карелия:). Дальше таких стоянок нет. Надо сказать, что берега реки заросли смешанным лесом и кустарником, поэтому создается ощущение, что плывешь по Подмосковью, но стоит вылезти на берег и отойти от реки, как попадешь в настоящую тайгу с валунами, ягелем ,буреломами, крутым рельефом, болотами и ручьями. Видимо, длительный молевой сплав леса нарушил природный баланс береговой полосы.

    На следующий день выплыли не рано. К вечеру догребли до разрушенного моста и встали за ним на левом берегу. (N 61.53411, E 32.10878). Стоянка средней паршивости, видели гадюку.

    Далее никаких особых препятствий на реке нет, потому и описывать нечего – гребли и гребли.Типичная стоянка на Тулёме Встали на стоянку на ПБ, не доплывая 4 км, до верхней плотины (N 61.44593, E 31.89839). Тоже, следует признать, не супер-стоянка. Поляна, заросшая травой и окружённая молодыми берёзками. Сюда подходит дорога и в выходные наверняка приезжают местные жители на рыбалку. Рыба в реке есть, но, к неудовольствию некоторых участников, сама на берег не выползает. С собой лучше брать и удочки для мелочи, и спиннинги для окуня и щуки.

    Обнос верхней плотиныНа следующий день у нас предстоит обнос двух плотин. На первой воды нет совсем - верхний бьеф полностью сухой, вода переливается через маленькое понижение в плотине. Чалка на ЛБ прямо перед плотиной. Обносим суда и вещи до конца гранитных лбов, но дальше тоже плыть нельзя – между валунами текут небольшие ручейки. Поэтому вещи занесли до разлива за перекатом, а пустые катамараны протащили по «воде».

    До следующей плотины сплошной плёс. Для обноса плотины зачалились на ЛБ. Обнос нижней плотины по ЛБЗдесь необходимо сгрузить вещи и перенести к воде за плотину, а суда перечалить на небольшой мысок, расположенный примерно в 100 м. перед плотиной и обнести их по ПБ по дороге. Обнос по ПБ короткий, но спуск в воду неудобный — место только на одно судно, обрывистые берега, сразу у берега глубоко. Поэтому и имеет смысл по ПБ обнести только суда, а потом подплыть к вещам и загрузиться. А так нам пришлось нести катамаран вертикально между деревьями, причём длина обноса – несколько сот метров. Очень тяжело. 2-ку обнесли по правому берегу без проблем.

    Поскольку хоть каких-нибудь приемлемых стоянок на реке так и не появилось, решили догрести в этот день сразу до Ладоги. Пор. Колхозный и шиверы вокруг него по нашей воде не представляют никакого интереса, хорошо хоть сидели на камнях в них не часто.

    Вплыв в Ладогу, повернули к западу (направо) и, прогребя около 2 км, встали на стоянку. Отличный песчаный пляж, но стоянка в не самом красивом лесу, да и дорога подходит прямо к этому месту. С одной стороны это хорошо – при выброске машина подъехала почти к лагерю, с другой – периодически приезжают местные жители покупаться, половить рыбу, но особых неудобств это не доставляет. Стоянка: N 61.36164, E 31.79865. Грязное время - около 9 часов.

    Для выброски до Лодейного Поля воспользовались услугами Николая Фёдоровича: 8-921-46-59-073. Живёт в Салми, у него м/автобус Renault Trafic. Нашли его случайно, порасспрашивав местных жителей на главной площади. Оказалось, что рейсовых автобусов до Лодейного Поля нет, ходят только проходные питерские. Электричка, так же по словам местных - суббота, воскресенье, понедельник. Расписание не уточняли, т.к. остановка расположена очень не удобно. Вот так и получилось, что для выброски общественным транспортом воспользоваться не смогли.

    Вот такой вот получился краткий отчёт по рекам. Выводов, в отличии от остальных отчётов, не будет - делайте их сами:)
С вопросами пишите: kvkonst@mail.ru
При подготовке похода пользовались вот этим отчётом. Там же можно скачать карты и треки.
Наши треки и точки лежат ТУТ. Топокарты ТУТ. Карта для гармина ТУТ.